Цели:
1. Образовательные:
- Систематизировать и расширить знания о группах животных, о важнейших отличительных групп животных.
- Познакомить с некоторыми конкретными представителями данных групп, встречающихся на территории Республики Башкортостан, относящихся к группе редких и исчезающих животных.
2. Развивающие:
- Развивать умение классифицировать животных по данному основанию.
- Развивать познавательный интерес обучающихся.
- Развивать наблюдательность.
3. Воспитательные:
- Воспитывать в детях любовь к природе
- Воспитывать бережное отношение к природе
Оборудование:
- мультимедийная установка;
- мягкая игрушка – птица Каркуша;
- острова «Угадай-ка», «Загадка», «Тайна», «Размышляй – ка»;
- конверты с заданиями;
- иллюстрации животных;
- цветные карандаши;
- мозаика;
- силуэты птиц;
- аудиозапись «голоса птиц», «звуки живой природы», «шум моря»;
- книги о животных (выставка).
План урока:
- Организационный момент
- Постановка цели и темы ( игровой момент)
- Путешествие :
- О. Угадай – ка - Пресмыкающиеся
- О.Тайна – Млекопитающие
- О. Загадка – Птицы
- О. Размышляй – ка – Рыбы
- Закрепление
- Итог урока
- Домашнее задание
Ход урока
1. Организационный момент
Громко прозвенел звонок-
Начинается урок
Наши ушки на макушке
Глазки широко открыты
Слушаем, запоминаем
Ни минуты не теряем
/ Слайд 1 Приложения 1/
2. Постановка темы и цели урока
/ Стук в дверь класса, звук «КАР». В гости к ребятам прилетела Каркуша. Принесла в клюве конверт./
Ребята, давайте посмотрим, что внутри конверта. Это загадки. Каркуша сказала, что, отгадав их, мы узнаем в какое царство живой природы попадем.
/ на экране появляются отгадки, – после того, как дети отгадают предмет/
/ Слайд 2 Приложения 1/
Загадки:
1.«Чик – чирик»
К зернышку - прыг
Клюй – не робей
Кто же это? (воробей)
2.Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный (волк)
3.Пышный хвост торчит с верхушки
Что за резвая зверюшка?
Щелкает орехи мелко
Ну, конечно, это.. (белка)
4.В стране лесной живет портной,
Не сшил одежки ни одной
А в чем секрет? Какой ответ?
Иголки есть, е ниток нет (ёж)
5.Великан в бору живет
Сладкоежка любит мед
Когда испортится погода
Ложится спать - да на полгода (медведь)
Как одним словом можно назвать все отгадки?
(Все отгадки являются животными)
В какое царство живой природы мы отправимся?
(Мы отправимся в царство животных)
/Слайд 3 Приложения 1/
Сегодня Каркуша приглашает нас в сказочное путешествие - в царство животных.
Но отправится в увлекательное путешествие мы сможем только тогда, когда выполним задание Каркуши.
Задание Каркуши:
«Ребята, познакомьтесь с названиями разных групп животных»
Ученым известно около 1 млн 500 тыс животных.
/Слайд 4 Приложения 1/
Это много или мало?
(ответы детей)
Ребята, так как на земле животных очень большое количество, ученые поделили их на группы, для того, чтобы удобнее их было изучать.
Наука о животных называется ЗООЛОГИЕЙ. Это еще один раздел биологии.
/Слайд 5 Приложения 1/
Ученые – зоологи делят царство животных на большое число групп. Прочитайте, на какие группы поделили ученые животных.
/Слайд 6 Приложения 1/
(Дети читают группы животных на схеме)
Сегодня во время путешествия по сказочным островам мы познакомимся с некоторыми группами животных.
Итак, готовы путешествовать, покорять моря и неизвестные острова? (Да!)
Тогда вперед, в мир тайн и загадок!
/Слайд 7 Приложения 1/
Первый остров на нашем пути называется “Угадай-ка”.
Почему этот остров получил такое название? Интересно?
/Слайд 8 Приложения 1/
Вот и задание.
“Дорогие ребята, внимательно посмотрите иллюстрации и заселите мой остров животными”
На слайде представлены ящерицы, крокодилы, змеи, черепахи (вывесить иллюстрации на доску).
Иллюстрации животных помещают на остров.
Молодцы!
Как можно назвать одним словом этих животных? /пресмыкающиеся/
Кто знает, почему они так называются?
/Слайд 9 Приложения 1/
- Потому, что они не ходят, а ползают, т.е. пресмыкаются. Эти животные передвигаются ползком на брюхе. Тело их покрыто чешуйками или панцирем. Их насчитывается 6 тысяч разновидностей.
Итак, мы познакомились с первыми животными – пресмыкающимися.
Продолжим путешествие…
Вторая остановка – о. “Тайна”
Что за удивительный остров? Кто на нем обитает? Ребята, хотите узнать, кто здесь живет?
Какое интересное название – “Тайна”. Что же таинственного на этом острове?
Ищем послание Каркуши.
