Цель: создание условий для развития логического мышления, а также создание условий для развития интереса учащихся к математике.
Задачи:
- Развитие умения применять в игре полученные знания.
- Развитие внимания, математического мышления, находчивости, сообразительности, памяти, оригинальности и гибкости мышления.
- Воспитание выдержки, терпения.
- Воспитание заинтересованности к математике.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, конверты с высказываниями известных математиков, карточки-задания для команд.
Предварительная работа:
- Определяется время и дата игры.
- Подготавливаются карточки-задания для игры.
- Определяется жюри - наблюдательная станция игры.
- В игре участвуют две команды по 6 человек. Команды готовят название команды, эмблему.
- Командам задается домашнее задание.
Игру сопровождает компьютерная презентация.
Ход занятия
Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Я рада приветствовать вас!
Мой юный друг!
Сегодня ты пришел вот в этот класс,
Чтоб посидеть, подумать, отдохнуть,
Умом своим на все взглянуть.
Пусть ты не станешь Пифагором,
Каким хотел бы, может быть,
Но будешь ты рабочим, а может и ученым
И будешь математику любить.
Сегодня мы с вами будем играть. А как называется игра, вы узнаете, если ответите на мои вопросы.
Она совсем как цифра 3. (З)
Первая буква алфавита. (А)
Эта буква широка и похожа на жука. (Ж)
Следующую букву мы узнаем без труда - очень горбится всегда. (Г)
А и Б сидели на трубе. А упала, Б пропала. Что осталось на трубе? (И)
Грянул гром, веселый гром,
Засверкало все кругом!
Рвутся в небо неустанно
Разноцветные фонтаны,
Брызги света всюду льют!
Это праздничный :(салют).
Игра называется - Зажги салют! И на этой игре вам понадобится внимательность и наблюдательность, смекалка и сообразительность.
В игре участвуют две команды (представление команд). Каждая команда пройдет ряд станций. За каждый правильный ответ на вопрос и правильное решение задач будет выдаваться звезда. Звезды выдавать вам будет наблюдательная станция (представление жюри).
В конце игры в честь команды, набравшей наибольшее количество звезд, будет зажжен салют. Собирать звезды мы с вами будем, путешествуя по следующему маршруту:
Станция 1: "Угадай-ка"
Станция 2: "Соображай-ка"
Станция 3: "Внимательная"
Станция 4: "Сказочная"
Станция 5: "Игровая"
Итак, считайте, отгадывайте,
Угадывайте, решайте.
Задачи будут трудные,
Но вы не отступайте.
Станция "Угадай-ка"
"Величие человека - в его способности мыслить". Эти слова великого французского ученого Паскаля. Способность быстро соображать проверит станция "Угадай-ка".
Сравните числа, в которых цифры заменены звездочками:
а) **** и ***;
б) 32** и 31**.
Угадайте корни уравнения
а) 5 . х = 4 . х
б) у . у - 1 =15
За каждое правильное решение команда получает звезду.
Станция "Соображай-ка"
Народная мудрость гласит "Ум без догадки гроша не стоит". Итак, дерзайте.
1.Заметить закономерность в рядах чисел, записать в каждую строчку по два следующих числа.
2,3,4,5,6,7: 3,7,11,15,19,23,:
10,9,8,7,6,5, .. 9,1,7,1,5,1,:
5,10,15,20,25,30,... 4,5,8,9,12,13,:
9,12,15,18,21, ... 25,25,21,21,17,17,:
8,8,6,6,4,4,... 1,2,4,8,16,32,:
2. Буквы спрятались. Найдите спрятанные буквы и запишите слова.
1. МТМТК 2.МТР 3.ТНН 4.МНТ 5. ЗДЧ
Ответ: математика, метр, тонна, минута, задача.
3. Решите ребусы.
Команды имеют возможность получить 5 звезд за первое задание, 2 звезды за второе задание и 3 звезды за третье задание. Дополнительную звезду получает та команда, которая быстрее справится с заданием.
