Урок в коррекционном классе "Разнообразие животных"

Разделы: Начальная школа


Цели:

1. Образовательные:

  • Систематизировать и расширить знания о группах животных, о важнейших отличительных групп животных.
  • Познакомить  с некоторыми конкретными  представителями данных групп, встречающихся на территории Республики Башкортостан, относящихся к группе редких и исчезающих животных.

2. Развивающие:

  • Развивать умение классифицировать животных по данному основанию.
  • Развивать познавательный интерес обучающихся.
  • Развивать наблюдательность.

3. Воспитательные:

  • Воспитывать в детях любовь к природе
  • Воспитывать бережное отношение к природе

Оборудование:

  • мультимедийная установка;
  • мягкая игрушка – птица Каркуша;
  • острова «Угадай-ка», «Загадка», «Тайна»,  «Размышляй – ка»;
  • конверты с заданиями;
  • иллюстрации животных;
  • цветные карандаши;
  • мозаика;
  • силуэты птиц;
  • аудиозапись «голоса птиц», «звуки живой природы», «шум моря»;
  • книги о животных (выставка).

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Постановка цели и темы ( игровой момент)
  3. Путешествие :     
    1. О. Угадай – ка -  Пресмыкающиеся
    2. О.Тайна – Млекопитающие
    3. О. Загадка – Птицы
    4. О. Размышляй – ка – Рыбы
  4. Закрепление
  5. Итог урока
  6. Домашнее задание

Ход урока

1. Организационный момент

Громко прозвенел звонок-
Начинается урок
Наши ушки на макушке
Глазки широко открыты
Слушаем, запоминаем
Ни минуты не теряем

/ Слайд 1 Приложения 1/

2. Постановка темы и цели урока

/ Стук в дверь класса, звук «КАР». В гости к ребятам прилетела Каркуша. Принесла в клюве конверт./

Ребята, давайте посмотрим, что внутри конверта. Это загадки. Каркуша сказала, что, отгадав их, мы узнаем в какое царство живой природы попадем.

/ на экране появляются отгадки, – после того, как дети отгадают предмет/

/ Слайд 2 Приложения 1/

Загадки:

1.«Чик – чирик»
К зернышку  - прыг
Клюй – не робей
Кто же это? (воробей)
2.Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный (волк)
3.Пышный хвост торчит с верхушки
Что за резвая зверюшка?
Щелкает орехи мелко
Ну, конечно, это.. (белка)
4.В стране лесной живет портной,
Не сшил одежки ни одной
А в чем секрет? Какой ответ?
Иголки есть, е ниток нет (ёж)
5.Великан в бору живет
Сладкоежка любит мед
Когда испортится погода
Ложится спать - да на полгода (медведь)

Как одним словом можно назвать все отгадки?

(Все отгадки являются животными)

В какое царство живой природы мы отправимся?

(Мы отправимся в царство животных)

/Слайд 3 Приложения 1/

Сегодня Каркуша приглашает нас в сказочное путешествие  - в царство животных.

Но отправится в увлекательное путешествие  мы сможем только тогда, когда выполним задание Каркуши.

Задание Каркуши:

«Ребята, познакомьтесь с  названиями разных групп животных»

Ученым известно около 1 млн 500 тыс животных. 

/Слайд 4 Приложения 1/

Это много или мало?

(ответы детей)

Ребята, так как на земле животных очень большое количество, ученые поделили их на группы, для того, чтобы удобнее их было изучать.

Наука о животных называется ЗООЛОГИЕЙ. Это еще один раздел биологии.

/Слайд 5 Приложения 1/

Ученые – зоологи делят царство животных на большое число групп. Прочитайте, на какие группы поделили ученые животных. 

/Слайд 6 Приложения 1/

(Дети читают группы животных на схеме)

Сегодня во время путешествия по сказочным островам мы познакомимся с некоторыми группами животных.

Итак, готовы путешествовать, покорять моря и неизвестные острова? (Да!)

Тогда вперед, в мир тайн и загадок! 

/Слайд 7 Приложения 1/

Первый остров на нашем пути называется “Угадай-ка”.  

Почему этот остров получил такое название? Интересно?

/Слайд 8  Приложения 1/

Вот и задание.

“Дорогие ребята, внимательно посмотрите иллюстрации и заселите мой остров животными”

На слайде представлены ящерицы, крокодилы, змеи, черепахи (вывесить иллюстрации на доску).

Иллюстрации животных помещают на остров.

Молодцы!

Как можно назвать одним словом этих животных? /пресмыкающиеся/

Кто знает, почему они так называются? 

/Слайд 9 Приложения 1/

 - Потому, что они не ходят, а ползают, т.е. пресмыкаются. Эти животные передвигаются ползком на брюхе. Тело их покрыто чешуйками или панцирем. Их насчитывается 6 тысяч разновидностей.

Итак, мы познакомились с первыми животными – пресмыкающимися.

Продолжим путешествие…

Вторая остановка – о. “Тайна”

Что за удивительный остров? Кто на нем обитает? Ребята, хотите узнать, кто здесь живет?

Какое интересное название – “Тайна”. Что же таинственного на этом острове?

Ищем послание Каркуши.

