Урок природоведения в 4-м коррекционном классе "Как сохранить улыбку красивой"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познакомить  с видами зубов, со строением зубов, правилами ухода за зубами  и ротовой полостью.
  • Формировать гигиенические навыки по уходу за зубами и  ротовой полостью.
  • Развивать речь учащихся, произношение, кругозор.
  • Корректировать память,  мышление.
  • Воспитывать чувства любви и   заботы к окружающей среде и собственному организму.

Оборудование:

  • Фонограмма со спокойной мелодией.
  • Таблицы «Строение зуба»,  «Как появляется кариес», «Виды зубов».
  • Карточки со словами.
  • Фотографии улыбающихся людей.
  • Зеркальце, зубная щётка для каждого ученика, зубная нить, зубочистки.
  • Яблоко, морковь.

 I. Орг. момент.

-Сегодня у нас много гостей. Они пришли посмотреть как у нас проходит урок природоведения. Ребята поздоровайтесь с ними.

«Сотвори  солнце  в себе».  (в муз.  сопровождении).
- В природе  есть Солнце. Оно  всем  светит  и всех  любит  и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Звёздочка увеличилась. Направляю лучик с добром, звёздочка стала ещё  больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце. Оно несёт тепло всем-всем.   И сегодня на уроке вы будете радовать нас, как радует нас солнышко.

II. Сообщение  темы и целей урока.

- Ребята, сегодня на уроке  мы продолжим постигать тайны главного чуда света – человека.

В.Г.Белинский  говорил: «Человек всегда  был и будет самым любопытным  явлением для самого человека. Его организм – это целостная,  очень сложная система. Это  одновременно и храм, и склад, и аптека, и электрическая компания, и библиотека, и установка для очистки сточных вод».

- Но прежде  чем начнём изучение новой темы, вспомним, что вы узнали на прошлых уроках об организме человека.

III. Проверка дом. задания.

1. Блиц-опрос.  (За каждый правильный ответ учащиеся получают жетон)

- Что помогает человеку удерживать тело?  (скелет)

- Назовите основные части скелета.

- Какую роль играет скелет в организме человека? (опора, защита внутренних органов от повреждений, обеспечивает движение вместе с мышцами, правильная и красивая  осанка)

- Почему мы не видим внутренние органы, мышцы и кости? Что их защищает?

- Какую функцию выполняет кожа?

- Вы сказали, что через кожу организм дышит. Какие  ещё органы служат для дыхания человека? Перечислите.

- Как  путешествует воздух в организме человека?

- Назовите органы кровеносной системы.  Как они работают?

- Кровь доставляет питательные вещества нашим клеткам. Откуда берутся эти питательные вещества? Расскажите.

2. Рассказ ученика о пищеварительной системе.

IV. Работа по теме урока.

1. Беседа по теме.

- А сегодня,  ребята,  мы  подробно остановимся на одном из важных органов пищеварения.

- Отгадайте загадку.  «Полон  хлевец  белых овец».  Что это?   (Зубы. Карточка вывешивается на доске.)

- А вот ещё одна загадка. Послушайте её внимательно и постарайтесь найти ответ:

- Чем  из того,  что тебе принадлежит, ты можешь поделиться с другими, не отдавая этого?  (Улыбка)

Как сохранить улыбку красивой?  На этот и другие вопросы мы должны найти сегодня ответ.

- Посмотрите, на доске висят  фотографии, на которых люди  улыбаются. Давайте и мы улыбнёмся  друг другу и посмотрим,  что больше всего привлекает ваше внимание в этот момент?   (Зубы).

-У человека  зубы вырастают  2 раза.  Первые – временные,  их  ещё  называют молочные,  их  20.

Вторые – постоянные,  их  от 28  до 32.  С 6 до 12 лет  молочные  зубы меняются на постоянные. Эта стадия называется смешанным зубным рядом,  так как  в этом возрасте большинство  детей имеют как молочные, так и постоянные. Если человек потеряет постоянный  зуб – новый на его месте уже  не вырастет.

2. Практическая работа №1.

- Возьмите  зеркало и рассмотрите  свои зубы. Найдите постоянные  и молочные.

- Чем отличаются молочные зубы от постоянных?  Уберите зеркало.

- Сейчас я вам прочитаю сказку, а вы попробуйте ответить на вопросы (вопросы записаны на доске).