Станция "Внимательная"
Сначала послушайте индусскую притчу.
Магараджа выбирал себе министра. Он объявил, что возьмёт того, кто пройдёт по стене вокруг города с кувшином, доверху наполненным молоком, и не прольёт ни капли. Многие ходили, но по пути их отвлекали, и они проливали молоко. Но вот пошёл один. Вокруг него кричали, стреляли, всячески пугали и отвлекали. Но он не пролил молоко". Ты слышал крики, выстрелы? - спросил его магараджа. - Ты видел, как тебя пугали?" "Нет, повелитель я смотрел на молоко".
Не слышать и не видеть ничего постороннего, - вот до какой степени может быть сосредоточено внимание. Теперь мы проверим, насколько внимательны представители наших команд. Сейчас для вас я прочитаю задачи, но задачи не простые. Нужно слушать внимательно, так как вопрос будет задаваться в конце.
За каждую решенную задачу присуждается 2 звезды.
Задачи:
1. В автобусе ехали 25 человек.
На первой остановке вышли 7 человек, зашли 4 человека.
На следующей остановке вышли 12 человек, зашли 5 человек.
На следующей остановке вышли 8 человек, зашли 6 человек.
На следующей остановке вышли 2 человека, зашли 16 человек.
На следующей остановке вышли 5 человек.
Сколько было остановок? (5 остановок)
2.
У четы речных Медуз был всегда отменный вкус,
И они гостей позвали, чтоб попробовать арбуз.
На обед пришел Тритон, и Морской знакомый Слон -
Ел арбуз ножом и вилкой, был любезен и умен.
А потом зашел Варан. Лег на кожаный диван.
Одиноким молчуном просидел весь вечер Сом.
И Бермудский крокодил тоже в гости заходил.
Славно было у Медуз! Съели гости весь арбуз!
Вопрос: Сколько гостей пришло к Медузам? (5 гостей)
3.
Летняя задача.
На речке летали 12 стрекоз.
Явились 2 друга и рыжий Барбос.
Они так плескались, они так галдели,
Что 8 стрекоз поскорей улетели.
Остались на речке только стрекозы,
Кому не страшны ребятня и барбосы.
Но вот что моя голова позабыла:
Скажите, пожалуйста, сколько их было? (12 стрекоз)
Станция "Сказочная"
На этой станции необходимо решить две задачи, одна из которых - ваше домашнее задание. Будьте внимательны. За каждую решенную задачу присуждается звезда.
1. У Карлсона есть ведро варенья, оно вмещает 7 л. У него есть два пустых ведерка - 4-литровое и 3-литровое. Помогите Карлсону отлить 1 л варенья к чаю в меньшее (3-литровое) ведерко, оставив 6 л в большом (7-литровом) ведре.
Решение задачи заполнить в таблице.
№ | Действие | А (7 л) | Б (4 л) | В (3 л) |
0 | 7 | 0 | 0 | |
2. Можно ли в тетрадном листке вырезать такую дырку, через которую пролез бы человек? (домашнее задание).
Ответ:
Станция "Игровая"
На этой станции представлены игры: "Не собьюсь!", "Кто больше", "Бой петухов", "Найди цифру", "Гонка за лидером" и "Счастливый случай". Каждая команда по ромашке выбирает себе по две игры. За каждую выигранную игру присуждается звезда.
"Не собьюсь!"
Встав в круг, нужно сосчитать до 30 по порядку, только вместо чисел, которые делятся на 3 говорить "Не собьюсь!".
"Кто больше"
Из слова "арифметика" команды должны составить как можно больше слов из букв данного. Примеры: ар, икра, фирма, ферма, фата, река, риф, миф, мера, еретик, мак, фара, тик, рифма, ерик, тара, мат, кит, метка, тема, кара, марка, крем, тир, метр
"Бой петухов".
За спиной игрока закрепляется карточка с заданием. Каждый игрок должен разглядеть карточку соперника и решить пример.
(5 * 4 - 20) * 17 | 27 * (2 * 5 - 10) |
"Найди цифру".
