По своему статусу наше дошкольное образовательное учреждение является детским садом присмотра и оздоровления. 100% детей посещающих наш детский сад это часто болеющие дети, из них 73% имеют сопутствующую патологию. Высокий уровень заболеваемости, увеличение распространённости функциональных расстройств у детей и взрослых указывает на приоритетность проблемы здоровья человека.
Здоровье ребёнка – это сложное интегральное понятие, включающее характеристики физического, психического, социально-личностного развития и адаптивных возможностей организма. Здоровый, хорошо развитый ребёнок обладает большой функциональной активностью всех систем организма, в том числе и системы адаптационных механизмов, он легче справляется с любыми трудностями.
Одним из значимых показателей социального здоровья ребёнка старшего дошкольного возраста является показатель его активности и самостоятельности. Мы провели некоторые исследования в нашем дошкольном учреждении, целью которых было: выявить уровень умения детей старшего дошкольного возраста играть и заниматься самостоятельно, находить себе дело по душе. В исследовании приняли участие 72 ребёнка. Результат оказался следующим: 27 % детей нашли себе игру или занятие в первые 5-10 минут, ещё 40% в первые 10-15 минут, 33% детей не смогли занять себя самостоятельно в течение 20 минут, им понадобилась помощь взрослого. В чём же причина? Проанализировав ситуацию, мы выделили следующие причины:
- Развивающая среда в группе не соответствует запросам детей, их интересам;
- Деятельность детей в ДОУ излишне регламентирована. Мы подсчитали, что практически 70-80% времени в детском саду для ребёнка составляет деятельность организованная взрослыми, и 50 % из них – строго регламентированная, включая режимные моменты;
- У детей недостаточно сформированы самостоятельность и активность.
Недопустимо выпускать дошкольника в самостоятельную жизнь без психологической защиты. Для осознания ребёнком себя, понимания своего значения, своей роли в жизни, в обществе необходимо решить задачи по формированию социальной уверенности, выработке психологической уравновешенности, сдержанного поведения, сведения к минимуму отрицательных эмоций, чувства тревоги. Для успешного решения этой задачи необходимо включать в систему воспитания такое средство как “Социальное закаливание”.
При создании оптимальной системы комплексных мероприятий по развитию у детей социального опыта, коммуникативных способностей, эмоциональной сферы и адаптивных возможностей необходимо учитывать следующие условия:
- Медицинские и социальные вопросы необходимо решать в комплексе.
- Не допускать перегрузки детей, так как перегрузка любого рода (физическая, нервно-психическая, интеллектуальная) ведёт к потере здоровья. Поэтому необходимо органически соединить между собой все элементы комплекса, при этом, не усложняя системы, а напротив, максимально упрощая её. Только в этом случае она сможет быть “работающей”.
- Формировать у всех членов педагогического процесса способность видеть и понимать закономерные связи детского организма с внешней средой, учить правильно использовать психогигиенические средства и осознавать то, что ни одна педагогическая задача не может быть решена без опоры на данные психофизического состояния ребенка.
Так возникла идея создания новой формы работы с детьми, родителями и педагогами “День свободы, игры и самостоятельности”. Целью данного мероприятия является обеспечение личностной ориентации содержания образования через его соответствие возрастным закономерностям развития детей дошкольного возраста их возможностям и способностям. Для достижения поставленной цели выделила следующие задачи:
- Выявить условия и факторы, стимулирующие и (или) препятствующие созданию психологического комфорта, развитию адаптивных возможностей детей дошкольного возраста;
- Изучить индивидуальные особенности и интересы каждого воспитанника ДОУ, на основе диагностик уровня развития игровых навыков, компетентности детей в различных направлениях;
- Осуществить организацию разнообразной, богатой случайностями развивающей предметно - игровой среды в группе и планирование деятельности детей с учётом их интересов и индивидуальных особенностей, а так же пожеланий родителей;
- Осуществить самоанализ деятельности педагога по следующим направлениям работы:
- организация и руководство игровой деятельностью;
- взаимодействие детей со сверстниками;
- взаимодействие с родителями детей;
- организация предметно-игровой развивающей среды в группе.
