Цель и задачи:
Цель КСО: включение в учебный процесс естественной структуры общения между детьми – динамических пар.
Задачи КСО:
- отработка ЗУНов;
- развитие коммуникативных качеств личности;
- удовлетворение потребности детей в опеке и покровительстве;
- ускорение обучения.
Принципы обучения:
- завершенности, или ориентации на конечные результаты;
- передачи полученных знаний друг другу;
- сотрудничества и взаимопомощи между обучающимися;
- разнообразия тем и заданий;
- разноуровневости (разновозрастности) участников педагогического процесса;
- обучение по способностям обучающихся;
- педагогизация деятельности каждого участника.
Этапы реализации КСО.
1. Подготовительный этап. Поставка проблемы.
Цель: определить цель решения данной проблемы в динамической паре. Последовательность отработки ЗУН. Условия реализации. Регламент. Формы представления результатов работы пары.
2. Разбивка на динамические пары.
Цель: создание естественной структуры общения между детьми. На динамические пары педагог разбивает по своему усмотрению с учетом пожеланий детей. Более опытных, старших детей закрепляют за неуспевающими, слабыми, вновь пришедшими в студию детьми.
3. Погружение в игровую ситуацию «учитель и ученик».
Цель: организовать процесс обучения слабых более сильными. Данная ролевая игра помогает выбрать тактику поведения детей согласно выбранной роли «учителя и ученика» с обязательным их восполнением.
4. Организация взаимодействия «учителя и ученика».
Цель: детальная разработка ЗУН, передача полученных знаний.
5. Рефлексия. Подведение итогов работы в динамических парах.
Цель: оценить работу динамических пар. На данном этапе нужно провести анализ выполненных действий «учителя и ученика» по отработке ЗУН. Дать оценку работы каждой динамической пары. Сделать выводы и рекомендации.
Особенности данной технологии.
Главным условием успешного освоения программы хореографической студии является тренаж, то есть отработка движений, рисунка танца, пластики, танцевальных образов. Здесь как раз преимущество отдается КСО, так как педагог освобождается от значительной части фронтальной работы со всеми обучающимися и увеличивает время для индивидуальной помощи обучающимся. Работа организуется так, чтобы весь учебный материал был последовательно проработан в динамических парах.
Практическая значимость результатов.
Важнейшей частью работы хореографической студии является концертная деятельность, а значит, репертуар ансамбля должен ежегодно пополняться новыми номерами.
При групповом методе обучения педагогам с трудом удавалось освоить половину намеченного программой репертуара коллектива, а с использованием данного метода в 2 раза сократилось время на освоение программы, и появилась возможность полностью освоить намеченный репертуар.
Кроме этого, в коллективе создается благоприятный климат для более легкого и успешного освоения программы, формирования и развития коммуникативных навыков как фактора социализации детей, удовлетворяющих их потребности в разновозрастном общении, в опеке и покровительстве.
Памятка для участников ролевой игры «учитель и ученик»
Памятка «учителя» |
Памятка «ученика» |
Ты – учитель, мобилизующий свой опыт, знания, навыки, сумей передать их своему ученику. Будь терпеливым, внимательным, не делай грубых замечаний, принимай своего «ученика» таким, каков он есть. |
Ты – ученик. Будь внимательным, слушай учителя и усердно повторяй за ним движения, стремись максимально использовать его помощь. |
Результаты работы динамических пар заносятся в таблицу (Приложение № 2).
Контроль осуществляется методом зачета работы каждой пары по распределенным ролям «учитель и ученик» и качеству отработанных ЗУНов.
Формирование и развитие коммуникативных качеств обучающихся отслеживалось при помощи следующих методик: опросник социально-психологической адаптивности, Спилберга-Ханина и «Несуществующее животное».
Список литературы:
- Воровщиков С.Г. Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать, М.,2006.
- Сергеев И.С. Как организовать практическую деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М., 2004.
- Селевко Г.К., Селевко Л.Г. Социально-воспитательные технологии. М., 2002.
- Поташник М.М., Моисеев А.М. Управление современной школой (В вопросах и ответах). М., 1997.
- Учимся толерантности. Методическое пособие для проведения классных часоов, бесед и тренинговых занятий.М., 2007