- Какие виды зубов есть у человека?

- Для чего нужен каждый вид зубов?

Сказка. Однажды два друга, Резец и Клык, проснулись в плохом настроении, и, когда Петя сел завтракать и надкусил бутерброд с колбасой, Резец воскликнул: «Ну вот опять всё мы, приятель! Только Клык и Резец работают в этой толпе бездельников. Эти коренные, и не представляют себе, как трудно откусывать! Хорошо ещё, что сейчас это бутерброд с колбасой, а если бы это была карамелька или орех, то сколько сил надо было бы приложить! Да ещё эти  конфеты так портят эмаль. Хорошо, что Петя не часто их ест, а то бы меня всё время водили к зубному. А я так боюсь бормашины!».

«Детка, послушай меня, старика – сказал Зуб Мудрости. – У каждого своя работа. Ты более острый и твёрдый, ты Клык, откусываешь, а коренные делают свою работу, тоже  очень трудную. Они имеют бугристую поверхность, чтобы дробить и перемалывать откусанное тобой. Так что не ругай  чужой труд. Ведь  только  совместными усилиями,  только в коллективе мы добиваемся успеха!».

Ответы на вопросы  (карточки со словами вывешиваются на доске.)

резец (откусывать, отрезать);
клык; 
коренные (пережёвывать);
зуб мудрости.

Рассматривание  видов  зубов по таблице.

3. Практическая работа №2.

- Возьмите зеркало.  Рассмотрите у себя нижний ряд. Найдите резцы, они плоские и острые, их 4. Найдите клыки по обе стороны резцов, у них острые края, но по форме они массивные, их 2. Дальше идут коренные зубы: малые коренные и большие коренные, обратите внимание: их поверхность неровная, а с выступами.

- Сейчас мы с вами проверим  и почувствуем работу зубов, а перед опытом вам такое задание:

- можно ли (попробуйте) перетирать и дробить пищу резцами?
- какие движения выполняем челюсть?
- участвует ли в этом язык и как?

Возьмите кусок яблока и  откусите, медленно жуйте. Ответы на задания.

Возьмите морковь, откусите. Какие зубы помогают кусать?

Итак, какие виды зубов есть у человека?

- Но несмотря на эти отличия  все зубы  внутри одинаковые.

4. Работа по таблице  «Строение  зуба».

Рассказ учителя.     

Зуб – это живой  орган. Каждый зуб  состоит из  трёх  основных  частей:

  • коронка – часть зуба, которая видна в полости рта;
  • корень – часть зуба, которая располагается в челюсти; через корень в зуб проходит нерв, который передаёт сигналы в мозг и обратно.
  • шейка – часть зуба, которая располагается между коронкой и корнем. Она прикрыта десной.

Внутри зуба находится костное вещество, заполняющее зуб, но оно значительно мягче эмали – это дентин, а под дентином располагается  пульпа,  в которой находятся кровеносные сосуды  и нерв.

Зубы покрыты эмалью.  Она  очень твёрдая, здоровую эмаль не берёт сверло.  

Несмотря на то, что эмаль очень твёрдая бывает и такое.

5. Инсценирование.

Послушайте стихотворение С.В.Михалкова «Как у нашей Кати»  (Инсценировка.)

В небе солнышко светило,
На лугах цвели цветы, 
Веселились дети лихо,
Развлекались как могли.
Только Кате не до смеха: 
У неё  во рту «потеха», 
Заболел молочный зуб, 
Рот «подушечкой припух.
Наша Катя не играет, 
На качели не бежит, 
Слёзы горькие глотает, 
Рот закрыла и молчит.
Ей сочувствуют подруги,
Утешают от души: 
Не грусти, забудь о зубе, 
Нас попробуй – рассмеши…
Только как же тут забыться, 
Боль мешает ей играть, 
Молоточком злым стучится, 
Как помочь её унять?

- Жалко вам Катю?  У вас когда-нибудь болел зуб?

- Как вы думаете, почему заболел зуб у Кати?

- Почему появилось повреждение?         

- О сохранении какой части зуба мы должны заботиться в первую очередь?

6. Работа по схеме  «Как появляется кариес» (карточка со словом вывешивается на доске).

Рассказ учителя  о возникновении кариеса.

