Урок русского языка в 5-м классе по теме "Повторение и обобщение изученного по теме "Лексика""

Разделы: Русский язык


Цель: обобщение  материала, изученного по теме «Лексика.

Задачи:

  • Повторить теоретический материал о прямом и переносном значении слов, об однозначных и многозначных словах, о синонимах, омонимах, антонимах.
  • Совершенствовать практические умения и навыки по данной теме.
  • Воспитывать любовь к родному языку, интерес и желание углублять свои знания по теме «Лексика».

I. Объявление темы и задач урока.

- Сегодня, ребята, мы совершим с вами путешествие на планету «Лексика». А поможет нам в этом всем известная Машина времени. Но сначала нужно повторить все слова-термины, которые изучались в разделе «Лексика».

II. Лексический диктант.

  1. Все слова языка. (Лексика)
  2. Раздел лингвистики, изучающий лексику. (Лексикология)
  3. Слова, имеющие одно значение. (Однозначные)
  4. Слова, имеющие несколько лексических значений. (Многозначные)
  5. Слова с переносным значением. (Метафоры)
  6. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. (Омонимы)
  7. Слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному. (Омофоны)
  8. Слова, близкие по значению. (Синонимы)
  9. Слова, противоположные по значению. (Антонимы)

III. Работа со словарями.

- Итак, теперь можно отправляться в путешествие.

Первая наша остановка – город Словарей, но попасть мы туда сможем не сразу. Губернатор этого города устроил для вас, ребята, испытания. Справитесь, и вход будет открыт.

1. Правила работы со словарями.

- Как вы определите по словарной статье, многозначное слово или однозначное?

- А прямое и переносное значение слова?

- Какие словари помогут подобрать к словам синонимы, омонимы, антонимы?

2. Практическое задание (по группам).

- Пользуясь словарями, приведите примеры:

I группа – многозначных слов,

II группа – синонимов,

III группа – омонимов.

-Молодцы! Теперь ворота этого города для вас всегда открыты.

Но пора снова в путь.

IV. Тренировочные упражнения.

- Смотрите, вдали виднеются какие-то острова. Читаем названия: «Синонимы», «Омонимы», «Антонимы».

Приземляемся на остров Синонимов.

А здесь нас ждет новое задание. Все жители острова – синонимы, и живут они группами-семьями в отдельных домиках. Но накануне по острову Синонимов пронесся ураган и все перепутал. Они просят нас помочь найти свои семьи.

Задание: Распределите синонимы по группам. В каждой группе расположите синонимы в порядке усиления признака.

  1. Отважный, гигант, бояться, неустрашимый.
  2. Холод, храбрый, мороз.
  3. Стужа, великан, титан.
  4. Трепетать, опасаться, робеть, смелый.

- И с этим заданием вы справились. Жители острова Синонимов благодарят вас за помощь. А мы продолжаем свое путешествие.

Планета «Лексика» нас продолжает удивлять. Сейчас вы прослушаете стихотворение, которое так и называется «Удивительные вещи». Если вы правильно определите, о каких словах идет в нем речь,  то узнаете, на какой остров мы приземлимся:

Страшные вещи в природе бывают.
Ножки у стула. Но стул не шагает.
Часто часы бьют. Но мы не слыхали,
Чтобы кого-то они обижали.
«Слон затрубил», - говорят. Интересно!
Что-то слона я не вижу в оркестре? (автор Карол Корд)

- Что удивительного в том, что стул не шагает, часы никого не обижают, а слона не пускают в оркестр? Что это за слова?

- Так на какой остров мы приземлились? Верно, ребята, это остров Омонимов. Здесь живут племена двойников. Какие именно, вы узнаете, когда отгадаете загадки:

  1. Нас много в играх набирают, а иногда и на нос надевают. (Очки)
  2. В бою и рубят, и взрывают, а после боя развлекают. (Шашки)
  3. В воде он медленно плывет, в станке летает взад-вперед. (Челн)
  4. Из земли я воду извлекаю, я ваши вещи сохраняю, законы музыки пишу и ничего в вознагражденье от человека не прошу. (Ключ)
  5. На лугу – с хвостом, без хвоста – под мостом. (Коса)

- Молодцы, и здесь вы справились успешно с заданием и помогли жителям острова. Но пора отправляться в путь. Впереди еще остров Антонимов.

А жители этого острова предлагают сыграть в игру.

Игра «Лексическое лото»

Правила: класс делится на группы. Каждой группе раздаются карточки со словами. Каждое слово пронумеровано. Учитель читает слова-антонимы (каждое слово – на отдельной карточке) и отдает группе, у которой на карточке имеется антоним к нему.

Слова-антонимы:

1. Удача.

2. Талантливый.

3.Чёрный.

4. Слава.

5. Дальний.

6. Меньше.

7. Прошлое.

8. Вниз.

9. Утром.

10.Внутренний.

11. Мир.

12. Назад.

13. Дружба.

14. Разлука.

15. Мудрец.

16. Сладкий.

17. Нежность.

18.Чистота.

19.Нет.

20.Дорого.

21.Мягкий.

22. Нездоровый.

23. Ложь.

24.Урод.

25. Хуже.

26. Много.

27. Правда.

28.Оправдывать.

29.Соглашаться.

30. Последний.

31. Хороший.

32. Спуск.

33. Ложь.

34. Сторонник.

35. Грусть.

36.Тьма.

37. Слабый.

38. Шум.

39.Глупый.

40. Плохой.

V. Подведение итогов урока.

- Вот и закончилось наше путешествие. Мы, ребята, посетили с вами те места на планете «Лексика», о которых теоретически вы уже знали. Назовите их.

VI. Домашнее задание.

Подберите  синонимы и антонимы к словам: смелый, быстрый, большой.