Третий год обучения в курсе музыкальной литературы в ДМШ - это год знакомства с творчеством русских композиторов XIX века. Интересный, насыщенный, но в то же время сложный для усвоения материал большого объема предстоит донести до учащихся разновозрастных групп (в одной группе могут заниматься дети 10 - 15 лет). И от того, какие методы и подходы будет использовать преподаватель на своих уроках, во многом зависит то впечатление, которое сложится у детей о русской музыкальной культуре и останется с ними возможно на всю жизнь. Как донести до детей большой объем необходимого для усвоения материала, при этом не вызвав у них отрицательных эмоций, как найти время на уроке для музыки, творчества и общения, как привить детям любовь к русской музыкальной культуре и желание слушать и изучать ее в будущем? Поиски ответов на эти вопросы приводят к поиску методов и форм подачи материала, максимально способствующих оптимизации учебного процесса.
Использование активных методов обучения на уроках музыкальной литературы позволяет создать условия максимально соответствующие природе восприятия информации ребенком. Дети становятся активными исследователями, мыслителями, критиками, учатся работать с информацией, осмысливать ее и делать необходимые выводы.
Третий год обучения музыкальной литературе можно с полным основанием назвать годом Оперы. Можно выделить разные подходы, используемые преподавателями в процессе изучения этого жанра:
- иллюстративный (общие сведения и музыкальные иллюстрации);
- информативный (большое количество информации за счет времени, отведенного на прослушивание музыкального произведения);
- проблемно-поисковый, где активные поиски нового знания способствуют повышению мотивации детей к обучению, созданию творческого микроклимата в группе (что также требует больших временных затрат для предоставления детям материала достаточного и необходимого для осуществления такого типа деятельности).
Для оптимального решения этой проблемы возникла необходимость создания методического пособия "Волшебный мир оперы", цель которого - освобождение ребенка от затрат большого количества времени на запись той или иной необходимой информации под диктовку учителя, что позволяет найти время для разговора о музыке, а, следовательно, и для самой музыки. Четкая структурированность материала, полнота изложения, доступность информации позволяют существенно оптимизировать процесс введения проблемно-поисковых методов, направленных на расширение кругозора, развития умения работать с информацией, сопоставлять и анализировать полученные данные, проводить параллели, переносить полученные знания в другие предметные плоскости. Высвобождая время на уроке для интеллектуального развития и творческого эмоционального проживания, пособие позволяет также создать условия для грамотного просмотра оперных музыкальных спектаклей дома или в театре.
В процессе систематического применения активных методов обучения на уроках музыкальной литературы возникла потребность преобразовать систему контроля и проверки полученных знаний. В результате появилось приложение к учебному пособию «Волшебный мир оперы» - «Тесты по русской музыкальной литературе». Работа с заданиями, предложенными в пособии, осуществляется в процессе сотрудничества педагога и детей, а также детей друг с другом. Учебное сотрудничество может быть представлено в двух формах: «учитель - учащийся» и «учащийся - учащиеся». Выполнение заданий предполагает наличие книги «Волшебный мир оперы» у учащихся, по которой и осуществляется поиск ответов на вопросы. Работа с материалами пособия способствует активизации мыслительных процессов, получению информации в процессе работы над заданием (что немаловажно, так как информация, добытая путем активного поиска, подкрепленного положительными эмоциями осознания достижимости цели и элементами соревновательности, надолго остается в памяти). Кроме того, подобная форма контроля усвоенных знаний снимает тревожность учащихся, неуверенность в своих силах и способствует созданию благоприятной, доброжелательной атмосферы на уроке.
Возможное использование методов активного обучения на уроках музыкальной литературы в настоящей статье представлено на примере обобщающего урока по опере М.И. Глинки «Иван Сусанин»
Цели урока:
- Методическая: привлечение активных методов обучения как фактор повышения мотивации и интеллектуальной активности учащихся.
- Образовательная : обобщение и закрепление знаний по пройденной теме: «Опера М.И. Глинки "Иван Сусанин"».
- Воспитательная: средствами музыки воспитывать любовь и уважение к родине, чувство патриотизма.
