Цели:
Образовательные:
- познакомить учащихся с новым словарём, создать условия для развития речи и расширения кругозора учащихся.
Развивающие:
- способствовать развитию коммуникативных и познавательных способностей учащихся, навыков работы с текстовым материалом;
- создать условия для развития у школьников умения анализировать информацию; содействовать быстрой актуализации и практическому применению ранее полученных знаний, умений и способов действовать в нестандартной ситуации.
Воспитательные:
- содействовть воспитанию у детей культуры общения;
- формировать самостоятельность и креативность мышления в условиях групповой работы;
- способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной работы.
Тип урока: урок изучения нового материала (знакомство со словарем иностранных слов).
Фомы работы: парная, групповая, фронтальный опрос, дискуссия
Методические приемы: частично-поисковый, группировка, анализ.
Эпиграфом к уроку могут стать слова В.Г.Белинского:
“Все народы меняются словами и занимают их друг у друга”.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя (о теме и цели урока).
Учит. Здравствуйте, ребята! Поприветствуем гостей.
– Что необычного вы заметили? (нет тетр., учеб, ничего нет на доске).
– Предлагаю вам провести сегодняшний урок необычно, как в иностранной школе, чтобы глубже погрузиться в тему урока. У нас не будет традиционных тетрадей, их заменят рабочие листы.
Задание1. Послушайте текст, выпишите слова, которые покажутся вам знакомые.
1 ученик читает английский текст “Sport in England”.
– Какова тема текста?
2 ученик читает текст на немецком языке.
– О чём этот текст?
Учитель или ученик читает текст на французском языке
P.S. все тексты о спорте и содержат слова спорт, теннис, баскетбол, футбол – все слова звучат на разных языках одинаково.
– Какова тема теста?
– Почему вы так решили? Ведь тексты на разных иностранных языках?
(Ребята высказывают свои мнения.)
Вывод: в русском языке есть слова, заимствованные из других языков.
– Что значит заимствованные? (мнения детей)
– Давайте проверим себя по словарю. Какой словарь нам поможет в этом? (толковый)
Задание2. Заимствовать – …
– Определите тему сегодняшнего урока.
– Запишите тему урока (Заимствованные слова).
II. Создание проблемной ситуации, побуждение к дискуссии.– Как иностранные, заимствованные слова к нам попали? Почему же слова из одного языка проникают другой? И какими путями?
(люди ездят в др. страны, через СМИ, из фильмов…)
– А что происходит со словами-“иностранцами”, когда они попадают в русский язык?
(Приживаются).
– Давайте докажем, что в нашем языке есть такие слова. Какими словарями вы можете воспользоваться? (своими этимологическими). Приведите примеры таких слов (устно).
– Сегодня мы с вами знакомимся с новым словарём!
– Кто догадался, как называется этот словарь? (заимствованных, иностранных слов)
– Давайте вспомним и те словари, которые нам уже хорошо известны и мы часто к ним обращаемся.
III. Актуализация ЗУН (опора на имеющиеся знания о словарях)
– Какой словарь мог так рассказать о начале своего рабочего дня.
/открываются словари на выставке/
От лица словарей могут читать дети или учитель.
Фразеологический словарь. “Встал ни свет, ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От холодной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки”.
Толковый словарь. “В 6 часов началось моя любимая спортивная передача. Вслушиваюсь в комментарий Сергея Ческидова. В его речи то и дело мелькают слова: слалом, биатлон, фристайл. Я что они означают? Пришлось призвать на помощь всю свою эрудицию, чтобы растолковать: слалом – это скоростной спуск с гор по извилистому пути, обозначенному контрольными воротами; биатлон – зимнее спортивное двоеборье – лыжная гонка с остановками для стрельбы; фристайл – прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур”.
Словарь синонимов. “Да, ничего не скажешь, замысловатые слова… Ну все, пора а работу: думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить мозгами”.
Словарь антонимов. “Встал то ли утром, то ли вечером. Не разобрал, было темно или светло. Не мог решить, что надеть белое или чёрное? Я ведь уже не маленький, а большой! Сам вымыл посуду, чтобы она была не грязная, а чистая. На душе было грустно, но потом стало весело!”
– О каком словаре мы ещё не упомянули? (этимологическом).
Вывод:
– В каких случаях словари приходят вам на помощь? (трудное написание, перевод текста, значение слова,…)
Физминутка
IV. Творческая практическая работа (закрепление).
Задание 3.
Предлагаю вам, пока не используя новый словарь заимствованных слов выполнить задание.
Распределите слова по группам, в зависимости от той страны, к которой они относятся.
традиции | дерево-символ | кухня | |
Испания | коррида | олива | паэлья ??? |
Италия | карнавал | пиния ??? | спагетти |
Япония | икебана | сакура | суши |
Америка (США) | родэо | секвойя | гамбургер |
- Почему, даже, не прибегая к словарю, вам удалось выполнить это задание? Ведь слова то были иностранные?
Вывод:
- Мы знакомы с заимствованными словами, оно прочно прижились в нашем языке.
Задание 4.
Из данных слов составьте предложение или небольшой текст и определите, из какого языка пришли к нам эти слова (по словарю).
1 вариант. Амулет (фр.), ансамбль(фр.), арфа(нем.), артист(фр.), бисер(араб.)
2 вариант. Боулинг (англ.), теннис(англ.), солист(итал.), актер(фр.), интервью(англ.)
3 вариант. Анкета (фр.), автор(лат.), брелок(фр.), кристалл(греч.), медуза (греч.)
4 вариант. Астрономия(греч.), аппликация(лат.),динозавр(греч.), дисплей(англ.), метеорит(фр.)
– Проверка устно.
Задание 5.
Составьте как можно больше слов с приставками, используя новый словарь.
1,2группа -теле |
3,4группа -видео |
Телефон, телевизор, телефакс, телецентр, телекинез, телепрограмма, телепередача | Видеомагнитофон, ролик, клип, кассета, камера, фильм, запись, плёнка,наблюдение… |
Вывод:
В нашей жизни очень много иностранных слов,…/мнения детей/.
Оценивание:
Предлагаю выполнить самооценку. Пусть каждый из вас оценит свою работу, используя фразеологизмы. Выберите подходящий для вас.
– Заблудился в трёх соснах.
– Шевелил мозгами.
– Играл в бирюльки.
V. Итог. Рефлексия.
– С каким словарём мы познакомились? Ваше впечатление от урока? Что удивило? О чём бы вы хотели рассказать родителям?
Закончить наш урок мне бы хотелось словами учёного В.Г.Белинского: “Все народы меняются словами и занимают их друг у друга”.
VI. Дома.
Найдите в словаре иностранных заимствованных слов слова, относящиеся к теме “Спорт”, запишите их, указав, из какого языка они пришли к нам и что обозначают.