Интегрированный урок история + русский язык по теме "Письменность как признак развития цивилизации"

Разделы: История и обществознание, Русский язык


Цель урока:

  • Добиться понимания учащимися этапов развития письменности, в том числе процесса формирования современного алфавита;
  • Развивать устную монологическую речь при доказательстве собственной точки зрения;
  • Создать условия для формирования умения самостоятельной работы с таблицей.

Оборудование: 

  • учебник «История Древнего мира»  Г.И.Годера  параграфы  20-22;  
  • учебник «Русский язык» М.Т.Баранова и др. параграфы 56-57; 
  • карта «Древний Восток», «Индия и Китай в древности»; 
  • ксерокопии кириллического и глаголического алфавитов; 
  • выставка книг, рассказывающих об истории возникновения письменности;
  • схемы и таблицы на доске.

Ход урока

Приветствие учащихся. Урок начинает учитель истории.

Обратимся к теме сегодняшнего урока (тема записана на доске). Назовите ключевые слова в теме урока? (письменность и цивилизация)

Что такое цивилизация?

Каковы причины возникновения письменности? (накопление значительного количества знаний, необходимость подсчёта доходов, счёт рабов, развитие торговли)

Сделайте вывод о том, для чего нужна письменность?
(письменность необходима для развития торговли, управления обществом, развития государства, цивилизации)

С особенностями письменности каких стран мы знакомы? (Египет, Древнее Междуречье)

Покажите на карте Египет, Древнее Междуречье (работа по карте).

Как называлась письменность Египта, Древнего Двуречья?

Для того чтобы обобщить наши знания о развитии письменности, составим таблицу в тетради по истории «Развитие письменности» (таблица заполняется по ходу урока).

III  тысячелетие до н.э. I тысячелетие до н.э. I тысячелетие н.э.
 
 
 

Скажите, где появилась письменность 5 тысяч лет назад? (Египет, Вавилон). Учащиеся записывают в первую колонку.

В тетради изобразите особенности письма этих цивилизаций. Один из учеников по желанию выходит к доске и пишет иероглифы. Учащиеся записывают иероглифы  в таблицу (на доске и в тетради).

Где появилась письменность 3 тысячи лет назад? (Финикия).

Запишите данные в таблицу, используя финикийский алфавит. Один из учеников по желанию записывает на доске.

Чем отличается финикийский алфавит от письменности стран Востока? В чём особенности финикийского письма?

Сегодня мы знакомимся с новыми цивилизациями Евразии. Обратимся к карте «Индия и Китай в древности». О каких цивилизациях пойдёт речь?

Наша задача – определить особенности письменности. Мы работаем с параграфами 20-22. Учащимся даётся задание по рядам: 1 ряд  работает с п.20, 2 ряд -  с п.21, 3 ряд – с п.22.Читают, выделяют ключевые слова для раскрытия темы. (3-5 мин.)

Обобщение прочитанного: о письменности какой цивилизации говорится в учебнике? В какую графу таблицы запишем? Почему? 
(Речь идёт о Китае, запишем в первую графу, так как письменность в Китае зародилась 5 тысяч лет назад).

С письменностью какой цивилизации схоже письмо Китая? (Египта)

Работа с учебником. Обратимся к учебнику стр.102, пункт 3. Читаем вслух по цепочке.

Какие особенности письма можно выделить?

Но в учебнике мы не смогли найти ничего о письменности Индии. Поэтому учащиеся внимательно слушают учителя.

Индийцы выработали письмо на основе финикийского алфавита. Писали они на листьях пальмы. Срезанные листья сушили и выглаживали, затем из них вырезали прямоугольные листы размером с тетрадку. В краях листов пробивали отверстия, протягивали через шнур и связывали листья в пачки. Индийцы писали чернилами, изготовленными из сока сахарного тростника и сажи.

Учащиеся записывают во 2 графу – Индия.

Физкультминутка.

После физкультминутки урок продолжает учитель русского языка.

Продолжая ваши размышления, замечу, что язык древней индийской культуры назывался САНСКРИТОМ. Вот такие значки использовали индийцы в своих документах: V H S I B.

Посмотрите внимательно на слово (на доске заранее записано слово plavikas, которое обозначает «паромщик») и скажите, в какую бы колонку таблицы вы поместили это слово? Почему? (учащиеся быстро догадываются о значении слова и помещают его во вторую колонку).

Вы правы, так как сейчас прикоснулись к тому открытию, которое сделал английский путешественник Уильям Джонс в 1786 году: санскрит похож на европейские языки: древнегреческий, латинский, древнегерманский, которые составляют индоевропейскую группу языков. Обратимся к схеме на доске, перечертите её в тетрадь.

Глядя на схему, скажите, почему нам, жителям 21 века, легче прочитать записи древних индийцев, чем китайские или египетские иероглифы? (Ученики размышляют о том, что знаки русского алфавита напоминают знаки санскрита, древнегреческого языка, и приходят к выводу, что русский язык принадлежит семье индоевропейских языков. После ответов учащихся обращаемся к схеме и вместо знака вопроса вписываем «русский»).

У вас было опережающее задание: собрать материал о Кирилле и Мефодии. Расскажите, что вы узнали о них?

Как вы думаете, что приобрела Русь с появлением письменности?

Процесс появления знаков не так-то прост. Перед вами 2 азбуки: кириллическая и глаголическая. Сравните их и сделайте вывод, какая из них возникла раньше? Почему?
(Учащиеся верно определяют, что глаголическая азбука возникла раньше, так как знаки, изображенные в ней, напоминают иероглифы, а кириллические знаки – современные буквы)
.

Запишем в нашу таблицу КИРИЛЛИЦА и некоторые значки из этой азбуки.

Пройдёт много времени, чтобы кириллические значки превратились в современные буквы. Как это было? Вы можете об этом прочитать в книгах, представленных на выставке.

Вспомним, какой раздел науки о языке изучает написание букв? (графика)

Назовите правильно все буквы современного алфавита. Если затрудняетесь, обратитесь  к учебнику с. 113.

Сколько всего букв в русском алфавите? Сколько гласных? согласных? Какие 2 буквы не обозначают звука?

Запишите слова в алфавитном порядке: иероглифы, клинопись, алфавит, буква, азбука, цивилизация. Проверка написанного.

Обратимся к заполненной таблице:

III  тысячелетие до н.э. I тысячелетие до н.э. I тысячелетие н.э.
Египет (написаны иероглифы) Финикия (написаны буквы алфавита) Россия (написаны кириллические значки)
Вавилон (написаны значки клинописи) Индия (написаны буквы санскрита) 
Китай (написаны иероглифы)

Какой вывод мы можем сделать, обратившись к таблице? (Ученики предполагают, что чем древнее цивилизация, тем сложнее письменность; чем цивилизация моложе, тем письмо совершенней; русские самые умные, так как взяли  и обобщили уже существующее письмо и создали на основе имеющегося свой алфавит).

Таким образом, с совершенствованием знаний о мире и установлением тесных связей между цивилизациями письменность становится  более совершенной и, следовательно, развивается сама цивилизация.

Спасибо за урок.

Д\З: параграфы 56-57, №289; параграфы 20-22 читать.