Опыт организации групповой работы на уроках

Разделы: Общепедагогические технологии


Любой учитель, тем более учитель, работающий в системе развивающего обучения (РО), стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремиться обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы. Быть инициативным в получении новых знаний. Известно, что умение учиться – это “новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества (Г.А.Цукерман). Психологи давно определили, что “инкубатором” самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей.

Работа в системе РО и использование на уроках групповой работы убедили меня в том, что:

– возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
– меняется характер взаимоотношений детьми: исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность;
– сплоченность класса резко возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя;
– растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;
– учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, так, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей.

Все группы в процессе становления проходят стадию конфликтных отношений, что тем не менее помогает воспитательной работе учителя. Не каждый ребенок быстро и безболезненно включается в учебный процесс. Что может привести к развитию тревожности. Таким детям стараемся помочь, включая их в групповую работу.

Говоря о целях организации совместной учебной работы детей, я имею в виду дать каждому ребенку:

– эмоциональную поддержку, без которой многие дети не могут добровольно включиться в общую работу класса;
– возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах;
– опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться: цель – планирования – рефлексия.

Учитель при этом получает дополнительные мотивационные средства для вовлечения детей в содержание обучения; возможность сочетать на уроке обучение и воспитание; строить человеческие и деловые отношения с детьми.

Остановимся на общих моментах организации групповой работы.

При построении учебного сотрудничества детей необходимо учитывать, что такой формы общения в детском опыте еще не было, поэтому ее надо культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык.

(Прекрасный помощник при организации групповой работы – книга Г.А. Цукерман и др. “Введение в школьную жизнь”.)

Вводя новую форму сотрудничества, первоначально надо дать ее образец, при этом внимание акцентировать на формах взаимодействия – речевых клише: “Ты согласен?”, “Не возражаешь?” и т.д. Я назвала их вопросами запуска дискуссий, которыми каждая группа пользуется при работе. По – настоящему образец будет освоен детьми только после разбора двух – трех ошибок. Но при этом надо разбирать не содержательные ошибки (например, “Вы неправильно составили схему”), ход взаимодействия (“Ваша группа доброжелательно, терпеливо работала” и т.д.). Оценивать следует общую работу группы, а не давать ученикам, работающим вместе, разные оценки.

Следующий момент, который требует внимание учителя – это подбор детей в группы. Конечно, объединять надо с учетом их личностных склонностей. Замечено, что самому слабому ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый, доброжелательный партнер. Двух озорников объединять опасно.

Если соединить детей по их желанию, то группы получаются разного уровня знаний, начинаются обиды, разочарования, вплоть до нежелания работать в группе. Руководитель работой класса, где соседствуют сильные и слабые группы, учителю труднее. Я остановилась на такой форме подбора членов групп: организатора (капитана, руководителя) каждой группы назначает учитель из числа наиболее способных учащихся. Далее называются 4 – человек примерно одинакового уровня знаний (в зависимости от количества учащихся в группе). Каждый организатор выбирает одного ученика в группу, потом эти двое решают, кого пригласить к себе в группу из названных учителем, каждый раз отбирая по одному ученику. Таким образом, равномерно распределяются между собой сильные и слабые ученики, и группы получаются равносильные.

Для того чтобы группы срабатывались, нужны минимум 5-6 занятий . Потом можно группы переформировать, чтобы дети получили опыт сотрудничества с разными партнерами. Я пошла чуть – чуть иным путем. Поскольку в III классе групповая работа проводилась только на уроках русского языка и литературы, состав групп менялся после каждой четверти. Дети выражали недовольство, они хотели продолжать работу в старом составе. В 4 классе групповую работу начала использовать и преподаватель изобразительного искусства и учитель музыки. Целый год мы работали с постоянным составом на русском языке и математике, а на музыке и ИЗО у групп был иной состав. Так мы компенсировали нехватку опыта сотрудничества детей с разными партнерами.