- Развивающая : развивать эмоциональную отзывчивость к языку музыки через привлечение методов работы, направленных на активное, прочувствованное и осознанное восприятие.
Задачи урока:
- Способствовать осознанию детьми мотивов поведения героев и определению личностного отношения к событиям и персонажам.
- Развивать умение чувствовать настроение героя музыкального произведения.
- Воспитывать чувство гордости за русский народ, патриотизм.
- Способствовать накоплению навыков работы с литературой.
Тип урока:
Урок обобщения и систематизации знаний
Методические материалы:
- Общая характеристика оперы (приложение № 1)
- Строение оперы: основные музыкальные номера ( приложение № 2)
- Раздаточный материал (проверочные тесты)
- Аудио или видео – запись оперы М.И. Глинки "Иван Сусанин"
Предполагаемый результат:
- Осознание детьми мотивов поведения героев и определение личностного отношения к событиям и персонажам.
- Умение детей почувствовать настроение героев оперы и активное эмоциональное сопереживание.
- Активное проявление гражданской позиции
- Знакомство с широким кругом выразительных средств музыки используемых композитором для создания образов героев
- На примере данной оперы продолжение осмысления ладогармонической особенности русской музыки (вокальной и инструментальной)
- Понимание личностной неповторимости автора
- Освоение необходимого объема материала и закрепление навыков работы с литературой.
Ход урока.
I. Деловая игра "Выразительные средства музыки для создания образов русских и польских героев".
Формируются 3 команды.
Каждой команде предлагается использование раздаточного материала (Приложение 1, Приложение 2), ножницы, клей, чистый лист бумаги.
Задача: обобщение представлений учащихся о музыкально-выразительных средствах, используемых Глинкой для создания основных музыкальных образов.
Ход игры:
а) учащиеся получают вопросы на карточках
б) используя раздаточный материал, находят
правильный ответ, вырезают и помещают на
карточку в графе ответы;
в) совместное подведение итогов: каждая
команда представляет сделанные выводы по
своей теме в свободной форме.
Вопросы команде № 1 по теме: "Образы русского народа":
- Где в опере представлена первая характеристика русского народа?
- Какие черты русского народа показаны в хоровой интродукции (мужской и женский хор) и в эпилоге?
- Музыкальная характеристика Антониды (действие, название номера, особенности музыкального языка)
- Музыкальная характеристика Вани (действие, название номера, особенности музыкального языка)
- Музыкальная характеристика Собинина (действие, название номера, особенности музыкального языка)
Вопрос для составления вывода:
Что объединяет музыку всех русских героев?
Вопросы команде № 2 по теме: "Образ Сусанина":
- Какова первая музыкальная характеристика Сусанина?
- Когда мы понимаем, что Сусанин – герой?
- Какие музыкальные темы Сусанина интонационно близки хорам "Родина моя", "Славься"
- Драматургическое значение и музыкальная характеристика трио из 1 действия?
- Какие чувства испытывает Сусанин в предсмертной арии в 4 действии?
Вопрос для составления вывода:
Развитие образа Сусанина
Вопросы команде № 3 по теме: "Образ поляков":
- Образ польской шляхты. Кто они?
- В каком действии и как представлена характеристика поляков?
- Какие средства музыкальной выразительности передают враждебную сущность поляков?
- Как ведут себя поляки в доме Сусанина в 3 действии?
- Как меняется их характеристика в 4 действии?
Вопрос для составления вывода:
Какова особенность музыкальной характеристики поляков?
II. "Тест по опере". М.И. Глинка, опера «Иван Сусанин»
Учащимся раздаются вопросы и таблицы для ответов. В тесте 10 заданий с вариантами ответов, обозначенных буквами или цифрами, которые нужно поставить в таблицы с соответствующими номерами и названиями (Приложение 3).
В Приложении 4 даны ответы на вопросы тестов.
Задача: заполните таблицу № 1 "Общие сведения" (Приложение 3)
- Премьера оперы состоялась
б) 8 февраля 1874 г.
в) 27 ноября 1842 г.
б) опера-былина
в) историко – героическая опера - драма
б) Древняя Русь, г. Киев. Сказочные времена.
в) Россия. VIII век.
