Успех реализации метода проектов во
многом зависит от правильно организованной
работы и совместных усилий участников проекта на
всех этапах и стадиях, степени владения
учащимися необходимыми для проектной
деятельности навыками и умениями. Для
продуктивной совместной или индивидуальной
деятельности в проекте учащиеся должны владеть
целым рядом общеучебных умений:
- интеллектуальными:
работать с информацией,
анализировать, систематизировать, обобщать ее,
устанавливать ассоциации с ранее изученным,
делать выводы;
- творческими:
генерировать идеи, находить
многовариантные решения проблемы, предвидеть
возможные последствия принимаемых решений;
- коммуникативными:
вступать в общение, слушать
партнера по общению, адекватно влиять на
собеседника, отстаивать свою точку зрения,
находить компромисс с собеседником,
прогнозировать результат своего высказывания и
др.;
- социальными:
сотрудничать с другими,
принимать точку зрения других, нести
ответственность за результаты своего труда,
подчиняться решению группы, доверять членам
команды.
Однако в большинстве случаев учащиеся
не готовы к проектной деятельности в полном
объеме. Предлагаемые Памятки могут помочь снять
некоторые трудности как в период ознакомления с
проектной деятельностью (т.называемом
пропедевтическом курсе), так и в процессе работы
над проектом.
Некоторые памятки могут оказаться
полезными при организации работ, не связанных с
проектной деятельностью.
Памятка № 1
Что такое проект.
- В основе любого проекта всегда лежит проблема. Нет
проблемы – нет проекта!
- В ходе работы над проектом нужно будет ответить
на следующие вопросы:
- Почему так важно решить эту проблему?
- Зачем нужно выполнить этот проект?
- Что для этого необходимо?
- Как можно это сделать?
- Что должно получиться?
- Как это можно использовать?
- Чему я научился?
III. После выполнения проекта необходимо
представить результат своего труда.
IV. Проект оцениваются всеми учащимися. |
Памятка № 2.
Требования к проекту.
- Решение проблемы должно иметь значение для
многих.
- Проект не должен содержать лексических,
орфографических и грамматических ошибок.
- Факты, представленные в проекте, должны
соответствовать действительности.
- Проект должен быть оформлен аккуратно,
содержать необходимый иллюстративный материал
(в виде ярких и красочных рисунков, схем и
графиков, фотографий и вырезок).
- Материал проекта должен быть изложен логично.
- Каждый ученик должен внести свой вклад в
групповой проект в соответствии со своими
возможностями.
- Учитывается характер общения и взаимопомощи
всех участников проекта.
|
Памятка № 3
Правила проведения дискуссии
- Ты должен критиковать идеи, а не людей.
- Будь готов выслушать любую точку зрения, даже
если ты с ней не согласен.
- Твоя цель не в том, чтобы победить, а в том, чтобы
прийти к наилучшему решению.
- Старайся терпеливо выслушивать точку зрения
своего собеседника до конца.
- Отрицая что-либо, объясни, почему, постарайся
найти доказательства.
- Критикуя что-либо, предлагай что-то взамен.
- Старайся терпеливо объяснять свою точку зрения.
|
Памятка № 4
Планируем свою деятельность.
- Определите задания, которые необходимо будет
выполнить для проекта.
- Решите, кто, что будет делать; каждый выполняет
свою часть общего задания.
- Обсудите, в какой форме нужно будет представить
свою часть задания.
- Выясните, где можно будет найти материал для
своего задания, и определите “белые пятна” в
имеющейся информации;
- Решите, каким будет ваш проект и как его лучше
представить.
|
Памятка № 5
Как провести исследование
- Определите причины, по которым эта проблема
волнует всех, и объясните, почему необходимо ее
решить:
- найдите информацию, которая описывает
существующую ситуацию;
- найдите причины существования проблемы;
- определите, к каким последствиям может привести
эта проблема;
- представьте желаемую ситуацию;
- решите, что нужно изменить в реальной ситуации.
- Найдите способы решения проблемы и докажите их
эффективность:
- определите, какими способами может быть решена
проблема;
- подумайте, как изменится ситуация, если
применить каждый из способов, выберите самый
лучший, с вашей точки зрения ;
- подумайте, кто может устранить причины
существования проблемы (что зависит / не зависит
от вас);
- определите, каким образом может быть
использован выполненный проект.
3. Определите, что нужно сделать, чтобы
собрать необходимый материал по проблеме:
- определите все возможные источники информации
по проблеме и те, которые имеются в вашем
распоряжении и решите, с которыми из них вы
сможете работать;
- найдите факты, которые могут подтвердить ваши
предположения;
- подумайте, насколько доказательным является
собранный материал;
- выберите способы записи полученных данных.
4. Решите, как будет организована ваша
совместная деятельность (более подробно об этом
написано в Памятке № 4). |
Памятка № 6
Как отобрать материал
- Внимательно прочитай материал.
- Найди факты, данные, истории, которые могут
подтвердить твою гипотезу.
- Выбери те из них, которые могут наиболее точно
показать проблему и ее решение.
- Отредактируй материал, если это нужно, т.е.
сократи, измени, добавь и т.п.
- Реши, как лучше представить подготовленный
материал.
|
Памятка № 7
Как подготовиться к промежуточной
аттестации .
1. Представьте краткий отчет о
проделанной вашей группой работе.
Предварительно:
- выслушайте отчет каждого члена своей группы о
том, что он сделал;
- отредактируйте собранный материал;
- оцените работу каждого и занесите данные о
выполнении в “Дневник”
2. Расскажите о том, что уже сделано и
что еще предстоит сделать.
3. Прослушайте отчеты других групп.
Задайте вопросы для уточнения, дополнения,
поправки или обмена опытом. |
Памятка № 8
Правила презентации проекта.
Выступление должно быть кратким (не более 10
мин.).
Материал проекта должен воспроизводиться, а не
читаться.
Во время выступления необходимо соблюдать
правила публичного выступления:
соблюдать зрительный контакт со
зрителями;
говорить громко и четко.
В презентацию необходимо включить отчет о
проделанной работе, сообщив:
- кто, что делал;
- впечатления о выполненной работе;
- предложения, пожелания при выполнении
подобного проекта в будущем.
|
| Памятка № 9 Как составить
список литературы.
1. Укажите название книги (журнала,
энциклопедии и т.д.), откуда был взят материал.
2. Если есть автор книги (статьи), укажите его.
3. Запишите название издательского центра и
дату издания.
4. Укажите страницу, на которой был помещен
материал. Например:
1) “Rainbow world” / Nikolai Sladkov. – Moscow: Raduga Publishers, 1981. –
p. 17
2) “My book of questions and answers”/ Colin Clark. – Bridlington, England: Peter
Haddock LTD, 1990. – p. 20.
3) “Наблюдения за развитием природы Москвы” /
А.А.Минин. – Москва: ЭЦ, 2002. – с. 137. |
Памятка № 10
Вопросы для самоанализа своей
деятельности в работе над проектом
- Какой вид работы тебе больше всего понравился?
- Как ты оцениваешь качество выполненной тобой
работы?
- Чему ты научился?
- Что в следующий раз ты сделал бы по-другому?
- Ты был достаточно активен в работе над проектом?
- Если у тебя были неудачи, то в чем?
- Что получилось лучше всего?
|