Интегрированный урок по литературному чтению и трудовому обучению в 3-м классе "Путешествие по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»"

Разделы: Технология, Начальная школа


Цели урока:

Обучающие:

  1. Научить детей делать куклу-свертку.
  2. Закрепить умение детей выполнять шов “через край” и декоративный шов “вперед иголку с перевивом”.

Воспитательные:

  1. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, культуру труда, эстетический вкус.
  2. Прививать любовь к русскому народному творчеству.
  3. Прививать любовь к русской поэзии.

Развивающие:

  1. Развивать глазомер, координацию движений, творческое воображение.

Материалы:

  1. Синтепон, не пряденая шерсть, или вата (лучше синтетическая) для набивания головки и туловища;
  2. Белый трикотаж или хлопок для обтяжки головы и ладошек (круг, диаметром 25 см);
  3. Длинная полоса плотной ткани 20 см х 85 см;
  4. Закончившийся стержень шариковой ручки, спичка, и фольга для изготовления копья и обертка от конфеты “медалька” для изготовления щита.
  5. Ткань для изготовления одежды богатыря.
  6. Иголка, ножницы, нитки х/б и шерсть (для изготовления прически), разных цветов.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Постановка темы и учебной цели момента.
    а) определение назначения изделия и необходимость его изготовления.
    б) что надо вспомнить и чему научиться, чтобы выполнить данную работу.
  3. Подготовка рабочего места.
    а) подготовка необходимых материалов и инструментов, и правильное их расположение на рабочем месте.
    б) повторение правил техники безопасности.
  4. Планирование работы.
    а) беседа.
    б) подробное рассмотрение образца и выяснение его устройства (количество деталей, их форма, материалы и способы соединения)
    в) определение порядка работы.
  5. Изготовление изделия (практическая работа)
    а) разметка деталей
    б) вырезание деталей
    в) подготовка деталей к сборке
    г) сборка изделия
    д) отделка готового изделия
  6. Подведения итогов, выставление оценок.
    а) проверка изделий в действии
    б) обнаружение и устранение недостатков
    в) оценка работы
    г) обсуждение выполнения работы.

Ход урока

1. Организационный момент.

Для того, чтобы настроить детей на нужный лад и рабочее настроение, прочитать отрывок из сказки А.С.Пушкина “Сказка о царе Салтане”:

…Остров на море лежит,
Град на острове стоит,
Каждый день идет там диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, поднимет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге –
И останутся на бреге
Тридцать три богатыря,
В чешуе златой горя,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор;
Старый дядька Черномор
С ним из моря выходит
И попарно их выводит,
Чтобы остров тот хранить
И дозором обходить –
И той стражи нет надежней,
Ни храбрее, ни прилежней…

2. Постановка темы и цели урока.

Во время прочтения отрывка из сказки на столе учителя появляется игрушка – богатырь, которая будет служить образцом изделия.

    • Ребята, а вы хотели бы сделать такого богатыря?
    • Но чтобы его сделать, вам понадобиться вспомнить, как выполнять шов “через край” и декоративный шов “спираль”, вы помните, как их делать?
    • Что ж, хорошо, что у вас такая крепкая память, но чтобы я смогла проверить ваши навыки, давайте с вами выполним оба шва на кусочке ткани, но только после того, как мы проверим все ли у вас на месте и какие правила техники безопасности надо знать, чтобы работать с ножницами и иголкой.

3. Подготовка рабочего места.

    • Итак, посмотрите, у всех ли на столах есть ножницы, иголка, нитки (цветные и белые), а так же синтепон и ткань для изготовления нашего богатыря? Все есть? Тогда давайте с вами вспомним правила техники безопасности (опрос нескольких детей)

4. Планирование работы.

