Тип урока: Комбинированный
Цели урока:
учащиеся знакомятся с понятием “разрядные слагаемые”;
учащиеся учатся раскладывать на разрядные слагаемые и заменять суммой разрядных слагаемых числа в различных системах счисления;
учащиеся осознают ценность полученных знаний о разрядных слагаемых.
Оборудование: раздаточный материал, карточки с числами, геометрические фигуры, карточки с примерами, музыкальный фрагмент, компьютерная презентация
Мотивационно – ориентировочный этап
1. Орг. момент.
- Встали правильно.
Тихо садитесь.
2. Контроль настроения.
- С каким настроением начинаем урок?
3. Проверка д/з.
- У кого из вас возникли вопросы при выполнении д/з?
- Хорошо. Я посмотрю как вы справились с д/з, когда буду проверять ваши тетради.
4. Устный счет.
1) – Я задумала число. Если к нему прибавить 9, получится 12.
- Какое число я задумала?
(число 3)
- Что вам известно об этом числе?
(Число 3 – однозначное, в ряду идет за числом 2, перед числом 4.)
- Вспомните состав числа 3.
(Число 3 – это 1 и 2.)
- Да, число 3 образуется путем сложения предыдущих чисел, поэтому с древних времен считается магическим, т.е. волшебным числом.
- Число 3 стало самым излюбленным числом в сказках.
- Назовите народные сказки, в которых встречается число 3.
(“Три медведя”, “Царевна – лягушка”, “Сивка – Бурка”)
-Где же оно встречается?
(У отца было 3 сына; 3 желания исполняются;
3 испытания выпадают герою.)
- И нам с вами выпало испытание: надо из трех дорог выбрать одну.
2)
2.1 – Я буду показывать два числа, если они написаны на красном фоне, надо найти сумму, если на зеленом – слагаемое, если на синем – разность.
- Полученные результаты запишите.
11; 9 |
11; 7 |
4; 2 |
17; 9 |
Сказки |
Александра |
Сергеевича |
Пушкина |
- Прочитайте, что написано на карточках.
- Назовите сказки А.С.Пушкина, в которых встречается число 3.
(“Сказка о рыбаке и рыбке.”
“Сказка о попе и о работнике его Балде.”
“Сказка о царе Салтане …”)
2.2 - Решите задачи. Полученные результаты запишите.
а) У белочки было несколько орехов. Когда она съела половину, у нее осталось 5 орехов. Сколько орехов было у белочки сначала?
б) Балда отгадал 8 трудных загадок, это на 4 меньше, чем простых.
Сколько простых загадок отгадал Балда?
2.3 – Рассмотрите числа записанные на карточке.
12 30 14 21 |
- Какое число лишнее?
(Число 14.)
- Почему?
(У других чисел, если сложить первую и вторую цифру, получится 3.)
- Запишите число 14.
- Рассмотрите ряд чисел, который записали.
- Какую закономерность заметили?
(Каждое следующее число увеличивается на 2.)
- Продолжите ряд чисел, учитывая закономерность.
- Проверяем.
(2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20)
- В какой системе счисления записали числа?
(В десятичной системе.)
- Почему вы так решили?
(Основание десятичной системы счисления не записывают.)
- В какой системе счисления записано это число?
21(3)
(В троичной системе счисления.)
- Почему вы так решили?
(Указано основание троичной системы счисления.)
Исполнительский этап
1. Постановка учебной задачи.
1.1 Звучит музыкальный фрагмент.
- Что напоминает вам эта мелодия?
(Полет шмеля.)
- В какой сказке присутствует шмель?
(В “Сказке о царе Салтане …”)
- Вспомним “Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди”.
СЛАЙД 1
Вот открыл царевич очи;
Отрясая грезы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой…
- У вас есть геометрические фигуры, из которых можно построить дворец.
- Постройте. Работаете в парах.
- Какие геометрические фигуры использовали?
(треугольник, квадрат, шестиугольники)
- Какая фигура повторяется?
(шестиугольник)
1.2 - Дворец можно собрать из частей и разобрать, т.е. разложить на части.
- А число можно разложить на части?
(Число можно разложить на слагаемые.)
- Разложите число 15 на слагаемые.
( 15 – это 7 и 8 (9 и 6))
- Назовите целое и части.
7 + 8 = 15 |
(целое - 15; части – 7 и 8)
- В какой системе счисления записано число 15?
( в десятичной системе)
- А в другой системе счисления вы умеете раскладывать числа на слагаемые?
