Цели:
- Познакомить с видами зубов, со строением зубов, правилами ухода за зубами и ротовой полостью.
- Формировать гигиенические навыки по уходу за зубами и ротовой полостью.
- Развивать речь учащихся, произношение, кругозор.
- Корректировать память, мышление.
- Воспитывать чувства любви и заботы к окружающей среде и собственному организму.
Оборудование:
- Фонограмма со спокойной мелодией.
- Таблицы «Строение зуба», «Как появляется кариес», «Виды зубов».
- Карточки со словами.
- Фотографии улыбающихся людей.
- Зеркальце, зубная щётка для каждого ученика, зубная нить, зубочистки.
- Яблоко, морковь.
I. Орг. момент.
-Сегодня у нас много гостей. Они пришли посмотреть как у нас проходит урок природоведения. Ребята поздоровайтесь с ними.
«Сотвори солнце в себе».
(в муз. сопровождении).
- В природе есть Солнце. Оно всем
светит и
всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе.
Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку.
Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Звёздочка
увеличилась. Направляю лучик с добром, звёздочка стала ещё
больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье,
радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится
большой, как солнце. Оно несёт тепло всем-всем. И
сегодня
на уроке вы будете радовать нас, как радует нас солнышко.
II. Сообщение темы и целей урока.
- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим постигать тайны главного чуда света – человека.
В.Г.Белинский говорил: «Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для самого человека. Его организм – это целостная, очень сложная система. Это одновременно и храм, и склад, и аптека, и электрическая компания, и библиотека, и установка для очистки сточных вод».
- Но прежде чем начнём изучение новой темы, вспомним, что вы узнали на прошлых уроках об организме человека.
III. Проверка дом. задания.
1. Блиц-опрос. (За каждый правильный ответ учащиеся получают жетон)
- Что помогает человеку удерживать тело? (скелет)
- Назовите основные части скелета.
- Какую роль играет скелет в организме человека? (опора, защита внутренних органов от повреждений, обеспечивает движение вместе с мышцами, правильная и красивая осанка)
- Почему мы не видим внутренние органы, мышцы и кости? Что их защищает?
- Какую функцию выполняет кожа?
- Вы сказали, что через кожу организм дышит. Какие ещё органы служат для дыхания человека? Перечислите.
- Как путешествует воздух в организме человека?
- Назовите органы кровеносной системы. Как они работают?
- Кровь доставляет питательные вещества нашим клеткам. Откуда берутся эти питательные вещества? Расскажите.
2. Рассказ ученика о пищеварительной системе.
IV. Работа по теме урока.
1. Беседа по теме.
- А сегодня, ребята, мы подробно остановимся на одном из важных органов пищеварения.
- Отгадайте загадку. «Полон хлевец белых овец». Что это? (Зубы. Карточка вывешивается на доске.)
- А вот ещё одна загадка. Послушайте её внимательно и постарайтесь найти ответ:
- Чем из того, что тебе принадлежит, ты можешь поделиться с другими, не отдавая этого? (Улыбка)
Как сохранить улыбку красивой? На этот и другие вопросы мы должны найти сегодня ответ.
- Посмотрите, на доске висят фотографии, на которых люди улыбаются. Давайте и мы улыбнёмся друг другу и посмотрим, что больше всего привлекает ваше внимание в этот момент? (Зубы).
-У человека зубы вырастают 2 раза. Первые – временные, их ещё называют молочные, их 20.
Вторые – постоянные, их от 28 до 32. С 6 до 12 лет молочные зубы меняются на постоянные. Эта стадия называется смешанным зубным рядом, так как в этом возрасте большинство детей имеют как молочные, так и постоянные. Если человек потеряет постоянный зуб – новый на его месте уже не вырастет.
2. Практическая работа №1.
- Возьмите зеркало и рассмотрите свои зубы. Найдите постоянные и молочные.
- Чем отличаются молочные зубы от постоянных? Уберите зеркало.
- Сейчас я вам прочитаю сказку, а вы попробуйте ответить на вопросы (вопросы записаны на доске).
- Какие виды зубов есть у человека?
- Для чего нужен каждый вид зубов?
