Методическая разработка урока для 8-го класса к теме "Площадь многоугольника"

Разделы: Математика


Тема: «Площадь многоугольника».

Тип урока: учебное занятие по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности.

Форма проведения: групповая работа.

Методы обучения: проблемно поисковый, метод проектов, исследовательский.

Цели:

  • для учителя:
  • стимулирование познавательного интереса учащихся;
  • активация взаимодействия между учащимися, развитие навыков групповой работы;
  • практическое применение знаний;
  • развитие умственной деятельности, памяти, умения применять информационные технологии;
  • для ученика:
  • ученик должен убедить себя в том что:
  • может справиться с решением предложенных задач;
  • хорошая команда – залог успеха;
  • решать творческие задачи интереснее.

Задачи урока:

  • Воспитательная:
    • развитие познавательного интереса учащихся;
    • развитие коммуникационного общения;
    • развитие уверенности в собственных силах,
    • возможность «найти себя», «стать успешным.
  • Учебная:
    • актуализировать субъектный опыт учащихся,
    • умение применять современные информационные технологии.
  • Развивающая:
    • развитие приемов умственной деятельности, памяти (лучше запоминается то, что связано с преодолением затруднений)
    • активная деятельность способствует лучшему усвоению материала.

Наглядные пособия, технические средства обучения, раздаточный материал:

  • для каждой группы ноутбук,
  • компьютер для учителя,
  • презентация – шпаргалка (Приложение №1)
  • пакеты документов для каждой группы ,
  • учебник под редакцией А.Г. Мордковича,
  • листы для разминки,
  • рабочие тетради.

Структура урока:

  • Подготовка к восприятию темы урока, постановка цели (2 – 3 минуты),
  • Математический тренажер (4 минуты),
  • Работа в группах (15 минут),
  • Представление и защита результатов своей деятельности (по 3 минуты от группы – всего 12 минут)
  • Оценивание своей деятельности (2 – 3 минуты)
  • Домашнее задание (2 минуты).

Этот урок актуален по нескольким причинам:
содержательный аспект: значимость содержания, его проблематичность максимально приближают учащихся в изучении данной темы к жизненным ситуациям. Показывает,  насколько часто применяется в жизни и науках данная тема;
задачи развития: развитие способности к абстрагированию творческого воображения, ясности, правильности речи;
задачами обучения на данном уроке будут: формирование твердых учебных навыков вычисления площадей многоугольников, усвоения всеми учащимися базового уровня и выше, практических навыков по данной теме;
учет индивидуальных особенностей детей: так как на уроке создается такая среда, которая будет регулировать критическое мышление, усиливать развитие умений слушать и прислушиваться к мнению других, вести диалог, ценить мнение другого, не конфликтовать.

ХОД УРОКА

Учитель: Здравствуйте, познакомьтесь с темой урока: «Площадь многоугольника» (слайд). Мы будем решать практические задачи. Исходя из формулировки темы, какие цели вы поставите перед собой на сегодняшний урок?
Ученики: Увидеть, как работают знакомые формулы площадей при решении задач (слайд).
Учитель: Тогда возникает вопрос. В каких областях науки и техники может пригодиться понятие площади и умение вычислять площадь (слайд). Мы с вами убедились, что трудно найти область и профессию, где площадь не нашла бы свое применение. Ознакомьтесь с этапами урока (слайд).
Этапы  урока:

  1. Математический тренажер (устная разминка). Ответы дети пишут в тетрадь, в конце урока сдают.
  2. Работа в группах.
  3. Защита групп.
  4. Самооценка.
  5. Домашнее задание.

– Приступаем к работе.

  1. В течение 3 минут разминка по тренажеру. Ответы пишут в тетрадях.
  2. Убрали тренажеры в сторону. Возьмите пакет документов, который лежит на столе, изучите их. Первым пунктом везде стоит просмотр папки на рабочем столе со шпаргалкой по всему пройденному материалу, которой вы можете пользоваться в течение всего урока.
  3. Идет работа в группах.
  4. Защита групп (используются презентации заготовленные детьми).
  5. Весь класс работает в оценочных листах. Одновременно идет видеоролик о том, как дети собирали материал к уроку (видеоролик монтировали дети, посещающие школьную видеостудию).
  6. Открываем дневники и записываем домашнее задание: Составить тест или кроссворд по теме «Площадь многоугольника».

– Всем спасибо за урок. До свидания!