На доске 2 плаката, на которых написаны числа от 1 до 21. Участники команды (по одному от каждой команды) зачеркивают их по порядку.
Победившей команде - 1 звезда.
1 | 19 | 5 | 14 | 7 | 1 | |
9 | 11 | 17 | 4 | 20 | 10 | |
13 | 21 | 3 | 11 | 15 | 13 | |
4 | 8 | 12 | 2 | 8 | 6 | |
10 | 14 | 6 | 16 | 12 | 17 | |
18 | 2 | 16 | 5 | 18 | 3 | |
15 | 20 | 7 | 19 | 9 | 21 |
Командам задаются вопросы - четные вопросы первой команде, нечетные - второй (команде-лидеру - первой). Верный ответ - 1 звезда.
- 7 Х 8 = ? ( 56 )
- 9 Х 6 = ? ( 54 )
- Чему равна треть суток? (8 часов)
- Чему равна шестая часть суток? (4 часа)
- Горело 5 свечей. Две из них потушили. Сколько свечей осталось? (2 свечи, те, что потушили, остальные сгорели)
- Летела стая уток. Всего 5. Одну убили. Сколько осталось? (одна, остальные улетели) 0 Х 112 =? (0)
- На какое число невозможно деление? (на 0)
- Как называются числа, которые складывают? (слагаемые)
- Как называются числа, которые умножают? (множители)
- Сколько месяцев в году содержат по 30 дней? (11, кроме февраля)
- Сколько месяцев в году содержат по 31 день? (семь)
- Фигура, имеющая 3 стороны, 3 вершины. (треугольник)
- Прямоугольник с равными сторонами. (квадрат)
- Как называется фигура, у которой 3 и более углов? (многоугольник)
- Как называется сумма длин всех сторон многоугольника? (периметр)
- Какое число делится на все числа без остатка? (0)
- Чему равно произведение всех цифр? (0)
- Пара лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (30)
- Двое играли в шашки четыре часа. Сколько часов играл каждый из них? (4)
- В семье два отца и два сына. Сколько мужчин в семье? (3)
- У родителей пять сыновей. Каждый имеет одну сестру. Сколько всего детей в семье? (6)
- Наименьшее натуральное число? (1)
- Наибольшее натуральное число? (не существует)
- Единица скорости на море? (узел)
- Чему равен 1 пуд? (16 кг)
- Периметр квадрата 20 см. Чему равна его площадь?(25)
- Что ищем, решая уравнение? (корень)
- Результат вычитания. (разность)
- Результат деления? (частное)
- Сколько центнеров в тонне? (10)
- Сколько существует цифр? (10)
- Как называются цифры третьего разряда? (сотни)
- Наименьшее трехзначное число? (100)
- Сколько вершин у куба? (8)
- Как называется число, из которого вычитают? (Уменьшаемое)
- Ограниченная часть прямой? (отрезок)
- Результат деления? (Частное)
- Чему равна десятая часть сантиметра? (миллиметр)
- В колесе 10 спиц. Сколько промежутков между спицами? (10)
"Счастливый случай"
Команде выбравшей эту игру сразу присуждается звезда.
Подведение итогов.
Жюри подводит итоги. В честь команды-победительницы зажигается салют.
Ну а теперь мне бы хотелось, чтобы мы вместе подвели итоги нашей игры. В конвертах у каждой команды лежат высказывания. Какое высказывание на ваш взгляд близко вам и отражает ваши мысли о математике, о сегодняшней игре. Я даю вам две минутки ознакомиться и выбрать подходящее высказывание.
"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!"
Д. Пойа
"Математика уступает свои крепости лишь сильным и смелым"
А.П. Конфорович
"Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя криво, да сами"
Г. Лессинг
"Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим"
Блез Паскаль
"Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед".
А. Нивен
"Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому".
Д. Пойа
"Хочешь быть умным - научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать".
И. Лафатер
Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех,
За азарт соревнованья, обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой моя речь
Говорю я: до свиданья,
До счастливых новых встреч.