Цели:
- Научить детей правилам перехода улицы;
- Познакомить детей с дорожными знаками;
- Развить умение быстро реагировать на сложные ситуации на улице.
Оборудование:
- Карточки «Занимательная дорожная азбука»;
- Мультфильм «Кто первый?»;
- Сборник загадок М.Т. Карпенко;
- Плакат «Работники ГИБДД»;
- Карточки с заданиями Светофора Светофоровича;
- Бланки-сетки для решения теста.
Ход урока
Учитель: Сегодня, ребята, мы поговорим о правилах дорожного движения.
А как называют человека, который руководит дорожным движением?
Ученик: Инспектор дорожного движения.
Учитель: Как выглядит инспектор?
Ученик: Он одет в специальную форму. (Дети рассматривают плакат и обсуждают форменные отличия инспектора ГИБДД).
Учитель: У нас в классе есть помощники инспектора ГИБДД.
(Дети разбиты на группы. В каждой группе заранее назначены помощники инспектора ГИБДД. Все они имеют специальную эмблему «Помощник инспектора ГИБДД»)
Инспектора: Мы приготовили для вас загадки.
Инспектора загадывают загадки о дорожном движении. Самым знающим пешеходам выдают эмблемы «Знатоку дорожных знаков», «Знатоку дорожной азбуки».
Учитель: Очень приятно, что вы так хорошо знаете правила дорожного движения. Но их к сожалению знают не все. Сейчас мы посмотрим мультфильм о таких Незнайках.
(Ученики просматривают видеозапись и обсуждают, кто из зверей какие ошибки допустил).
Учитель: А теперь рассмотрите карточки и назовите те дорожные знаки, которые помогают зверятам и нам – ребятам правильно и безопасно переходить улицу. Ресурсный круг «Я – пешеход»
Учитель и дети встают в круг и по цепочке называют знаки, помогающие обеспечить безопасность пешехода на проезжей части.
Инспектора: А теперь веселая дорожная игра «Оживляем знаки»! Победитель в отгадывании загадок назначается Светофором Светофоровичем.
Светофор Светофорович делит учеников на группы по трое и раздает каждой команде по 3 карточки с заданием. Каждая команда пытается угадать, что показывают представители другой команды.
- «Осторожно, утки на дороге». Один - машина (едет, перед утками тормозит), другие - утки (крякают и гуськом на корточках идут).
- «Разводной мост». Один лежит и «дрыгает ногами и руками», издавая «буль-буль-буль» - это река. Другие возвышаются над «рекой» лицом друг к другу и руками «разводят мост».
- «Автозаправка - 1 00 м». Один - машина, медленно двигается на карачках, а двое других «машину» толкают, высунув языки от натуги. (Может быть и «Автосервис - 100 м»).
- «Железнодорожный переезд со шлагбаумом». Один - шлагбаум, другой - поезд, третий - машина.
- «Платная автостоянка». Один - машина, другой - шлагбаум, третий - аппарат для оплаты.
Инспектора: Следующее испытание называется «Машина мечты». На ватманах, висящих на стене, команды детей рисуют «Машину мечты».
Цветными фломастерами каждый рисует определенную часть машины. С завязанными глазами. Светофор Светофорович заранее детям раздает карточки с инструкциями -«Кузов», «Фары», «Передние колеса» и т.д. Перед тем, как закрыть рисующему глаза, ему дают возможность рассмотреть рисунок и прицелиться. Светофор Светофорович следит за тем, чтобы художники не вышли за границы ватмана.
Учитель: Молодцы! У нас с вами лучшие пешеходы, лучшие инспектора и конечно самый лучший на свете Светофор Светофорович. А теперь последнее испытание, самое-самое трудное и интересное, только для настоящих знатоков дорожного движения «Веселое тестирование».
(Дети получают бланк-сетку для заполнения результатов теста).
Учитель читает вопросы:
1. Какое главное правило при переходе улицы?
А) бежать максимально быстро, крепко зажмурившись;
Б) обеспечить себе хороший обзор вправо и влево;
В) посмотреть только направо и переходить улицу медленно и аккуратно.
2. Как быть, если приходится переходить улицу рядом со стоящим транспортом или другой помехой обзору?
А) остановиться, осторожно выглянуть, убедившись, что опасности нет, переходить дорогу;
Б) оценить расстояние до ближайшей машины и постараться успеть;
В) остаться жить на той стороне улицы, где стоял.
3. Как правильно сходить с тротуара на проезжую часть улицы: сразу или приостановившись?
А) смело, быстро и решительно;
Б) медленно и осторожно;
В) перед шагом с тротуара на дорогу всегда надо осмотреться.
4. Почему опасно переходить улицу бегом?
А) можно не заметить знакомого и забыть поздороваться;
Б) можно споткнуться , упасть и испачкаться;
В) часто улица обманчива: кажется безопасной, но вдруг выезжает машина из переулка или из-за другой машины.
5. Какой участок дороги опаснее для пешехода: перекресток или остановка автобуса?
А) перекресток;
Б) тротуар;
В) остановка.
6. Где опаснее переходить улицу: там, где есть светофор или без него?
А) у светофора (там светлее и красивее);
Б) там, где его нет (интересно же рискнуть, кто кого опередит);
В) у светофора безопаснее.
7. Опасно ли переходить улицу на зеленый сигнал светофора?
А) да, если обзор слева и справа закрыт;
Б) нет, зеленый свет для меня, куда хочу, туда и иду;
В) не знаю, а что надо над этим думать?
8. Вы собрались переходить через дорогу, видите, приближается машина, но она пока еще далеко и едет медленно. Можно ли переходить?
А) конечно нужно, чтобы показать водителю, какой ты быстрый, а он медленный;
Б) надо постоять, тщательно обдумать ситуацию, а когда машина подъедет поближе, гордо перебежать дорогу, как черный кот;
В) лучше переждать на тротуаре.
9. Что самое опасное на дороге?
А) я;
Б) стоящая машина, она закрывает обзор;
В) милиционер.
10. Как надо обходить автобус: спереди или сзади?
А) сзади, чтобы водитель не ругал;
Б) спереди, чтобы получше рассмотреть кабину водителя;
В) надо подождать, пока автобус уедет, чтобы он не мешал осмотру дороги.
Учитель вместе со Светофором Светофоровичем проверяют работы, называют самых – самых знающих пешеходов и желают всем хорошей дороги домой.