- Организовать игровую деятельность, включающую в себе механизмы социокультурного развития детей, все его компоненты;
- Стимулировать участие членов семьи в педагогическом процессе, выявить пожелания родителей в развитии их малыша;
- Повышать компетентность педагогов и родителей по вопросам социально-личностного и эмоционального развития ребёнка в игре, созданию психологического комфорта.
Почему свободы? Мы всё чаще обращаемся к таким документам, как Декларация прав ребёнка (1959г.), Конвенция о правах ребёнка (1989г.), где на законодательном уровне говорится о предоставлении детям прав и свобод, прежде всего, права на развитие своих интересов, сохранение своей индивидуальности, формирование собственных взглядов и убеждений, права на личную жизнь, отдых, досуг, игры. Между тем наблюдения за практикой детских садов показывают, что проблема предоставления детям свободы выбора не является для воспитателей значимой.
Ребёнок дошкольного возраста полностью зависит от взрослого. Вводя ограничения, взрослый ограничивает не свободу, а произвол личности, который может быть разрушительным для общества и для самой личности, её здоровья. Свобода выбора – это умение выбирать лучшее для себя и других. В основе этого умения лежит овладение ребёнком различными видами деятельности и активное взаимодействие с окружающей средой. При этом рамки свободного выбора должны расширяться по мере овладения ребёнком различными видами деятельности. Предоставление личности свободы не означает снятие всяческих ограничений. Этим можно дать только внешнюю свободу, которая легко переходит в произвол. Гораздо важнее дать ребёнку знание самого себя, окружающего мира и научить реализовывать себя в деятельности, то есть внутреннюю свободу. Ситуации свободного выбора помогут ребёнку самому определить свою зону ближайшего развития, а педагогу – сориентироваться на неё. Чтобы дети употребляли свободу с пользой для дела, а не с целью удовлетворения своих примитивных потребностей, ситуации свободного выбора должны развивать ребёнка, а взрослым необходимо научиться создавать условия для расширения интересов и развития потребностей детей, которые определяются следующими условиями:
- Организация соответствующей детским интересам предметно–игровой среды;
- Демократический стиль общения с детьми;
- Развитие умения детей осуществлять выбор деятельности и отношений в соответствии со своими интересами и реализовывать его.
Успешность ребёнка в разных видах деятельности существенно зависит от развития его способности действовать активно и самостоятельно. Мы очень часто наблюдаем, как взрослые пресекают и подавляют детскую активность и самостоятельность детей, в том числе и педагоги. Между тем детская активность и самостоятельность имеют огромное значение для развития ребёнка и подготовки его к условиям жизни в современном обществе. В идеале, дети в процессе воспитания и обучения в детском саду должны научиться самостоятельно ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать её условия, формулировать проблемы и гипотезы, предложения о вариантах решения проблемных ситуаций, находить для этого средства, преодолевать разногласия, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата. В таких условиях детский коллектив начинает работать как самоорганизующееся общество, в котором педагогу отводится только корректирующая роль, которая является очень непростой и требует профессионализма.
Взрослый должен уметь создавать условия для поддержки детской активности и самостоятельности: мотивировать и создавать условия для детской игры и экспериментирования, предоставлять детям возможность проявлять свою активность и самостоятельность, например выбор занятия или игры по интересам, создавать проблемные ситуации. Главный принцип компетентной помощи ребёнку - вместе с ребёнком, а не вместо него.
