Цели:
1. Дать учащимся понятие о непроизносимых согласных.
2. Выработать алгоритм правописания слов с непроизносимыми согласными.
3. Развить наблюдательность, внимание, логическое мышление. Прививать интерес к предмету.
Ход урока
1. - Ребята, прежде чем начать урок, я бы хотела, чтобы вы прочитали письмо, которое пришло к нам из леса, от Хозяйки леса. В нём она хотела рассказать о том, что происходило в лесу поздней осенью. Но по дороге письмо попало в руки страшному деду Буквоеду, и он похитил из некоторых слов буквы.
Если мы сумеем восстановить слова, то они останутся в нашей речи, а если нет, то могут навсегда исчезнуть.
Но дед Буквоед похитил буквы на такие правила, которые мы ещё не изучали, но встречались с этими словами в речи. И я думаю, вы догадаетесь, как помочь словам.
Вот такая ответственная задача стоит перед нами.
Слайд 1.
Задание: Выпишите слова в столбик, подчеркните согласные, которые не произносятся. Назовите буквы которые вы вставили (л, д, т.)
- Буквы л, д, т обозначают гласные или согласные звуки?
- Сравните написание и произношение этих слов? (звуки л д т не произносятся, а буквы л д т пишутся)
- Обратите внимание, когда же согласный не произносится в слове? (Когда рядом несколько согласных.)
- Подумайте, как можно назвать согласный, который не произносится в слове?
- Догадайтесь о чём пойдет речь сегодня на уроке?
Слайд 2.
2. Прочитайте тему урока. А теперь прочитайте правило в учебнике на странице 125, как проверить непроизносимые согласные в корне слова.
Подберите к словам однокоренное слово, где этот звук произносится. Выделите корень.
(Солнце - солнечный, ненастные - ненастье, грустно - грустить, поздние - опоздать.)
Сайд 3.
3. Прочитайте загадку. Назовите отгадку.
Какие слова с непроизносимой согласной вы увидели? Какой согласный не произносится? Попробуйте проверить. Проверочного слова нет. В нашем языке есть ещё слова, в которых нельзя проверить непроизносимые согласные. Эти слова мы запишем в словарик и запомним.
Слайд 4.
Слова: лестница, праздник, чувство, здравствуй.
4. Хозяйка Леса похвалила вас. Вы успешно справились с задачей деда Буквоеда и за это она познакомит вас с одной из народных примет.
Слайд 5.
Если осень стоит ненастная, будет дождливая весна.
Есть ли в предложении слова с непроизносимой согласной? Как проверить? Спишите предложение и подчеркните непроизносимую согласную.
- Какие ещё орфограммы встретились в словах? Подчеркните и проверьте устно.
Физкультминутка.
На болоте две подружки -
Две зелёные лягушки.
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет.
Всем друзья физкультпривет!
5. Работа над упражнением 296 на странице 126.
Прочитайте текст. А каком времени года идёт речь? Найдите слова с непроизносимой согласной, выпишите их в тетрадь, подчеркните буквы.
6. В этом тексте автор восхищается началом зимы. У А.С.Пушкина любимой порой была - поздняя осень, и он писал:
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила:
Мы уже знаем много стихов А.С.Пушкина, но сегодня мне хотелось бы посмотреть, как вы помните сказки поэта.
Слайд 6.
Узнали ли вы сказку? Замените подчёркнутые слова синонимами с непроизносимыми согласными, и тогда получится тот текст, который был у А.С.Пушкина.
Запишите пары слов. С печальной - с грустной, добрый день - здравствуй, пасмурный - ненастный. Найдите в словах непроизносимую согласную и подчеркните.
7. Итог урока.
- Мы сегодня на уроке неплохо потрудились и слова с непроизносимой согласной никогда не исчезнут из нашей речи. Приведите примеры слов с непроизносимой согласной.
Слайд 7.
- Что вы хотите сказать о сегодняшнем уроке?
- Что нового узнали?
- Поднимите руку кто доволен тем как работал на уроке?