б) народная былина
в) исторические события
Польские танцы из 2 действия
а) полонез
б) краковяк
в) вальс
г) мазурка
б) нет
Заполните таблицу № 2 "Действующие лица" (Приложение 3)
Действующие лица | варианты ответов: |
1) Иван Сусанин | 1) приемный сын |
2) Антонида | 2) крестьянин |
3) Собинин | 3) дочь Ивана Сусанина |
4) Ваня | 4) русский воин,жених Антониды |
Заполните таблицу № 3 "Тембры голосов" (Приложение 3)
Тембры голосов | варианты ответов: |
1) Иван Сусанин | 1) тенор |
2) Антонида | 2) контральто |
3) Собинин | 3) сопрано |
4) Ваня | 4) бас |
Заполните таблицу № 4 "Какому персонажу принадлежит текст?" (Приложение 3)
Какому персонажу принадлежит текст? | варианты ответов: |
1) «На зов своей родной страны идут ее сыны» | 1) Собинин |
2) « Ах, ты, поле, поле ты мое» | 2) Сусанин |
3) «Как мать убили у малого птенца» | 3) Антонида |
4) «Разгулялися, разливалися» | 4) женский хор в интродукции |
5) «Ты взойдешь, моя заря! Над миром свет прольешь!» | 5) Ваня |
6) «Родина моя, русская земля» | 6) женский хор в 3 действии |
7) «Не о том скорблю подруженьки» | 7) мужской хорв интродукции |
Заполните таблицу № 5 "Музыкальная форма" (Приложение 3)
Музыкальная форма | варианты ответов: |
1) оркестровое вступление к опере | 1) рондо |
2) Ария Сусанина в 4 действии | 2) куплетная |
3) Трио «Не томи, родимый» | 3) трехчастная |
4) Антонида «Солнце тучи не закроют» | 4) фуга |
5) Ваня «Как мать убили у малого птенца» | 5) сонатная |
6) Завершение хоровой интродукции | 6) вариации |
III. "Викторина". Индивидуальный опрос.
Примерный перечень музыкальных номеров на викторину:
- Хоровая интродукция, I действие
- Каватина и рондо Антониды, I действие
- Трио, I действие
- Танцы полонез, краковяк, вальс, мазурка из II действия
- Песня Вани, III действие
- Сцена Сусанина с поляками, III действие
- Хор девушек, III действие
- Романс Антониды, III действие
- Ария Сусанина, IV действие
- Хор "Славься", эпилог
Викторина может проводиться в разной форме:
- Просмотр или прослушивание музыкального фрагмента и письменный ответ с указанием действия и названия музыкального номера
- Узнавание музыкального номера по нотной записи, предложенной на карточках
- После просмотра или прослушивания музыкального фрагмента выбрать правильный ответ из предложенного заранее списка музыкальных номеров и указать порядковый номер звучания:
№ |
Название музыкального номера (Видео – вопрос) |
Указать порядковый номер звучания |
1 |
Хоровая интродукция, 1 действие |
2 |
2 |
Каватина Антониды, 1 действие |
5 |
3 |
Рондо Антониды, 1 действие |
1 |
4 |
Трио, 1 действие |
4 |
5 |
Полонез, 2 действие |
7 |
6 |
Краковяк, 2 действие |
3 |
7 |
Вальс, 2 действие |
14 |
8 |
Мазурка, 2 действие |
10 |
9 |
Песня Вани, 3 действие |
6 |
10 |
Сцена Сусанина с поляками, 3 действие |
11 |
11 |
Хор девушек, 3 действие |
8 |
12 |
Романс Антониды, 3 действие |
13 |
13 |
Ария Сусанина, 4 действие |
9 |
14 |
Хор "Славься", эпилог |
12 |
IV. Подведение итогов работы, проверка работ учащихся
Список литературы:
- Чебунина И. А. Волшебный мир оперы. Новосибирск, 2000 г. (Приложение 5 <Рисунок 1>).
- Чебунина И.А. Тесты по русской музыкальной литературе. Новосибирск, 2007г. (Приложение 5 <Рисунок 2>) .
- Калинина Г.Ф. Игры на уроках музыкальной литературы. Москва, 2003 г.