- Чему будем учиться на уроке?
(Будем учиться раскладывать числа на слагаемые в разных системах счисления.)
2.Практическая работа.
2.1 - Но сначала измерим площадь повторяющейся части в троичной системе
счисления.
- До скольких считают в троичной системе счисления?
(До трех.)
- Какие цифры используют для записи чисел в троичной системе счисления?
( 0, 1, 2)
- Как будете работать?
(В группах.)
- Выполняйте.
2.2 - Проверяем.
- Какая мерка дана?
(Е1)
- Что она собой представляет?
(одну клетку)
- Какие мерки построили?
(Е2, Е3)
- Как построили мерку Е2?
(Мерку Е1 взяли три раза.)
- Как построили мерку Е3?
(Мерку Е2 взяли три раза.)
2.3 - Чему равна площадь К?
(К=112(3))
СЛАЙД 2
- Мерку Е3 сколько раз использовали?
(один раз)
- Мерку Е2?
(один раз )
- Мерку Е1?
(два раза)
- Чему равна часть, которую измеряли меркой Е3?
(100(3))
- Чему равна часть, которую измеряли меркой Е2?
(10(3))
- Чему равна часть, которую измеряли меркой Е1?
(2(3))
- Такие части называют разрядными слагаемыми.
2.4 - Откройте учебник на с.90. Прочитайте еще раз как называются части, которые вы выписали.
- Это правило будет вам помощником на уроке.
- Сравните разрядные слагаемые, назовите самое большое из них.
(100(3))
- Самое маленькое из них.
(2(3))
2.5 - Запишите сумму разрядных слагаемых.
(100(3) + 10(3) + 2(3) = 112(3))
3. Физ. минутка.
4.Замена числа суммой разрядных слагаемых.
4.1 - А мы вновь обратимся к сказке.
СЛАЙД 3
… море вдруг
Всколыхалося вокруг,
Расплескалось в шумном беге
И оставило на бреге
Тридцать три богатыря…
- В какой системе счисления автор посчитал богатырей?
(в десятичной)
- А вам надо набрать круги 33(5).
- С какой величиной будете работать?
(величина “количество”)
- Один из вас набирает то, что соответствует цифре второй мерки, а другой – первой.
- Какой будет первая мерка?
(одна штука, Е1)
- Как построить вторую мерку?
(надо мерку Е1 взять пять раз)
- Как вы думаете, кто из вас положит больше кругов: тот, кто будет работать меркой Е1 или тот, кто будет работать меркой Е2?
4.2 -Выполняйте.
4.3 - Проверяем. Сколько раз брали мерку Е2?
(три раза)
- Сколько раз брали мерку Е1?
(три раза)
- Кто положил больше кругов: тот, кто работал меркой Е1 или тот, кто работал меркой Е2?
(Тот, кто работал меркой Е2)
- Ваше предположение подтвердилось?
- Мерку Е1 брали три раза и мерку Е2 три раза, почему количество кругов разное?
(Мерка Е2 больше, чем мерка Е1.)
- Назовите разрядный состав числа 33(5).
(33(5) – это 30(5) и 3(5))
- Запишите сумму разрядных слагаемых в тетради. А к доске пойдет …
5. Самостоятельная работа.
5.1 -Какое еще желание князя Гвидона исполнила Лебедь?
(Подарила белочку.)
СЛАЙД 4
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
- Вам задание от белочки на сказочных орешках: запишите число ввиде суммы разрядных слагаемых.
- Дети, у которых орешки красного и зеленого цвета, работают самостоятельно.
- Дети, у которых орешки желтого цвета, работают вместе со мной.
5.2 – Проверим как выполнили задание первая и вторая группы.
5.3 Итог урока.
- Чему учились на уроке?
(Заменять числа суммой разрядных слагаемых.)
- Какая сказка нам помогала?
(“Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди”.)
Рефлексивно – оценочный этап
1. Тест.
- Надо заменить число 47суммой разрядных слагаемых.
- Рассмотрите предложенные варианты.
1. 47=40+70 2. 47= 40+7 3. 47= 4 + 7 |
- Покажите цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.
2. – Решите примеры: 47 – 7 = (40)
47 – 40 = (7)
- Для чего надо уметь заменять число суммой разрядных слагаемых?
(Чтобы быстро и правильно решать примеры.)
3.Д/з.
- На листочках получаете задание различной сложности.
4.Оценка.
- Оцените, понятен ли вам был материал.
5. Контроль настроения.
- С каким настроением заканчиваете урок?