Сказка. Однажды два друга, Резец и Клык, проснулись в плохом настроении, и, когда Петя сел завтракать и надкусил бутерброд с колбасой, Резец воскликнул: «Ну вот опять всё мы, приятель! Только Клык и Резец работают в этой толпе бездельников. Эти коренные, и не представляют себе, как трудно откусывать! Хорошо ещё, что сейчас это бутерброд с колбасой, а если бы это была карамелька или орех, то сколько сил надо было бы приложить! Да ещё эти конфеты так портят эмаль. Хорошо, что Петя не часто их ест, а то бы меня всё время водили к зубному. А я так боюсь бормашины!».
«Детка, послушай меня, старика – сказал Зуб Мудрости. – У каждого своя работа. Ты более острый и твёрдый, ты Клык, откусываешь, а коренные делают свою работу, тоже очень трудную. Они имеют бугристую поверхность, чтобы дробить и перемалывать откусанное тобой. Так что не ругай чужой труд. Ведь только совместными усилиями, только в коллективе мы добиваемся успеха!».
Ответы на вопросы (карточки со словами вывешиваются на доске.)
резец (откусывать, отрезать);
клык;
коренные (пережёвывать);
зуб мудрости.
Рассматривание видов зубов по таблице.
3. Практическая работа №2.
- Возьмите зеркало. Рассмотрите у себя нижний ряд. Найдите резцы, они плоские и острые, их 4. Найдите клыки по обе стороны резцов, у них острые края, но по форме они массивные, их 2. Дальше идут коренные зубы: малые коренные и большие коренные, обратите внимание: их поверхность неровная, а с выступами.
- Сейчас мы с вами проверим и почувствуем работу зубов, а перед опытом вам такое задание:
- можно ли (попробуйте) перетирать и дробить пищу резцами?
- какие движения выполняем челюсть?
- участвует ли в этом язык и как?
Возьмите кусок яблока и откусите, медленно жуйте. Ответы на задания.
Возьмите морковь, откусите. Какие зубы помогают кусать?
Итак, какие виды зубов есть у человека?
- Но несмотря на эти отличия все зубы внутри одинаковые.4. Работа по таблице «Строение зуба».
Рассказ учителя.
Зуб – это живой орган. Каждый зуб состоит из трёх основных частей:
- коронка – часть зуба, которая видна в полости рта;
- корень – часть зуба, которая располагается в челюсти; через корень в зуб проходит нерв, который передаёт сигналы в мозг и обратно.
- шейка – часть зуба, которая располагается между коронкой и корнем. Она прикрыта десной.
Внутри зуба находится костное вещество, заполняющее зуб, но оно значительно мягче эмали – это дентин, а под дентином располагается пульпа, в которой находятся кровеносные сосуды и нерв.
Зубы покрыты эмалью. Она очень твёрдая, здоровую эмаль не берёт сверло.
Несмотря на то, что эмаль очень твёрдая бывает и такое.
5. Инсценирование.
Послушайте стихотворение С.В.Михалкова «Как у нашей Кати» (Инсценировка.)
В небе солнышко светило,
На лугах цвели цветы,
Веселились дети лихо,
Развлекались как могли.
Только Кате не до смеха:
У неё во рту «потеха»,
Заболел молочный зуб,
Рот «подушечкой припух.
Наша Катя не играет,
На качели не бежит,
Слёзы горькие глотает,
Рот закрыла и молчит.
Ей сочувствуют подруги,
Утешают от души:
Не грусти, забудь о зубе,
Нас попробуй – рассмеши…
Только как же тут забыться,
Боль мешает ей играть,
Молоточком злым стучится,
Как помочь её унять?
- Жалко вам Катю? У вас когда-нибудь болел зуб?
- Как вы думаете, почему заболел зуб у Кати?
- Почему появилось повреждение?
- О сохранении какой части зуба мы должны заботиться в первую очередь?
6. Работа по схеме «Как появляется кариес» (карточка со словом вывешивается на доске).
Рассказ учителя о возникновении кариеса.
- Повреждается эмаль.
