Элективный курс по физике "Световые явления " и урок по теме "Распространение света в оптически неоднородной среде"

Разделы: Физика


В условиях профильного обучения старшекласснику предстоит сделать жизненно важный выбор, который, как правило, определяет дальнейшее образование, будущую профессиональную карьеру и, соответственно связан с выбором образа жизни. В то же время известно, что учащиеся выпускного девятого класса основной школы испытывают серьезные затруднения в выборе профиля обучения в старшей школе

Как же помочь школьнику определиться? Для этого в 9 классах организована предпрофильная подготовка обучающихся. Большая роль в этой подготовке отводится элективным курсам. Спецкурсы по физике отличаются от спецкурсов по другим предметам своей экспериментальной направленностью.

Программа рассчитана на 16 часов. Учащиеся выполняют фронтальный эксперимент с реальными приборами, выполняют практическую работу “Зрительные иллюзии”, изготавливают камеру- абскура, решают графические задачи, участвуют в конференции по практическому применению отражения света, слушают лекции с использованием большого числа видеофрагментов. Имеют возможность постоянно использовать теоретический материал из электронных учебных изданий.

Цель курса: повышение интереса обучающихся к изучению физики с помощью реальных и виртуальных экспериментов.

Задачи курса:

  • развитие мышления обучающихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования компьютерных технологий;
  • приобретение опыта использования информационных технологий в учебной деятельности;
  • формирование познавательного интереса к физике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения;
  • подготовка к продолжению образования и осознанному выбору профессии.

Учение о свете и световых явлениях составляет очень важный раздел физики, называемый оптикой. Знание основных оптических законов имеет большое познавательное практическое значение.

Чтобы выяснить причины тех или иных световых явлений, нужно обнаружить связь наблюдаемого явления с другими и объяснить его на основании определенного закона природы. Тогда загадочность явления исчезает, и мы приобретаем о нем научное знание.

И в повседневной жизни мы встречаемся со многими световыми явлениями и не задумываемся над ними - настолько они привычны для нас, но объяснить их мы часто затрудняемся.

Чтобы получить ответы на многие вопросы надо ознакомиться с различными источниками света, с законами распространения света, с различными его действиями на тела.

Оптические явления в этом курсе изучаются на основе наблюдений и опытов. Некоторые опыты будут поставлены учителем, другие проделаны обучающимися самостоятельно, третьи - это виртуальные эксперименты.

На протяжении всего периода изучения курса проводится текущая аттестация обучающихся. При этом контролируется посещение занятий, работа на занятиях, выполнение лабораторных и практических работ.

Вид работ

Максимальная оценка в баллах

1

Посещаемость

1

2

Работа на занятиях

3

3

Практические работы

3

4

Лабораторные работы

3

 

Название темы

Кол-во

часов

Форма урока

1-2

Свет. Источники света. Распространение света. Световой луч.

2

Лекция.

Видеофрагменты: “Точечный источник.”, “Тень и полутень.”, “Солнечное затмение.”

3

Изготовление камеры - абскура.

1

Практическая работа.

4

Отражение света.

1

Лекция. Видиофрагменты: “Зеркальное отражение.”, “Закон отражения.”

5

Изучение отражения от плоского зеркала. Уголковый отражатель.

1

Виртуальная лабораторная работа.

6

Практическое использование отражения света.

1

Конференция

7

Преломление света. Зрительные иллюзии.

1

Лекция.

Видеофрагменты: “Преломление света”, “Оптические иллюзии”, “Закон преломления”

8

Изучение преломления света.

1

Виртуальная лабораторная работа.

9

Полное внутреннее отражение.

1

Лекция.

Видеофрагменты: “Полное внутреннее отражение”, “Использование световода в гастроскопии”

10

Распространение света в оптически неоднородной среде.

1

Лекция.

Видеофрагмент “Образование миражей”

11

Линзы.

1

Лекция.

Видеофрагменты: “Тонкая линза”, “Ход лучей в линзе”, “Собирающая линза”, “Получение изображения с помощью линзы”

12

Построение хода лучей в собирающей линзе. Построение хода лучей в рассеивающей линзе.

1

Виртуальная лабораторная работа.

13-14

Призма. Спектр. Мир красок.

2

Лекция.

Видеофрагмент: “Свет и цвет”

15

Зрение. Инерция зрения.

1

Лекция

16

Зрительные иллюзии.

1

Практическая работа.

Элективный курс создан на основе следующих учебных пособий:

  1. А.В.Перышкин, А.Н.Чемакин. факультативный курс физики. М. “Просвещение” 1975.
  2. Л.В. Тарасов, А.Н. Тарасова. Беседы о преломлении света. Библиотечка “Квант”. М. “Наука”. 1982.
  3. М.И. Блудов. Беседы по физике. М. “Просвещение”. 1992.
  4. С.С. Хилькевич. Физика вокруг нас. Библиотечка “Квант”. М. “Наука” 1985.
  5. Учебное электронное издание. Программа 1С: Репетитор. Физика.
  6. Учебное электронное издание. Физикон.2003.Физика 7-11 классы. Практикум.
  7. Библиотека наглядных пособий. Физика 7-11 класс.

Ход урока