Цель: обобщение материала, изученного по теме «Лексика.
Задачи:
- Повторить теоретический материал о прямом и переносном значении слов, об однозначных и многозначных словах, о синонимах, омонимах, антонимах.
- Совершенствовать практические умения и навыки по данной теме.
- Воспитывать любовь к родному языку, интерес и желание углублять свои знания по теме «Лексика».
I. Объявление темы и задач урока.
- Сегодня, ребята, мы совершим с вами путешествие на планету «Лексика». А поможет нам в этом всем известная Машина времени. Но сначала нужно повторить все слова-термины, которые изучались в разделе «Лексика».
II. Лексический диктант.
- Все слова языка. (Лексика)
- Раздел лингвистики, изучающий лексику. (Лексикология)
- Слова, имеющие одно значение. (Однозначные)
- Слова, имеющие несколько лексических значений. (Многозначные)
- Слова с переносным значением. (Метафоры)
- Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. (Омонимы)
- Слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному. (Омофоны)
- Слова, близкие по значению. (Синонимы)
- Слова, противоположные по значению. (Антонимы)
III. Работа со словарями.
- Итак, теперь можно отправляться в путешествие.
Первая наша остановка – город Словарей, но попасть мы туда сможем не сразу. Губернатор этого города устроил для вас, ребята, испытания. Справитесь, и вход будет открыт.
1. Правила работы со словарями.
- Как вы определите по словарной статье, многозначное слово или однозначное?
- А прямое и переносное значение слова?
- Какие словари помогут подобрать к словам синонимы, омонимы, антонимы?
2. Практическое задание (по группам).
- Пользуясь словарями, приведите примеры:
I группа – многозначных слов,
II группа – синонимов,
III группа – омонимов.
-Молодцы! Теперь ворота этого города для вас всегда открыты.
Но пора снова в путь.
IV. Тренировочные упражнения.
- Смотрите, вдали виднеются какие-то острова. Читаем названия: «Синонимы», «Омонимы», «Антонимы».
Приземляемся на остров Синонимов.
А здесь нас ждет новое задание. Все жители острова – синонимы, и живут они группами-семьями в отдельных домиках. Но накануне по острову Синонимов пронесся ураган и все перепутал. Они просят нас помочь найти свои семьи.
Задание: Распределите синонимы по группам. В каждой группе расположите синонимы в порядке усиления признака.
- Отважный, гигант, бояться, неустрашимый.
- Холод, храбрый, мороз.
- Стужа, великан, титан.
- Трепетать, опасаться, робеть, смелый.
- И с этим заданием вы справились. Жители острова Синонимов благодарят вас за помощь. А мы продолжаем свое путешествие.
Планета «Лексика» нас продолжает удивлять. Сейчас вы прослушаете стихотворение, которое так и называется «Удивительные вещи». Если вы правильно определите, о каких словах идет в нем речь, то узнаете, на какой остров мы приземлимся:
Страшные вещи в природе бывают.
Ножки у стула. Но стул не шагает.
Часто часы бьют. Но мы не слыхали,
Чтобы кого-то они обижали.
«Слон затрубил», - говорят. Интересно!
Что-то слона я не вижу в оркестре? (автор Карол Корд)
- Что удивительного в том, что стул не шагает, часы никого не обижают, а слона не пускают в оркестр? Что это за слова?
- Так на какой остров мы приземлились? Верно, ребята, это остров Омонимов. Здесь живут племена двойников. Какие именно, вы узнаете, когда отгадаете загадки:
- Нас много в играх набирают, а иногда и на нос надевают. (Очки)
- В бою и рубят, и взрывают, а после боя развлекают. (Шашки)
- В воде он медленно плывет, в станке летает взад-вперед. (Челн)
- Из земли я воду извлекаю, я ваши вещи сохраняю, законы музыки пишу и ничего в вознагражденье от человека не прошу. (Ключ)
- На лугу – с хвостом, без хвоста – под мостом. (Коса)
- Молодцы, и здесь вы справились успешно с заданием и помогли жителям острова. Но пора отправляться в путь. Впереди еще остров Антонимов.
А жители этого острова предлагают сыграть в игру.
Игра «Лексическое лото»
Правила: класс делится на группы. Каждой группе раздаются карточки со словами. Каждое слово пронумеровано. Учитель читает слова-антонимы (каждое слово – на отдельной карточке) и отдает группе, у которой на карточке имеется антоним к нему.
Слова-антонимы:
1. Удача. 2. Талантливый. 3.Чёрный. 4. Слава. 5. Дальний. 6. Меньше. 7. Прошлое. 8. Вниз. 9. Утром. 10.Внутренний. 11. Мир. 12. Назад. 13. Дружба. 14. Разлука. 15. Мудрец. 16. Сладкий. 17. Нежность. 18.Чистота. 19.Нет. 20.Дорого. |
21.Мягкий. 22. Нездоровый. 23. Ложь. 24.Урод. 25. Хуже. 26. Много. 27. Правда. 28.Оправдывать. 29.Соглашаться. 30. Последний. 31. Хороший. 32. Спуск. 33. Ложь. 34. Сторонник. 35. Грусть. 36.Тьма. 37. Слабый. 38. Шум. 39.Глупый. 40. Плохой. |
V. Подведение итогов урока.
- Вот и закончилось наше путешествие. Мы, ребята, посетили с вами те места на планете «Лексика», о которых теоретически вы уже знали. Назовите их.
VI. Домашнее задание.
Подберите синонимы и антонимы к словам: смелый, быстрый, большой.