Цель:
Обобщить и систематизировать знания у детей о геометрических формах и фигурах на основе интегрированного подхода в формировании элементарных математических представлений и развития интереса к изобразительной деятельности.
Образовательная задача:
- обогащать сенсорный опыт детей;
- помогать употреблять слова в точном соответствии со смыслом;
- развивать умение детей ориентироваться в пространстве, чувство композиции (красиво располагать геометрические фигуры на объемной форме (чайной паре));
- закрепить знания о объемных геометрических формах и геометрических фигурах;
- развивать умения классифицировать предметы по признакам / величина, форма, фигура, цвет.
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей умения работать в коллективе, парах; уметь слушать собеседника;
- развивать эстетическое восприятие, интерес к изобразительному искусству.
Коррекционная направленность:
Развитие речи:
- закрепление активного словаря: фигура, форма, размер, цвет;
- обогащение активного словаря: квадрат, прямоугольник, круг, сервировка стола;
- накопление пассивного словаря: расположить фигуры, сходство, различие;
- ввод новых слов: эскиз, декоратор.
Предшествующая работа:
- составление эскизов украшения предметов быта (скатерть, салфетка, настенный коврик);
- сюжетная игра «Угостим куклу Катю чаем»;
- изготовление «чайной пары» из папье-маше и составление эскизов украшения «чайной пары»
- дети с воспитателем украшают скатерти геометрическими фигурами.
Предметный ряд:
- демонстрационная доска;
- материал Монтессори;
- «чайная пара» из папье-маше;
- клей, кисточки, клеенки, салфетки, раздаточный материал (вырезанные из бумаги геометрические фигуры).
Наглядный ряд:
- эскиз украшения «чайной пары» геометрическими фигурами.
Формы работы:
- коллективная;
- подгрупповая;
- в парах.
Перед занятием дети распределяются на две подгруппы по следующему принципу:
1 подгруппа включает детей, в имени которых есть звук «И».
2 подгруппа включает детей, в имени которых нет звука «И».
Ход занятия
Воспитатель: Мы сегодня ждем в гости медвежонка Тот-топа и куклу Катю. Ожидая гостей гостеприимные хозяева накрывают стол к чаю. Мы тоже приготовим стол для гостей.
(Дети застилают столы скатертями и рассматривают на них узоры).Воспитатель: Дети, расмотрите скатерти и определите, по какому признаку отличаются фигуры на скатертях.
(Дети отмечают, что фигуры на первой скатерти отличаются по размеру, цвету; на второй - по размеру).
Воспитатель: Что еще надо для того, чтобы угостить гостей чаем? (Ответы детей). Предлагаю вам сервировать стол к чаю. Вам поможет в этом ваша фантазия и сказочное воображение. Для сервировки стола можно использовать геометрические формы и фигуры из наборов.
(Дети подходят к наборам цилиндров и геометрических фигур материала Монтессори, которые отличаются по цвету и размеру, и «накрывают» стол, соизмеряя назначение предмета с геометрической формой и фигурой. Затем они поясняют, почему выбрали эту форму или фигуру (чашка похожа на цилиндр: широкий и высокий, а блюдце - на цилиндр низкий; свернутая салфетка – на треугольник). По окончанию работы дети обмениваются мнениями, чей стол сервирован красиво, полно и правильно)
Физминутка: Русская народная потешка «Сорока».
(Рассказывая потешку, дети прокатывают шарик (Су-Джок тренажер) между ладонями и пальцами.)
Воспитатель: Дети, вы приготовили “чайную пару” и составили эскизы украшения этой пары. А как вы думаете кто украшает посуду? (Ответы детей).
Человек который украшает предметы и посуду называется – декоратор. Предлагаю Вам стать декораторами и украсить “чайную пару” геометричекими фигурами.
(Дети располагаются за столами в парах и украшают “чайную пару” в соответствии с ранее заготовленными эскизам).
Воспитатель: Такие красивые “чайные пары” надо показать всем.Давайте расставим их на “подиуме” и пригласим детей из других групп посмотреть на вашу работу.
(Дети выставляют чайные пары на «подиуме» и придумывают к ним название. Вот некоторые из них: «Букет», «Весна», «Цветочная поляна» и т.д.).
Методичекие рекомендации:
- опыт работы подсказал, что предварительная работа по составлению эскизов дает возможность рассмотреть образцы узоров, выбрать понравившиеся, или придумать самим узор для украшения, а затем, советуясь с другом, оформить оптимальный вариант.
- положительным моментом каждого занятия должно являться то, что конечный продукт имет прикладной характер, может использоваться в играх, самостоятельной художественной деятельности.