Цель:
- формирование навыка написания суффиксов -а- и -о- в наречиях, образованных от прилагательных при помощи приставок;
- расширение активного словарного запаса учащихся;
- воспитание культуры речи.
Оборудование:
Учебник “Русский язык”, 4 класс Часть 2 (автор А.В. Полякова), Русский язык: Как живешь, наречие? (автор Т.Г. Рик).
Ход урока
I. Постановка проблемы урока.
На доске записан текст:
Работаем в отборочной комиссии. Отбираем наречия. Встаем засветло и работаем дотемна, только изредка на обед и отвлекаемся. Досыта не наедаемся, надолго никак не уйдешь - столько работы! Ходим влево, вправо - кандидатов рассматриваем. Только всех отсмотришь – снова кандидаты пришли, уже другие.
Учитель: Прочтите. Что записано?
Дети: Текст.
Учитель: Что заметили?
Дети: Много наречий.
Учитель: Выпишите наречия в тетрадь в столбик, выделите суффикс.
Самостоятельная работа учащихся. Заполняется таблица на доске.
Прилагательное, от которого образовано наречие |
наречие |
приставка |
корень |
суффикс |
изредка | -а- | |||
дотемна | -а- | |||
снова | -а- | |||
засветло | -о- | |||
надолго | -о- | |||
влево | -о- | |||
Учитель: Что заметили?
Дети: Это наречия с суффиксами -а- или -о-.
II. Определение темы и цели урока.
Учитель: Как вы думаете, что станет темой нашего урока?
Дети: Я думаю, что тема нашего урока будет звучать так: правописание суффиксов -а- и -о- в наречиях.
Учитель: Да, сегодня мы узнаем, когда же в наречиях пишется суффикс -а-, а когда -о-.
III. Работа над темой урока.
Учитель: А что мы знаем о наречиях?
Дети: Это неизменяемая часть речи.
Дети: Она связана с глаголом.
Дети: Наречия образуются от прилагательных и существительных с предлогами.
Учитель: А от каких частей речи образованы наши наречия? Запишите эти слова.
Дополняется таблица.
Прилагательное, от которого образовано наречие |
наречие |
приставка |
корень |
суффикс |
редкий | изредка | -а- | ||
темный | дотемна | -а- | ||
новый | снова | -а- | ||
светлый | засветло | -о- | ||
долгий | надолго | -о- | ||
левый | влево | -о- | ||
Дети: Эти наречия все образованы от прилагательных.
Учитель: Каким способом образованы эти наречия?
Дети: Они образованы приставочно-суффиксальным способом, т.е. при помощи приставки и суффикса.
Учитель: При помощи каких приставок и суффиксов образованы наречия?
Дети: При помощи приставок из-, до-, с-, за-, на-, в- и суффиксов –а-,-о-.
На доске дополняется запись в таблице:
Прилагательное, от которого образовано наречие |
наречие |
приставка |
корень |
суффикс |
редкий | изредка | из- | -а- | |
темный | дотемна | до- | -а- | |
новый | снова | с- | -а- | |
светлый | засветло | за- | -о- | |
долгий | надолго | на- | -о- | |
левый | влево | в- | -о- | |
Учитель: Взгляните еще раз в свои тетради и на доску и попробуйте сделать вывод о том, когда в наречиях с приставками пишется суффикс -а-, а когда -о-.
Дети: Я думаю, что суффикс -а- пишется в наречиях, образованных от прилагательных при помощи приставок из-, до-, с-. А суффикс -о- пишется, если наречие образовано при помощи приставок за-, на-, в-.
Учитель: Давайте проверим себя, а для этого сравним наш вывод с выводом учебника страница 10.
Учащиеся читают вывод учебника.
Дети: Да, мы верно сделали вывод.
Учитель: Закончим чтение нашего текста. Как вы думаете, какое задание может быть дано к нему?
Текст на доске:
Подходить к ним нужно достаточн- избирательн- и объяснять доходчив-. Некоторые не понимают – занов- приходят. Смотреть нужно внимательно: запрост- ошибиться можно! Устаем изрядн-! Но доля наша издавн- такова – служить наречию.
Ваши Издос и Занав.
Дети: Здесь пропущены суффиксы в наречиях с приставками. Я думаю, что нужно вставить эти суффиксы.
Учитель: Выполните предложенное задание, выделяя суффикс и приставку, при помощи которой образовалось это наречие.
Самостоятельная работа учащихся.
Учитель: Ребята, не было ли сомнений при выполнении этого задания?
Дети: Я сомневаюсь в написании слова “достаточн-” и “изрядн-”. Мне кажется, что здесь нужно написать суффикс -о-.
Учитель: Давайте вновь обратимся к таблице. Запишите в таблицу эти наречия. От каких прилагательных они образованы?
Ученики дополняют таблицу.
Прилагательное, от которого образовано наречие |
наречие |
приставка |
корень |
суффикс |
редкий | изредка | из- | -а- | |
темный | дотемна | до- | -а- | |
новый | снова | с- | -а- | |
светлый | засветло | за- | -о- | |
долгий | надолго | на- | -о- | |
левый | влево | в- | -о- | |
достаточный | достаточно | -о- | ||
изрядный | изрядно | -о- |
Дети: Я понял. Эти наречия образованы от прилагательных, у которых уже была приставка. А мы говорили о наречиях, образованных при помощи приставок. Значит, эти наречия нашему правилу не подчиняются.
Учитель: Кто повторит, как звучала тема нашего урока?
Дети: Правописание суффиксов -а- и -о- в наречиях .
Учитель: Вы согласны с такой формулировкой?
Дети: Нет, мы считаем, что ее нужно уточнить.
Дети: Тема будет звучать так: правописание суффиксов -а- и -о- в наречиях, образованных от прилагательных при помощи приставок из-, до-, с-, за-, на-, в-.
Учитель: А кто написал нам это письмо?
Дети: Издос и Занав. Это приставки.
Дети: Они так себя назвали, чтобы нам было легко запомнить, какие нужно писать с суффиксом -а-, а какие с суффиксом -о-.
Учитель: А теперь попробуйте сами образовать наречия от данных частей слов при помощи приставок и суффиксов из таблицы.
Запись на доске:
-бел-
-темн-
-лев-
-давн-
Самостоятельная работа учащихся. Проверка.
IV. Итог урока.
Учитель: Чему мы сегодня научились?