Что же касается игры, то именно в игре дети приобретают первый коммуникативный опыт, опыт коллективного мышления, и именно в ней происходит всестороннее развитие личности ребёнка, в том числе и социально - личностное. Игровая деятельность имеет обучающее, воспитательное и психокоррекционное воздействие на ребёнка. От того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению. Игра должна быть совместной деятельностью педагога с детьми, но чтобы она стала подлинным средством творческой самореализации ребёнка, в полной мере выполняла свои развивающие функции, она должна быть:
- свободной от навязанной взрослыми “сверху” тематики и регламентации действий, педагог должен быть не диктатором, а играющим партнёром (так, что ребёнок почувствует не моральное превосходство воспитателя, которому надо подчиниться, а лишь превосходство “умеющего интересно играть” партнёра);
- игра на всех возрастных этапах должна быть самостоятельной деятельностью детей;
- ребёнок должен иметь возможность овладевать всё более сложным “языком”, способами осуществления игры, увеличивающими свободу реализации его замыслов.
Детская игра может носить диагностический характер. Исследования С.Л.Новосёловой, Е.В. Зворыгиной. Н.Ф. Комаровой и др., проведённые в центре “Дошкольное детство” им. А.В. Запорожца, позволили сформулировать ряд фундаментальных положений в отношении теории детской игры, которые послужили основой для выделения основных параметров оценки сформированности игровой деятельности ребёнка–дошкольника. Диагностическим показателем в игровой деятельности могут выступать: замысел, количество и разнообразие игровых задач, система свёрнутых игровых действий, способы решения игровых задач, использование предметов–заместителей и воображаемых предметов, особенности взаимодействия детей в игре, устойчивость, длительность игры и т.д. Общий уровень развития игры даёт представление об общем психическом развитии ребёнка. Если игровая деятельность развита в достаточной степени, то можно говорить о том, что основные новообразования возраста будут вполне сформированы к концу дошкольного возраста и обеспечат лёгкий и беспроблемный переход на следующий возрастной этап развития.
В процессе “Дней свободы игры и самостоятельности” можно увидеть и оценить динамику становления компетентности ребёнка. Педагоги, а по возможности и родители, ведут наблюдение за проявлением умений, инициативы и активности детей в установлении и поддержании:
- социальных контактов (социальная компетентность);
- в стремлении сделать свою речь понятной для других и готовности понимать речь окружающих (коммуникативная компетентность);
- в готовности успешно реализовывать свои замыслы (деятельностная компетентность);
- в умении использовать разные источники информации (информационная компетентность);
- в готовности использовать разные доступные средства для сохранения жизни и здоровья (здоровьесберегающая компетентность).
Согласованные результаты наблюдений за детьми педагоги отражают не реже чем 2 раза в год в “Листах динамики развития детей”. Задача педагогов заключается в анализе причинно–следственных связей факторов, обусловивших динамику развития ребёнка, в том числе и эффективность собственных действий.
Свою деятельность, как заместителя заведующего по учебно- воспитательной работе вижу в создании оптимальной системы, предполагающей тесное сотрудничество всех участников педагогического процесса, которая базируется на основе интеграционного подхода к организации данного мероприятия.
Приведу примерный план одного из “Дней свободы игры и самостоятельности”, где отражена работа с детьми, родителями и педагогами, а так же диагностико-аналитическая деятельность:
В заключении, я хочу отметить, что в результате проведения Дней свободы игры и самостоятельности:
Дети
- приобретают опыт в различных областях жизни, в том числе в социальной;
- становятся активными самостоятельными, независимыми от взрослых;
- учатся общаться и договариваться со сверстниками взрослыми;
- познают себя и окружающий мир вокруг;
- реализуют свои способности.
Педагоги
- учатся наблюдать за детьми, анализировать их поведение, осуществлять самоанализ своего деятельности;
- при планировании и организации учебно-воспитательного процесса учитывают индивидуальные особенности детей, их интересы и предпочтения, а так же запросы родителей.
Родители
- приобретают педагогический опыт;
- учатся наблюдать за своим малышом, понимать его, принимать таким какой он есть.