Предварительно на предыдущем уроке учащиеся получили д/з по вопросам повторения:
ПОВТОРЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ: «ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНО-КИНЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ»
1. Каков предмет изучения молекулярно-кинетической теории?
2. Перечислить опытные факты, послужившие основой для разработки МКТ.
3. Сформулировать основные положения МКТ.
4. Какая физическая модель используется в МКТ? Дать краткую характеристику этой модели.
5. Объяснить с помощью модели «идеальный газ», почему газы:
А) легко сжимаются;
Б) оказывают давление на стенки сосудов любой формы и размера;
В) занимают весь предоставленный объём.
6. Записать основное уравнение МКТ идеального газа. Всегда ли оно справедливо?
7. Используя основное уравнение МКТ идеального газа, получить уравнение состояния идеального газа и его частные случаи для
А) Т = const;
Б) Р = const;
В) V = const.
8. Объяснить частные газовые законы с точки зрения МКТ.
9. Указать границы применимости МКТ.
10. Указать отличие теплового движения от механического.
Цели урока:
- Образовательные: закрепить основные положения МКТ теории идеального газа, добиться четкого представления термодинамических параметров и их условий изменения.
- Развивающие: продолжить формирование элементов творческого поиска, уметь сравнивать, выявлять закономерности, обобщать, логически мыслить.
- Воспитывающая: продолжить воспитание личностных качеств; взаимопомощь, чувство коллективизма, ответственность, организованность. познавательного интереса, творческой мыслительной деятельности.
Особенность урока: этот урок нацелен не только на повторение материала, но и на продолжение работы по формированию умений искать информацию, решать задачи, применять знания в разных ситуациях, делать самостоятельно сопоставления. (Приложение 1)
Оборудование: видеомагнитофон, видеофильм с демонстрацией опытов по изопроцессам, (собрание демонстрационных опытов для средней общеобразовательной школы «Школьный физический эксперимент» - молекулярная физика. Изд. Современный гуманитарный университет, 2001 г.), ноутбук для индивидуальной работы каждой группе учащихся, пакет с контрольными заданиями каждой группе.
Продолжительность этапа | Содержание учебного материала (СУМ) |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Реальный результат |
Организация урока, 1 мин. |
Психологический настрой | Приветствие учителя, готовят свое рабочее место. | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. | Включение учащихся в ритм работы, полная готовность к уроку. |
Включение в учебную деятельность, 3 мин. |
Сообщение темы занятия, цели и задачи. Короткий обзор основных вопросов предыдущих занятий. | Осознанное выслушивание учителя, записывают тему урока. | Метод эмоционального стимулирования и предъявление учебных требований. | Формирование дидактической цели урока, активности каждой группы. |
Повторение пройденного материала,
подготовка к активной познавательной
деятельности, 5 мин. |
Фронтальный опрос 1. Каковы основные положения МКТ строения вещества? 2.Что такое идеальный газ? 3. Какими термодинамическими параметрами описывается состояние ид. газа? 4. Что называется изопроцессом? 5. Какие изопроцессы вы знаете? |
Класс отвечает на поставленные вопросы в устной беседе. | Беседа, метод устного контроля. | Быстрая проверка за короткий промежуток времени опорных знаний. |
Обобщение и систематизация знаний, 15 мин. |
1 группа. «Термодинамические параметры состояния идеального газа. Уравнение состояния идеального газа» 2 группа. «Изотермический процесс» 3 группа. «Изобарический процесс» 4 группа. «Изохорический процесс» 5 группа. «Биографии учёных» (презентация) |
Работа творческих Групп учащихся (представление своего проекта). 1-4 группы проект на листе ватмана красочно оформленный, 5-я группа проект в виде презентации с использованием Интернет-ресурсов. (см. фото) |
