Тема: «Сложение и вычитание
двузначных чисел».
Цели:
- закрепить умения представлять двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых; повторить соотношение между частью и целым; закрепить умения решать текстовые задачи.
- научить складывать двузначные числа с двузначными без перехода через разряд;
- развивать внимательность, мышление; воспитывать чувства взаимопомощи и взаимовыручки.
Оборудование: графические карточки для обозначения чисел, таблицы-схемы задач, конверты с заданием, Приложение 1 (компьютерная презентация с использованием фрагментов сказки «Гуси-лебеди»).
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
– Подготовились к уроку:
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Тут примеры и задачи
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаю вам удачи –
За работу, в добрый час!
2. Работа над пройденным материалом
На доске:
4 22 10 20 18 6 12 2 24 8 16 26 14
– Назовите числа в порядке возрастания.
Запишите их в тетрадь.
– Что вы заметили, переписывая эти числа? (Каждое
следующее число больше предыдущего на 2 единицы).
– На какие две группы мы сможем разбить этот ряд? (На
двузначные и однозначные числа)
– Чем отличается однозначное число от
двузначного? (Для записи однозначного числа
требуется один знак (цифра), для двузначного –
два)
– Как называется первый справа разряд у
двузначного числа? (Разряд единиц)
– Как называется второй справа разряд у
двузначного числа? (Разряд десятков)
– Ребята, как вы думаете, зачем нам нужно знать
разряды? (Безошибочно уметь решать любые
примеры)
– Назовите разрядные слагаемые чисел.
На доске:
35 это 3 д. и 5 ед.
92…
56…
Работа по учебнику
– Выполним задание № 1(в). Заполним «пустые» окошки. (Выборочно пригласить отвечать у доски)
48 = 40 + … 70 + 3 = … 21 = 1 + …
96 = … + 6 5 + 80 = … 39 = … + …
3. Объявление новой темы урока и её задач
– Сегодня мы продолжим работу с двузначными числами, научимся правильно складывать и вычитать их.
4. Работа над новым материалом (образец на наборном полотне)
– Посмотрим, как графически записан пример.
– Что обозначают треугольники?... (Десятки)
– Что обозначают точки?... (Единицы)
– Прочитаем пример.
Чтение с места: Двадцать четыре плюс тринадцать
равно тридцать семь.
– Запишем его с помощью цифр: 24 + 13 = 37.
– Как сложить двузначные числа?
(Дети высказывают своё мнение)
– Чтобы сложить...
ПРАВИЛО-ВЫВОД
– На доске графически записан следующий пример.
– Прочитаем его.
…Сорок пять минус четырнадцать равно тридцать
один.
– Запишем его с помощью цифр 45 –14 = 31
– Сделаем вывод: чтобы вычесть двузначные
числа, нужно из единиц вычесть единицы, а из
десятков – десятки.
– Прочитаем на с. 68 правило…
5. Физкультминутка
Мы дружно потрудились
Немного устали
Быстро все сразу
За партами встали.
Руки поднимем, потом разведём.
В ладоши похлопаем, потом их встряхнём.
Направо посмотрим, налево посмотрим
И очень глубоко всей грудью вздохнём!
(Можно повторить)
6. Закрепление (Приложение 1)
– За время нашего отдыха к нам
прибежали за помощью герои сказки «Гуси-лебеди».
Это Машенька и её братец Иванушка. Сестрица с
братцем добежали до молочной реки. Видят: летят
гуси-лебеди. Попросили у речки:
– Речка, матушка, спрячь нас!
Речка: Если справитесь с моим
заданием, то я вас укрою.
– Ребята, поможем Машеньке с братцем, быстро
выполним задание №2.
Речка укрыла их кисельным бережком. Гуси-лебеди
не увидали, пролетели мимо. Девочка с братцем
дальше побежала, но вот воротились гуси-лебеди.
Что делать, кого просить о помощи…
… Видят яблоню…
Яблоня: Если вы ребята сможете
самостоятельно решить примеры, то я помогу
спрятаться…
1 вариант – 1 столбик
2 вариант – 2 столбик
1 вариант: 2 вариант:
36 +
42
69 – 21
44 –
13
72 + 24
52 +
15
85 – 43
Работа в парах
– Ребята проверим, правильно ли мы выполнили
задание, выручили детей.
– Обменялись тетрадями, проверили друг у друга.(1
в. проверяет 2 в., а 2 в. проверяет 1 в.)
Яблоня заслонила ветвями, прикрыла листами…
Пролетели гуси мимо, а девочка с братцем дальше
побежали. Добежали до печки. Видят, опять
гуси-лебеди летят…
Печь. Печка дала самое трудное
задание. Не обойтись Машеньке с братом без нашей
помощи.
Прочитать задачи, выбрать правильно схему к ним и
подобрать верное решение. Это задание №4
– Прочитаем 1-ю задачу. Выберем нужную схему.
Найдем решение и т. д. 2-ю и 3-ю задачи.
– Мы помогли героям сказки. Печь спрятала детей.
Гуси-лебеди полетали-полетали,
покричали-покричали и ни с чем улетели к Бабе
Яге. Сестрица с братцем счастливые прибежали
домой, где их ждали отец с матерью и подарки.
– Хорошие дела и поступки вознаграждаются! За
работу на уроке, за помощь героям сказки вам
также «подарки». Подарок у каждого в конверте –
это игра «Танаграм». Условие игры подскажет задание
№5* «г»
7. Итог
– С какими числами мы работали на уроке? (С
двузначными)
– Как сложить двузначные числа?
– Как вычесть двузначные числа?
Очень жаль, что путь недолог,
Возвращаться нам пора,
Но на следующем уроке
Вновь продолжиться игра!
– Всем спасибо! Урок окончен.