Цели:
- познакомить учащихся с внешней политикой СССР в 1945-1953 гг.,
- выявить её основные цели и направления,
- сформировать у учащихся представления о принципах, методах и подходах внешней политики СССР,
- способствовать развитию навыков работы с исторической картой, учебником, историческим документом, умений обобщать и систематизировать материал.
Оснащение:
- Данилов А.А., Косулина Л. Г. История России ХХ в. Учебник для 9 кл. М., 2006, п. 39.
- Учебная карта "Мир после Второй Мировой войны".
- Документы.
- Приложение.
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма урока: урок-исследование.
Ход урока
Постановка проблемы: почему наш урок мы начинаем с песни?
(звучит песня "Мы за мир")
Закончилась Великая отечественная война, Вторая Мировая война, люди мечтали о мире.
1. Познавательная мотивация - создание ситуации вызывающей у ребят желание узнать материал данного урока, привлечение учащихся к объяснению темы урока.
Задание: объясните, почему тема нашего урока "Мир, расколотый надвое"?
Что бы вы хотели сегодня узнать?
Проблемное задание: одни историки приписывают главную вину за развязывание "холодной войны" Западу, другие - СССР, третьи - обеим сторонам. Так кто же виноват?
Исследование - включение учащихся в поиск самостоятельных ответов на поставленные вопросы, решение познавательных задач, на проверку выдвинутых гипотез.
Глоссарий урока:
ХОЛОДНАЯ ВОЙНА
ЭКСПАНСИЯ
ДОКТРИНА
КОНФРОНТАЦИЯ
ПРОТИВОБОРСТВО
СОПЕРНИЧЕСТВО
АПОГЕЙ
Работа в группах
Задача: определить роль в истории политических деятелей: У. Черчилля, Г. Трумэна; И. Сталина, В. Молотова.
1 этап. Работа с документами.
Первая группа | Вторая группа | Третья группа |
Прочитать речь Черчиля в Фултоне 1946
год и оформить свои выводы в виде таблицы. ответить на вопросы: можно ли считать это выступление началом "холодной войны"? какие характерные черты международных отношений отражены в его речи? (см. приложение) |
Познакомиться с интервью И. Сталина
газете "Правда"; Прочитать по ролям; ответить на вопросы: какова позиция Сталина в ответ на выступление Черчилля? (см. приложение) |
Познакомиться с документами: Доктрина
Трумэна, план Маршалла, назвать задачи
поставленные Трумэном относительно СССР; и
проанализировать отношение к ним СССР; можно ли считать это началом "холодной войны"? (см.приложение) |
Выводы: учащиеся обсуждают в группах предложенные задания, учитель обобщает и вывешивает на доске схемы (см. приложение)
2 этап: "Холодная война в действии"
Задача: проанализировать действия США и СССР и их сторонников, и сделать выводы, так почему мир раскололся надвое?
Первая группа | Вторая группа | Третья группа |
Прочитать п. 39 и заполнить
хронологическую таблицу "Действия США и стран
Запада"; Показать на карте страны, входившие в НАТО; сделать выводы об отношениях с СССР. |
Прочитать п. 39 и заполнить
хронологическую таблицу "Действия СССР и его
союзников"; Показать на карте страны, входившие в ОВД, СЭВ; сделать выводы о отношениях с США. |
Аналитики Прослушать выступления групп, проанализировать и ответить на вопросы: "Кто виноват в развязывании "холодной войны" В чем опасность "холодной войны"? |
3 этап: Рефлексия. Звучит песня Б. Окуджавы "Молитва".
Выразите свое отношение к изученной теме по вопросам единства мира и опасности "холодной войны" в виде плакатов.
Д\З п. 39, написать заметку в газету от имени корреспондента советской газеты и от имени корреспондента американской газеты о событиях в мире.