Тренажер (для устного счета)

S квадрата = а * а S прямоугольника = а * b S параллелограмма = а * h
а = 0,5 а = 0,2         b = 1,3 а = 23   h = 0,01
а = а =       b = 0,4 а =   h =
а = 0,8 а = 25     b = 0,04 а = 1,2   h = 0,8
а = 1 а = 2     b = а = 1   h = 10
а = 0,03 а = 100    b = 3,2 а = 2,5   h = 100

Маршрутный лист для группы №1 (работа рассчитана на 12 мин.)

1. Откройте «Справочник» и повторите весь теоретический материал, необходимый для сегодняшнего урока.
2. Приступите к выполнению задания.

Задание: «Ремонт кабинета»

А) Рассчитайте, сколько денег понадобиться для ремонта кабинета, если пол покрывают линолеумом, белят потолок, лаком покрывают парты.
Б) Занесите данные в электронную таблицу.

3. Защита работы группы у доски (2 мин.)

4. Самооценка и оценка группы (2 мин.)

План кабинета

Материалы:

Линолеум: ширина 3 м. по цене 785 р. за погонный метр
Краска для потолка: 1 банка по 3 кг.
Цена 128 р. Расход 1кг. на 12 кв.м.
Лак: 1 бутылка по 0,5л.,цена 78 р.
Расход 1 л. на 6 кв. м.
Кисть большая: 89 руб. за 1 шт.
Кисточка маленькая: 34 руб. за 1 шт.

Маршрутный лист для группы №2 (работа рассчитана на 12 мин.)

1. Откройте «Справочник» и повторите весь теоретический материал, необходимый для сегодняшнего урока.

2. Приступите к выполнению задания.

Задание: «Ландшафтное проектирование»

А) Рассчитайте количество удобрения и количество цветочной рассады, если в центре клумбы высаживают бархатцы «Золотые купола», рекомендуемая частота посадки 36 шт. на 1 кв.м., а по краям «Цианния карат» – 16 шт. на 1 кв.м. Удобрение «Кимира универсал – 2», 1 пакет по 2,5 кг. Расход 100 г. на 1 кв.м. (форма клумбы см. на рис.)

3. Защита работы группы у доски (2 мин.)

4. Самооценка и оценка группы (2 мин.)

Маршрутный лист для группы №3 (работа рассчитана на 12 минут)

1. Откройте «Справочник» и повторите весь теоретический материал, необходимый для сегодняшнего урока.
2. Приступите к выполнению задания.

Задание:

По условию задачи составьте математическую модель. Условие задачи: «Из прямоугольного листа картона, размеры которого 56 см. и 32 см., надо сделать коробку без крышки. Для этого по углам листа вырезают одинаковые квадраты и загибают края вверх (см. рисунок). Чему должна быть равна сторона вырезаемого квадрата, чтобы дно коробки имело площадь 640 кв.м.

Ответьте на вопрос: Есть ли среди предложенных ответов верный?

Ответы:

(56 – 2х)(32 – 2х) = 640
56(32 – 2х) = 640
56(32 – 4х) = 640
(56 – х)(32 – х) = 640

3. Защита работы группы у доски (2 мин.)

4. Самооценка и оценка группы(2 мин.)

Маршрутный лист для группы №4 (работа рассчитана на 12 минут)

1. Откройте «Справочник» и повторите весь теоретический материал, необходимый для сегодняшнего урока.

2. Приступите к выполнению задания.

Задание: «Ландшафтное проектирование»

А) Рассчитайте количество цветочной рассады, если на 1 кв.м. рекомендуют высаживать 50 шт. бархатцев «Золото маккены» (формы клумб предложены на рис.)

Сделайте вывод о том, как найти площадь треугольника, зная его основание и высоту.

3. Защита работы группы у доски (2 мин.)
4. Самооценка и оценка группы (2 мин.)

Примечания

Урок проводится перед изучением темы «Площадь треугольника» и задача 4 группы самостоятельно вывести формулу площади треугольника.

Оценочный лист

Фамилия _______________ Имя _______________

Знаю формулы Умею применять формулы при решении задач Своя оценка Оценка группы Оценка учителя
Площадь квадрата Площадь прямоугольника Площадь параллелограмма
             

Критерии оценки:

5 – 6 б. – зная формулы, но затрудняюсь применять;
7 – 8 б. – знаю формулы, умею применять, но допускаю ошибки вычислительного характера или в рассуждениях;
9 – 10 б. – знаю формулы, умею применять, грамотно оформил решение задачи, не допускал ошибки вычислительного характера.