Работа в группах требует нетрадиционного размещения рабочих мест учащихся в классе. Для парной работы удобны обычные ряды, для групповой же работы парты надо ставить так, чтобы каждый ребенок видел всех своих собеседников; не сидел бы спиной к доске, мог легко дотянуться до общего листа бумаги, где фиксируется итог работы группы; был в пределах досягаемости от членов групп (чтобы дети могли соединить протянутые руки, показывая завершение работы). Дети любят переставлять парты, предлагая при этом самые разнообразные варианты их размещения.

Эмоционально значимые беседы на нравственные темы, обсуждение проблем взаимоотношений мы вели, разместившись кружком. Дети не боятся обсуждать свои личные проблемы, а класс, конечно, готов им помочь.

У группы должна быть ориентация только на мыслительную работу. “Мы группа, значит, мы способны действовать”, – говорят дети, соединив вместе руки перед началом работы.

Какие роли должны быть в группе?

Здесь есть много вариантов, например:

  1. Организатор – отвечает за работу группы в целом.
  2. Спикер – выступает пред классом с готовым решением группы.
  3. Секретарь – записывает высказывание идеи и решения.
  4. Критик – высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения.
  5. Контролер – проверяет, все ли поняли принятое решение.

Вот другой вариант: капитан, докладчик, писарь, бодрила, контролер. Важно, чтобы все члены группы побывали в каждой из выделенных ролей.

Я остановились на первом варианте. Роль организатора очень сложна и трудна. Чтобы легче было руководить процессами, протекающими в группе я составила своего рода алгоритм движения при выполнении заданий в группе. Вот что получилось:

Алгоритм движения при выполнении задания в группе

  1. Повторение задания, которое будет выполняться, для более осознанного его понимания.
  2. Анализ условия (разграничения границ знаний для нахождения способа решения поставленной задачи).
  3. Выдвижение версий всеми членами группы (формулировка собственной точки зрения, выяснение точек зрения партнеров, выявление разницы).
  4. Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих для выполнения задания.
  5. Совместное принятие решения.
  6. Анализ решения задания, его оформление.
  7. Проговаривание в группе выступление спикера.
  8. Представление решения спикером.

Несколько советов, чего стоит делать при организации групповой работы:

– нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;
– разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;
– Групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в І – II класса , не более 20-30 минут – IІI – IV классах;
– Нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представит “продукт” совместного труда. В классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);
– нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.

Почему так важна комбинация традиционных и групповых методов?

На рисунке 1 показано, насколько ученики усваивают материал в зависимости от метода, используемого учителем. Использование обучения в группе наряду с традиционными методами позволяют учителю существенно улучшить качество обучения.

Чем отличается обучение в группе от традиционного академического?

На традиционном уроке учитель сообщает ученикам новую информацию, дети пассивно слушают и, в случае если их спросят, отвечают на вопрос. Желательны правильные ответы. Поэтому ученики соревнуются друг с другом за право высказать ожидаемый ответ, признание учителя, определенный статус в классе, хорошие отметки.

Объединенные для выполнения задания в группы ученики получают новые возможности для обучения и воспитания. Увеличивается вероятность того, что они выскажутся. Общаясь друг с другом, дети развивают умение слушать, думать и работать вместе. Это становится дополнительным мотивом для учебы как таковой.

Сравните две части рисунка 2. В левой части показана характерная для традиционного урока структура общения. Анализ содержания высказываний учителя показывает, что примерно 70% времени учитель говорит, на сообщение новой информации, инструкции по выполнению заданий и вопросы. Ученики должны сидеть тихо и воспринимать материал пассивно, воздерживаться от общения друг с другом.

В правой части рисунка 2 показано общение учителя и учеников при обучении в группе. Учитель способствует общению учеников друг с другом, и тем, самым, не только эффективному обучению, но и выработке личностных и социальных навыков. Количество времени, в течении которого говорит учитель, уменьшается с 70% до 25%.

В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.

Рисунки