    • А сейчас мы с вами можем перейти к выполнению швов “спираль” и “через край”. Возьмите маленький кусочек ткани для образца и выполните с одной стороны ткани 5 стежков швом “через край”, а с другой - шов “спираль”, а я пройду по рядам и посмотрю, как у кого получается. Даю вам на это задание 3 минуты, иначе мы не успеем сделать нашего богатыря.
    • Молодцы, вы все хорошо справились со швами, так что теперь можно приступать к работе над нашим богатырем (порядок просмотра тот же, что и порядок работы, поэтому каждый пункт просмотра записывается на доске и будет служить планом выполнения порядка работ). Для начала, давайте посмотрим, из каких частей он состоит;
    • Вот посмотрите, основание куклы состоит из свернутой в тугой столбик полоски ткани (это тот большой кусочек плотной ткани, что лежит перед вами). Чтобы сделать такой столбик, вам необходимо скрутить полоску ткани в плотную трубочку и убедившись, что столбик стоит и не падает, мы с вами зашиваем край ткани по всей высоте столбика. Каким швом мы будем это делать? (швом “через край”)
    • Следующая деталь нашего богатыря - головка. Смотрите, как она делается: берем в руки кусочек синтепона или того материала, который вы принесли вместо него, и делаем плотный шар (показ выполнения работы производится учителем). Шар не должен быть больше 4,5 см, чтобы наш шарик не развалился, мы вкладываем его в квадратик того же материала и плотно завязываем ниткой. Это будет шейка. А теперь мы должны придать шарику вид человеческой головы. Для этого мы белой ниточкой слегка стянем наш шарик примерно посередине, где-то на уровне предполагаемых глаз, посмотрите, что Получилось! (показ образца головки детям).
    • Следующая работа, которую мы с вами будем делать - Это выполнение головки и ручек богатыря. Для этого нам надо будет взять круг ткани и положить на его середину только что выполненную голову, а затем обвязать ткань ниткой вокруг шейки. Затем мы с вами растянем ткань по ширине плеч и сделаем кулачки, подвернув ткань на концах вот так (показ работы учителем) и закрепим кулачки ниткой.
    • Следующий этап: головку с ручками надеваем на столбик -свертку и вкладываем небольшие кусочки синтепона в ручки, придавая им объем и закрепим эту деталь на столбике, а делаем мы это так: обмотаем фигурку белой ниткой для формирования грудки со. вокруг пояса - диагональ по грудке - вокруг пояса -диагонали по спинке и т.д.
    • Ну вот, наш богатырь практически готов, осталось его нарядить, сделать волосы и нарисовать или вышить черты липа (это кому как больше нравится). Одевать мы будем наших богатырей в красный кафтан, который сошьем по выкройке, находящейся на каждом столе, а чтобы кафтаны были красивее, мы выполним на низ вышивку “Спираль” по низу изделия и по вороту и рукавам, если вы захотите.
    • После того, как наш богатырь будет одет, мы с вами сделаем ему прическу со: берем несколько шерстяных ниточек, прикладываем их на голову и прошиваем посередине головы, стараясь прихватить каждую ниточку - вот и получились волосики. Таким же образом выполняются и усы.
    • Теперь давайте выполним глаза и губы нашего богатыря. Для этого сначала определим карандашиком место и форму глаз и губ, а затем выполняем их в цвете (вышивая или рисуя фломастером, или же пришив маленькие пуговки).
    • Выполнив эту работу, мы делаем копье и адат для нашего богатыря. Чтобы сделать копье, мы берем использованный стержень, вставляем в него спичку так, чтобы она не выпала, и обматываем это фольгой, но делаем это осторожно, чтобы случайно не порвать фольгу. Когда наше копье будет готово, мы закрепляем его в правой руке нашего богатыря несколькими стежками белой нитки вот так: (показ выполнения работы учителем).
    • Когда копье закрепили, делаем щит. Для этого мы берем обертку от “медальки” и закрепляем ее на левой руке богатыря несколькими стежками нитки. Вот наш богатырь и готов.
    • А теперь давайте еще раз повторим с вами порядок работы:
    1. Выполнение столбика - свертки.
    2. Выполнение головки из синтепона
    3. Выполнение головки и ручек, фиксирование ладошек.
    4. Выполнение фигурки куклы: соединение головы и ручек со столбиком - сверткой.
    5. Выполнение кафтана для одевания богатыря: вырезание но выкройке, сшивание швом “через край” и выполнение вышивки на кафтане швом “спираль”
    6. Выполнение прически и усов богатыря.
    7. Вышивание рта и глаз.
    8. Выполнение копья и щита для богатыря.

5. Изготовление изделия (практическая работа).

    • Итак, если у вас остались какие-то вопросы, то задавайте, а если нет, то давайте приступим к работе.
    • Сначала вы выполняете столбик - свертку, а я прохожу по рядам' и смотрю, как у вас получается, (выполнение работы)
    • Теперь возьмите в руки синтепон и скатайте из него плотный шарик, получается? Хорошо, тогда положите шарик в ткань и плотно завяжите его ниткой, чтобы он не распадался. А теперь сформируйте голову, стянув ее слегка ниткой.
    • Следующим этапом делайте головку и ручки, не забудьте про ладошки.
    • А сейчас давайте сформируем фигурку будущего богатыря.
    • Теперь давайте сделаем кафтан и украсим его вышивкой.
    • Делаем волосы и усы нашей кукле.
    • Вышиваем глаза и рот.
    • Выполняем копье и щит.

6. Подведение итогов занятия.

    • Итак, давайте посмотрим, что у нас получилось: на мой взгляд, вы все поработали очень хорошо, но самые лучшие богатыри получились у... (называния фамилий нескольких учащихся), а немного надо исправить богатырей ...(называние фамилий), но в целом мне очень понравилось, как вы работали. А вам самим понравились ваши работы, вы удовлетворены результатами вашего труда?
    • Скажите, что было наиболее трудным в выполнении этой работы?
    • А какой вид работы вам понравился больше всего?
    • А что в данной работе было самым легким? И т.п.