  1. Повреждается эмаль. 
  2. Через повреждение эмали  начинает разрушаться дентин, зуб становится очень чувствительным и может побаливать.  
  3. Потом  разрушение доходит до пульпы, в которой есть кровеносные сосуды и нервы.

-Вспомните, какую функцию выполняют нервы?

И если разрушение дошло до пульпы, то зуб начинает сильно болеть. Это нервы начинают передавать сигнал  в головной мозг, что здесь случилась беда.

- Отчего появляется кариес?  

- Что вредно для зубов, а что полезно?

Игра  «Полезно или вредно».    

Учащиеся берут   карточки со словами (овощи, фрукты, конфеты, грызть семечки, шоколад, молоко, творог, грызть орехи,   каша, леденцы, торт,  рыба, сыр, мороженое, горячая пища) и распределяют на две группы «Вредно»  или  «Полезно»,  объясняя  почему?  это вредно или полезно.

Вывод.

7. Практикум «Чистка  зубов».

- А какие главные помощники в сохранении зубов здоровыми? (зубные щётки, пасты). Рассматривание разных видов зубных паст, которые принесли дети.

- А сейчас я прошу вас взять в руки зубные щётки и повторять все движения, которые я скажу:

  1. Зубная щётка располагается вдоль линии дёсен.  Движения зубной щётки сверху вниз.
  2. Очистить внутреннюю  поверхность зуба. Движения щётки  снизу  вверх.
  3. Почистить  жевательную поверхность каждого зуба. Движение щётки вперёд-назад, круговые.
  4. Кончиком щётки почистить внутреннюю сторону передних зубов круговыми движениями.
  5. Не забудьте почистить язык.   Молодцы!

- Мы повторили  как правильно чистить зубы  утром и вечером.  

После  каждого приёма пищи нужно полоскать рот водой.  Если поели  твёрдую пищу, и она осталась между зубов,  то её   тоже нужно почистить.

- Чем нужно пользоваться в таких случаях?  (Зубной нитью или зубочисткой. Показ  зубной нити  и зубочисток).

Вывод.

  • Нельзя  ковырять в зубах металлическими предметами, они могут повредить эмаль и зуб начинает разрушаться.
  • Не откусывай нитки, проволоку  зубами.
  • Не бери в рот после холодной пищи горячую пищу и наоборот.
  • Не кури. От дыма зубы желтеют, а никотин действует на зубы.

8. Сочинение стихотворения.

- Мы выяснили как важно  ухаживать за зубами, правильно  это делать,  а теперь давайте попробуем разъяснить  важность этих процедур другим детям. Рассказ об этом  мы запишем  в виде небольшого стихотворения. Я буду задавать вам вопросы, а вы – отвечать на них. 

-Сколько раз мы чистим зубы в день? Мы чистим зубы дважды в день,
-И это делать  нам… И  делать это нам не лень.
-С помощью каких предметов мы чистим  зубы? Три минуты с щёткой пастой,
-Как начинается чистка зубов? Чистим сверху, чистим снизу,
И снаружи, и внутри.
-А зачем внутри? Вычищаем всех бактерий.
-А в заключение? И язык почистили…
-Промежутки между зубами чем чистим? В промежутках чистим нитью,
Разрешая все вопросы
Рот осталось сполоснуть
Нами выбран верный путь.

- Прочитайте советы.

9. Это полезно помнить!  

  1. Ешьте овощи и фрукты. Не злоупотребляйте  сахаром и сладостями.
  2. Чистите  зубы  не менее двух раз в день: после завтрака и перед сном.
  3. Меняйте  зубную щётку каждые три месяца. Это лучший подарок для вашей улыбки.
  4. Дважды в год посещайте стоматолога,  и тогда у вас будет ослепительная  улыбка!

Работа со словами стоматолог, ортопед. (вывешиваются карточки со словами)  
Нужно следить за правильным ростом зубов, прикуса. От этого зависит речь, произношение.

Итог.

Прочитайте пословицу:    «Здоровые зубы – залог здоровья».

-Как вы её понимаете?  Микробы  из ротовой полости попадают в пищев. систему,  плохо пережёванная пища  плохо переваривается  в желудке, что очень вредно  для здоровья.

-Что нового узнали вы на уроке?  Чему учились?

Оценивание.

Д/з: выучить  памятку, стихотворение  (Приложение 1)

с.255-256 пересказ.