- Через повреждение эмали начинает разрушаться дентин, зуб становится очень чувствительным и может побаливать.
- Потом разрушение доходит до пульпы, в которой есть кровеносные сосуды и нервы.
-Вспомните, какую функцию выполняют нервы?
И если разрушение дошло до пульпы, то зуб начинает сильно болеть. Это нервы начинают передавать сигнал в головной мозг, что здесь случилась беда.
- Отчего появляется кариес?
- Что вредно для зубов, а что полезно?
Игра «Полезно или вредно».
Учащиеся берут карточки со словами (овощи, фрукты, конфеты, грызть семечки, шоколад, молоко, творог, грызть орехи, каша, леденцы, торт, рыба, сыр, мороженое, горячая пища) и распределяют на две группы «Вредно» или «Полезно», объясняя почему? это вредно или полезно.
Вывод.
7. Практикум «Чистка зубов».
- А какие главные помощники в сохранении зубов здоровыми? (зубные щётки, пасты). Рассматривание разных видов зубных паст, которые принесли дети.
- А сейчас я прошу вас взять в руки зубные щётки и повторять все движения, которые я скажу:
- Зубная щётка располагается вдоль линии дёсен. Движения зубной щётки сверху вниз.
- Очистить внутреннюю поверхность зуба. Движения щётки снизу вверх.
- Почистить жевательную поверхность каждого зуба. Движение щётки вперёд-назад, круговые.
- Кончиком щётки почистить внутреннюю сторону передних зубов круговыми движениями.
- Не забудьте почистить язык. Молодцы!
- Мы повторили как правильно чистить зубы утром и вечером.
После каждого приёма пищи нужно полоскать рот водой. Если поели твёрдую пищу, и она осталась между зубов, то её тоже нужно почистить.
- Чем нужно пользоваться в таких случаях? (Зубной нитью или зубочисткой. Показ зубной нити и зубочисток).
Вывод.
- Нельзя ковырять в зубах металлическими предметами, они могут повредить эмаль и зуб начинает разрушаться.
- Не откусывай нитки, проволоку зубами.
- Не бери в рот после холодной пищи горячую пищу и наоборот.
- Не кури. От дыма зубы желтеют, а никотин действует на зубы.
8. Сочинение стихотворения.
- Мы выяснили как важно ухаживать за зубами, правильно это делать, а теперь давайте попробуем разъяснить важность этих процедур другим детям. Рассказ об этом мы запишем в виде небольшого стихотворения. Я буду задавать вам вопросы, а вы – отвечать на них.
-Сколько раз мы чистим зубы в день? | Мы чистим зубы дважды в день, |
-И это делать нам… | И делать это нам не лень. |
-С помощью каких предметов мы чистим зубы? | Три минуты с щёткой пастой, |
-Как начинается чистка зубов? | Чистим
сверху, чистим снизу, И снаружи, и внутри. |
-А зачем внутри? | Вычищаем всех бактерий. |
-А в заключение? | И язык почистили… |
-Промежутки между зубами чем чистим? | В промежутках чистим нитью, |
Разрешая
все вопросы Рот осталось сполоснуть Нами выбран верный путь. |
- Прочитайте советы.
9. Это полезно помнить!
- Ешьте овощи и фрукты. Не злоупотребляйте сахаром и сладостями.
- Чистите зубы не менее двух раз в день: после завтрака и перед сном.
- Меняйте зубную щётку каждые три месяца. Это лучший подарок для вашей улыбки.
- Дважды в год посещайте стоматолога, и тогда у вас будет ослепительная улыбка!
Работа со словами стоматолог, ортопед. (вывешиваются карточки со
словами)
Нужно следить за правильным ростом зубов, прикуса. От этого зависит
речь, произношение.
Итог.
Прочитайте пословицу: «Здоровые зубы – залог здоровья».
-Как вы её понимаете?
Микробы из ротовой полости попадают в пищев.
систему, плохо
пережёванная пища плохо переваривается в желудке,
что очень
вредно для здоровья.
-Что нового узнали вы на уроке? Чему учились?
Оценивание.
Д/з: выучить памятку, стихотворение (Приложение 1)
с.255-256 пересказ.