Сложно сказать, каким был бы наш мир без взаимодействия. Смогли бы мы вообще существовать? Учёные утверждают, что индивид становится личностью только в процессе взаимоотношений с другими людьми. Во взаимодействии с учителем ребёнок постигает науки, осваивает опыт предшествующих поколений.
Термин “интерактивность” происходит от английского слова “interaction”, которое в переводе означает “взаимодействие”. Итак, интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, предполагающая наличие диалога между преподавателями и учащимися в рамках совместной познавательной деятельности1. В этом случае время лекций и монологов учителя сокращается и возрастает количество актов взаимодействия и активность участников образовательного процесса.
Музейная педагогика как молодая развивающаяся наука взяла интерактивность на вооружение. Во многих музеях мира уже делают ставку на интерактивность. Например, в Бостонском музее естественной истории рядом с чучелами медведя, лося, бобра приклеены образцы шерсти, которые можно пощупать, чтобы понять фактуру. Или в Москве, в Тимирязевском музее, интерактивная экспозиция “Комната открытий”, где можно потрогать настоящий бивень мамонта, посидеть на позвонке кита, примерить панцирь черепахи. А в Центральном музее связи им. А.С. Попова посетитель может извлечь электричество с помощью современной копии велосипедной динамомашины.2
Но, к сожалению, в наших школьных музеях интерактивные формы занятий практически не проводят. Думаю взрослые потенциальные посетители, а тем более дети, скорее предпочтут просмотру музейной экспозиции поход в какой-нибудь развлекательный центр, коих в современном городе предостаточно. Таким образом, для того, чтобы заинтересовать посетителя, необходим интерактив.
Одной из интереснейших интерактивных форм работы является ролевая игра.
Игра относится к числу основных видов деятельности человека. Она появилась в его жизни с незапамятных времен и до сих пор до конца не разгадана. Игра присутствует на всех этапах жизни человека, постоянно. Но, игры играм рознь. Одни игры включаются в учебно-воспитательный процесс, другие – являются исключительно развлекательными, третьи отличаются социальной направленностью и содержанием, особенностями целей и задач. По мнению известного психолога Б.Г. Ананьева, игра занимает ведущее место в социальном формировании человека как субъекта познания и деятельности. В искусственно воссозданных условиях человек проигрывает разные жизненные ситуации, что необходимо для его развития, изменения его социальных позиций, ролей в обществе, для формирования профессиональных интересов, потребностей, навыков. Человек может накопить в своей памяти определенное количество информации, может приобрести множество навыков для решения сложнейших жизненных задач, но без способностей к ролевому взаимодействию с другими людьми не один человек не в состоянии реализовать свои ресурсы и быть полезным.3
Собственно, ролевая игра – игра развлекательного или учебного назначения, где участник принимает какую-то роль и в воображаемой ситуации действует соответственно этой роли.
Существуют подвиды ролевых игр, различающихся по способу проигрывания:
- Опосредованные ролевые игры. Осуществляются игроком при помощи компьютера. К ним относятся: компьютерные, форумные ролевые игры, а также игры по электронной почте.
- Ролевые игры живого действия. Человек физически принимает участие в событиях игры. Разновидностью таких игр являются: настольные ролевые игры, полевые ролевые игры живого действия, учебные ролевые игры.
В целом, в сценарии ролевой игры прописаны только первоначальные ситуации, а все остальное оставлено на отыгрыш участникам-игрокам, как и что они сыграют, то и получится.
Можно говорить, что игровые методы необходимы:
- В рамках преподавания предметов, которые, кроме теории, включают в себя процедуры практического действия.
- В рамках воспитательной работы. В данном случае игровые методы позволяют педагогу работать с такой составляющей личности ученика как активность.
- При помощи игр можно включить учеников в организационную и управленческую деятельность: наиболее активные и подготовленные игроки участвуют в подготовке и проведении игры.
В детском археолого-краеведческом музее “Мастерская предков” ДДТ “Кировский” одной из форм экскурсионной работы со школьниками является ролевая игра. Суть заключается в следующем – на этапе подготовки экскурсоводы выбирают себе роль – гончара, ткача, костореза или каменотеса. Далее ребята шьют и декорируют костюмы. Для того чтобы одежда максимально соответствовала создаваемому образу, используются реконструкции одежды древних сибирских народов. Во время проведения экскурсий, ребята, перевоплотившись в древних мастеров, помогают постичь посетителям тайны и технологии ремесел. Экскурсанты в ролях гостей из будущего, учатся ткать, для того, чтобы сделать одежду, обрабатывать камень, кость, работать с глиной, для изготовления оружия, орудий труда, утвари.
Таким образом, используя ролевую игру в музейной педагогике, мы делаем учебный процесс живым, помогаем ребенку во время музейных занятий делать, пусть маленькие, но открытия.
_______________
1
Аляев Ю, Беляков А. Интерактивное обучение – диалог педагога с учащимися. // Народное образование, № 6, 2008, С. 199.2
Музеи станут конкурентами развлекательных центров. // Мир музея, № 4, 2007, С. 19.3
Русанова В. Игра не ради игры. // Народное образование, № 8, 1996, С. 103.