Цель урока:
- Добиться понимания учащимися этапов развития письменности, в том числе процесса формирования современного алфавита;
- Развивать устную монологическую речь при доказательстве собственной точки зрения;
- Создать условия для формирования умения самостоятельной работы с таблицей.
Оборудование:
- учебник «История Древнего мира» Г.И.Годера параграфы 20-22;
- учебник «Русский язык» М.Т.Баранова и др. параграфы 56-57;
- карта «Древний Восток», «Индия и Китай в древности»;
- ксерокопии кириллического и глаголического алфавитов;
- выставка книг, рассказывающих об истории возникновения письменности;
- схемы и таблицы на доске.
Приветствие учащихся. Урок начинает учитель истории.
Обратимся к теме сегодняшнего урока (тема записана на доске). Назовите ключевые слова в теме урока? (письменность и цивилизация)
Что такое цивилизация?
Каковы причины возникновения письменности? (накопление значительного количества знаний, необходимость подсчёта доходов, счёт рабов, развитие торговли)
Сделайте вывод о том, для чего нужна письменность?
(письменность необходима для развития торговли, управления обществом,
развития государства, цивилизации)
С особенностями письменности каких стран мы знакомы? (Египет, Древнее Междуречье)
Покажите на карте Египет, Древнее Междуречье (работа по карте).
Как называлась письменность Египта, Древнего Двуречья?
Для того чтобы обобщить наши знания о развитии письменности, составим таблицу в тетради по истории «Развитие письменности» (таблица заполняется по ходу урока).
III тысячелетие до н.э. | I тысячелетие до н.э. | I тысячелетие н.э. |
Скажите, где появилась письменность 5 тысяч лет назад? (Египет, Вавилон). Учащиеся записывают в первую колонку.
В тетради изобразите особенности письма этих цивилизаций. Один из учеников по желанию выходит к доске и пишет иероглифы. Учащиеся записывают иероглифы в таблицу (на доске и в тетради).
Где появилась письменность 3 тысячи лет назад? (Финикия).
Запишите данные в таблицу, используя финикийский алфавит. Один из учеников по желанию записывает на доске.
Чем отличается финикийский алфавит от письменности стран Востока? В чём особенности финикийского письма?
Сегодня мы знакомимся с новыми цивилизациями Евразии. Обратимся к карте «Индия и Китай в древности». О каких цивилизациях пойдёт речь?
Наша задача – определить особенности письменности. Мы работаем с параграфами 20-22. Учащимся даётся задание по рядам: 1 ряд работает с п.20, 2 ряд - с п.21, 3 ряд – с п.22.Читают, выделяют ключевые слова для раскрытия темы. (3-5 мин.)
Обобщение прочитанного: о письменности какой цивилизации
говорится в учебнике? В какую графу таблицы запишем? Почему?
(Речь идёт о Китае, запишем в первую графу, так как
письменность в Китае зародилась 5 тысяч лет назад).
С письменностью какой цивилизации схоже письмо Китая? (Египта)
Работа с учебником. Обратимся к учебнику стр.102, пункт 3. Читаем вслух по цепочке.
Какие особенности письма можно выделить?
Но в учебнике мы не смогли найти ничего о письменности Индии. Поэтому учащиеся внимательно слушают учителя.
Индийцы выработали письмо на основе финикийского алфавита. Писали они на листьях пальмы. Срезанные листья сушили и выглаживали, затем из них вырезали прямоугольные листы размером с тетрадку. В краях листов пробивали отверстия, протягивали через шнур и связывали листья в пачки. Индийцы писали чернилами, изготовленными из сока сахарного тростника и сажи.
Учащиеся записывают во 2 графу – Индия.
Физкультминутка.
После физкультминутки урок продолжает учитель русского языка.
Продолжая ваши размышления, замечу, что язык древней индийской культуры назывался САНСКРИТОМ. Вот такие значки использовали индийцы в своих документах: V H S I B.
Посмотрите внимательно на слово (на доске заранее записано слово plavikas, которое обозначает «паромщик») и скажите, в какую бы колонку таблицы вы поместили это слово? Почему? (учащиеся быстро догадываются о значении слова и помещают его во вторую колонку).
Вы правы, так как сейчас прикоснулись к тому открытию, которое сделал английский путешественник Уильям Джонс в 1786 году: санскрит похож на европейские языки: древнегреческий, латинский, древнегерманский, которые составляют индоевропейскую группу языков. Обратимся к схеме на доске, перечертите её в тетрадь.
Глядя на схему, скажите, почему нам, жителям 21 века, легче прочитать записи древних индийцев, чем китайские или египетские иероглифы? (Ученики размышляют о том, что знаки русского алфавита напоминают знаки санскрита, древнегреческого языка, и приходят к выводу, что русский язык принадлежит семье индоевропейских языков. После ответов учащихся обращаемся к схеме и вместо знака вопроса вписываем «русский»).
У вас было опережающее задание: собрать материал о Кирилле и Мефодии. Расскажите, что вы узнали о них?
Как вы думаете, что приобрела Русь с появлением письменности?
Процесс появления знаков не так-то прост. Перед вами 2 азбуки:
кириллическая и глаголическая.
Сравните их и сделайте вывод, какая из них возникла раньше? Почему?
(Учащиеся верно определяют, что глаголическая азбука возникла раньше,
так как знаки, изображенные в ней, напоминают иероглифы, а
кириллические знаки – современные буквы).
Запишем в нашу таблицу КИРИЛЛИЦА и некоторые значки из этой азбуки.
Пройдёт много времени, чтобы кириллические значки превратились в современные буквы. Как это было? Вы можете об этом прочитать в книгах, представленных на выставке.
Вспомним, какой раздел науки о языке изучает написание букв? (графика)
Назовите правильно все буквы современного алфавита. Если затрудняетесь, обратитесь к учебнику с. 113.
Сколько всего букв в русском алфавите? Сколько гласных? согласных? Какие 2 буквы не обозначают звука?
Запишите слова в алфавитном порядке: иероглифы, клинопись, алфавит, буква, азбука, цивилизация. Проверка написанного.
Обратимся к заполненной таблице:
III тысячелетие до н.э. | I тысячелетие до н.э. | I тысячелетие н.э. |
Египет (написаны иероглифы) | Финикия (написаны буквы алфавита) | Россия (написаны кириллические значки) |
Вавилон (написаны значки клинописи) | Индия (написаны буквы санскрита) | |
Китай (написаны иероглифы) |
Какой вывод мы можем сделать, обратившись к таблице? (Ученики предполагают, что чем древнее цивилизация, тем сложнее письменность; чем цивилизация моложе, тем письмо совершенней; русские самые умные, так как взяли и обобщили уже существующее письмо и создали на основе имеющегося свой алфавит).
Таким образом, с совершенствованием знаний о мире и установлением тесных связей между цивилизациями письменность становится более совершенной и, следовательно, развивается сама цивилизация.
Спасибо за урок.
Д\З: параграфы 56-57, №289; параграфы 20-22 читать.