Корректировка материала. По окончании защиты каждой группы материал закрепляется просмотром видеофрагмента данного эксперимента (собрание демонстрационных опытов для средней общеобразовательной школы «Школьный физический эксперимент» - молекулярная физика. Изд. Современный гуманитарный университет, 2001 г.) |
Составление краткого опорного конспекта. |
Закрепление: контроль и самоконтроль
знаний. 6 мин. |
Электронная презентация «Основы МКТ
идеального газа». Индивидуальная работа на ноутбуках |
Устный контроль. | Выполняют задания в электронном варианте. | Проверка с поощрениями и указанием недостатков в знаниях. Повышение интереса к научным знаниям. |
Решение задач 10 мин. |
Самостоятельное выполнение по вариантам (Приложение 2) | Задания на карточках составлены по возрастающей степени трудности | Учащиеся записывают в тетрадях решение
задач. Возможна организация групповой формы работы. |
Контроль умений и навыков учащихся, осознание физического смысла изменения состояния идеального газа. Проверка ЗУН с поощрениями и указаниями недостатков в знаниях. |
Подведение итогов урока 3 мин. |
Общая характеристика работы класса и отдельных учеников, отметить успешное овладение содержания урока, отметить и недостатки в ЗУН. | Беседа. Метод контроля. | Слушают учителя. | Умение учесть реальные учебные возможности учащихся. |
Информация о домашнем задании.
Инструктаж. 2 мин. |
Домашнее задание: задачи на карточках. § 52,53 учебник физики 10 класс Касьянов В.А. |
Беседа. Контролирует записи учащихся. | Слушают учителя. Записывают домашнее задание в дневники. | Инструктаж в рамках урока, приводящий к успешности подготовки к контрольной работе. |
Домашнее задание (раздаются карточки с задачами всем учащимся):
- Сколько молекул содержится в классной комнате размерами 6 х 10 х 3 м при температуре 20оС и нормальном атмосферном давлении.
- При какой температуре находится газ, если в результате изобарного нагревания на 1К его объем увеличился на 35% первоначального?
- В вертикально поставленный цилиндр с площадью основания 40см2 вставлен поршень, под которым находится столб воздуха высотой 60 см. На сколько опустится поршень, если на него поставить гирю массой 10 кг? Масса поршня 2 кг, атмосферное давление нормальное.
- Электрическая лампочка ёмкостью 0,5 л наполнена азотом при давлении 76 кПа. Какое количество воды войдёт в лампу, если у неё отломить кончик под водой на глубине 1,4 м? Атмосферное давление нормальное.
- Когда из сосуда выпустили некоторое количество газа, давление в нём упало на 40%, а абсолютная температура уменьшилась на 10%. Какую часть газа выпустили?
- Некоторую массу идеального газа сначала изобарно расширили, затем изохорически нагрели, следующим этапом – изотермически сжали и наконец изохорно охладили, вернувшись в исходное состояние. Изобразите данные действия над газом в координатах (P,T) и (Р, V)
Дополнительный материал по биографиям учёных (Приложение 3):
1. Этот ученый первым выделил химический
элемент бор, выиграв пари у своего научного
соперника, знаменитого химика сэра Гэмфри Деви. (Гей-Люссак
Жозеф Луи.)
2. Этот ученый был французом. (Гей-Люссак,
Мариотт, Шарль.)
3. Он прославился своими открытиями как в физике,
так и в химии. (Гей-Люссак, Бойль.)
4. Одна из его заслуг – полет на воздушном шаре. (Шарль.)
5. Он получил церковное образование, был игуменом
монастыря. (Мариотт.)
6. Он писал, как можно при помощи барометра
определить высоту местности. (Мариотт.)
7. Одним из его ассистентов был Гук, впоследствии
ставший знаменитым ученым. (Бойль.)
8. Ему принадлежат термины «пипетка» и «бюретка»,
вошедшие в обиход. (Гей-Люссак.)
9. С установлением закона, открытого им, связаны
серьезные приоритетные вопросы, однако его
экспериментальные данные по точности
превосходили все другие. (Бойль Роберт.)