/Слайд 10 Приложения 1/

“Дорогие ребята, помогите мне решить задачу. Кто здесь лишний?” (ответы детей)

Кто знает, как они вскармливают своих детенышей? (ответы детей - молоком)

/Слайд 11 Приложения 1/

- Млекопитающие – это те же звери. Тело их покрыто  шерстью. Поскольку детеныши вскармливаются молоком, и произошло это название – млеко-питающие. “Млеко” - молоко, т.е. питающиеся молоком.

Итак, мы открыли два удивительных острова: “Пресмыкающиеся” и “Млекопитающие”.

Третья остановка. /Остров закрыт белым листом/.

Перед нами какой-то белый остров. Снимаем лист бумаги и читаем название острова “Загадка”.

Что же тут загадочного?

Снова конверт. 

/Слайд 12 Приложения 1/

Ребята, чтобы узнать, какие животные населяют данный остров, послушайте музыку и определите голоса животных?

Ответы детей (Птицы).

Молодцы! Да, этот остров населяют птицы.  А что вы знаете о птицах? 

/Слайд 13 Приложения 1/

- Ученые насчитывают на земле 8 тыс. 600 разновидностей птиц. Птицы имеют две конечности, 2 крыла, клюв, тело покрыто пухом, перьями. Они  умеют летать.

Воспитательный момент

Ребята, Каркуша спрашивает к какой группе вы отнесете ее?

/Она относится к группе – птицы./

Каркуша прилетела к нам из леса, чтобы напомнить о том, как тяжело живется птицам зимой. Знаете ли вы как помочь птицам?

/Необходимо повесить кормушки и следить, чтобы в них всегда был корм/

Но мы почему-то не видим на острове птиц. Смотрите, снова задание.

“Дорогие путешественники, заселите этот остров пернатыми”.

У вас на столах лежат конверты с силуэтами птиц  и цветные карандаши.  /Приложение 2/ Вам предлагается раскрасить их. Каждой птице дать название. И поселить её на остров (работают на фоне музыки).

Посмотрите на наш остров. Какой он красивый. Какие яркие птицы его населяют.

Путешествие по морю к сказочным островам немного утомило нас. Предлагаю немного отдохнуть.

ФИЗМИНУТКА 

/Слайд 14 Приложения 1/

Мы сейчас все дружно встанем.
Отдохнем мы на привале…
Вправо, влево повернись!
Наклонись и поклонись!
Лапки вверх и лапки вбок
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы, мои зайчишки!

Четвертая остановка.

Вместе с Каркушей  мы  открыли три острова: пресмыкающиеся, млекопитающие, птицы. Отправляемся к последнему неоткрытому острову “Размышляй-ка”. По острову протекает река.

Каркуша  предлагает вам собрать мозаику и назвать данное животное. 

/Слайд 15 Приложения 1/

/Приложение3/

Практическая работа 1 – 2 мин /работают на фоне музыки/.

Что за животное вы собрали? (ответы детей “Рыба”)

Итак, разговор пойдет о рыбах. 

/Слайд 16,17 Приложения 1/

- На земле существует более 20 тысяч разновидностей рыб. Живут они в воде, передвигаются при помощи плавников и хвоста. Тело их покрыто чешуёй. Дышат при помощи жабр, кислородом растворенным в воде.

Закрепление.

Все острова изучены, пора возвращаться домой…

Опять Каркуша предлагает выполнить задания:

  1. Узнай животных по описанию./Слайд 18,19,20,21 Приложения 1/
  2. Распредели животных по группам /Слайд 22,23 Приложения 1/
  3. Назови животных, которые водятся в нашей местности? /Слайд 24 Приложения 1/
  4. Рассмотри животных , которые занесены в Красную книгу  Республики Башкортостан и охраняются законом. /Слайд 25,26 Приложения 1/

Что такое Красная книга. Для чего она нужна?

- Красная книга нужна для того, чтобы вносить в нее животный и растительный мир, который подвергается исчезновению и нуждается в нашей защите. Все, что занесено в Красную книгу охраняется законом.

Итог занятия.

Сегодня со сказочным героем Каркушей мы  открыли удивительные острова: пресмыкающиеся, млекопитающие, рыбы и птицы. Подошло к концу наше путешествие. Мы вернулись в класс.

В какое царство живой природы мы сегодня путешествовали? (царство животных) /Приложение5/

С какими группами животных познакомились?

Что важного, нужного и интересного вы узнали на уроке?

Каркуша благодарит вас за интересный урок. Она осталась очень довольна и желает вам что-то сказать. Вы узнаете это, когда отгадаете ребус.

Моль" —(картинка лось)''— день"'—""(иллюстрация – кисть руки)!

Получилось слово – МОЛОДЦЫ! /Слайд 27 Приложения 1/

Занятью время истекло.
Я вам безмерно благодарна,
За то, что приняли тепло.
И поработали ударно!

Желаю вам новых открытий. (Ваша Каркуша) /Слайд 28 Приложения 1/

/Приложение4/

Я благодарю всех. Молодцы!

Домашнее задание.

Ребята, мы должны с вами помнить, что мы – люди, а  животные  -  наши “братья меньшие”. И они ждут от нас уважения, заботы о них, бережного отношения. В мире животных так много интересного, увлекательного. Больше читайте о них, смотрите фильмы, передачи, изучайте их повадки. С каждым разом вы будете ближе к ним и  сможете понять язык животного мира.

Найдите загадки про животных, нарисуйте отгадки к своим загадкам.

Урок окончен.