/Слайд 10 Приложения 1/
“Дорогие ребята, помогите мне решить задачу. Кто здесь лишний?” (ответы детей)
Кто знает, как они вскармливают своих детенышей? (ответы детей - молоком)
/Слайд 11 Приложения 1/
- Млекопитающие – это те же звери. Тело их покрыто шерстью. Поскольку детеныши вскармливаются молоком, и произошло это название – млеко-питающие. “Млеко” - молоко, т.е. питающиеся молоком.
Итак, мы открыли два удивительных острова: “Пресмыкающиеся” и “Млекопитающие”.
Третья остановка. /Остров закрыт белым листом/.
Перед нами какой-то белый остров. Снимаем лист бумаги и читаем название острова “Загадка”.
Что же тут загадочного?
Снова конверт.
/Слайд 12 Приложения 1/
Ребята, чтобы узнать, какие животные населяют данный остров, послушайте музыку и определите голоса животных?
Ответы детей (Птицы).
Молодцы! Да, этот остров населяют птицы. А что вы знаете о птицах?
/Слайд 13 Приложения 1/
- Ученые насчитывают на земле 8 тыс. 600 разновидностей птиц. Птицы имеют две конечности, 2 крыла, клюв, тело покрыто пухом, перьями. Они умеют летать.
Воспитательный момент
Ребята, Каркуша спрашивает к какой группе вы отнесете ее?
/Она относится к группе – птицы./
Каркуша прилетела к нам из леса, чтобы напомнить о том, как тяжело живется птицам зимой. Знаете ли вы как помочь птицам?
/Необходимо повесить кормушки и следить, чтобы в них всегда был корм/
Но мы почему-то не видим на острове птиц. Смотрите, снова задание.
“Дорогие путешественники, заселите этот остров пернатыми”.
У вас на столах лежат конверты с силуэтами птиц и цветные карандаши. /Приложение 2/ Вам предлагается раскрасить их. Каждой птице дать название. И поселить её на остров (работают на фоне музыки).
Посмотрите на наш остров. Какой он красивый. Какие яркие птицы его населяют.
Путешествие по морю к сказочным островам немного утомило нас. Предлагаю немного отдохнуть.
ФИЗМИНУТКА
/Слайд 14 Приложения 1/
Мы сейчас все дружно встанем.
Отдохнем мы на привале…
Вправо, влево повернись!
Наклонись и поклонись!
Лапки вверх и лапки вбок
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы, мои зайчишки!
Четвертая остановка.
Вместе с Каркушей мы открыли три острова: пресмыкающиеся, млекопитающие, птицы. Отправляемся к последнему неоткрытому острову “Размышляй-ка”. По острову протекает река.
Каркуша предлагает вам собрать мозаику и назвать данное животное.
/Слайд 15 Приложения 1/
Практическая работа 1 – 2 мин /работают на фоне музыки/.
Что за животное вы собрали? (ответы детей “Рыба”)
Итак, разговор пойдет о рыбах.
/Слайд 16,17 Приложения 1/
- На земле существует более 20 тысяч разновидностей рыб. Живут они в воде, передвигаются при помощи плавников и хвоста. Тело их покрыто чешуёй. Дышат при помощи жабр, кислородом растворенным в воде.
Закрепление.
Все острова изучены, пора возвращаться домой…
Опять Каркуша предлагает выполнить задания:
- Узнай животных по описанию./Слайд 18,19,20,21 Приложения 1/
- Распредели животных по группам /Слайд 22,23 Приложения 1/
- Назови животных, которые водятся в нашей местности? /Слайд 24 Приложения 1/
- Рассмотри животных , которые занесены в Красную книгу Республики Башкортостан и охраняются законом. /Слайд 25,26 Приложения 1/
Что такое Красная книга. Для чего она нужна?
- Красная книга нужна для того, чтобы вносить в нее животный и растительный мир, который подвергается исчезновению и нуждается в нашей защите. Все, что занесено в Красную книгу охраняется законом.
Итог занятия.
Сегодня со сказочным героем Каркушей мы открыли удивительные острова: пресмыкающиеся, млекопитающие, рыбы и птицы. Подошло к концу наше путешествие. Мы вернулись в класс.
В какое царство живой природы мы сегодня путешествовали? (царство животных) /Приложение5/
С какими группами животных познакомились?
Что важного, нужного и интересного вы узнали на уроке?
Каркуша благодарит вас за интересный урок. Она осталась очень довольна и желает вам что-то сказать. Вы узнаете это, когда отгадаете ребус.
Моль" —(картинка лось)''— день"'—""(иллюстрация – кисть руки)!
Получилось слово – МОЛОДЦЫ! /Слайд 27 Приложения 1/
Занятью время истекло.
Я вам безмерно благодарна,
За то, что приняли тепло.
И поработали ударно!
Желаю вам новых открытий. (Ваша Каркуша) /Слайд 28 Приложения 1/
Я благодарю всех. Молодцы!
Домашнее задание.
Ребята, мы должны с вами помнить, что мы – люди, а животные - наши “братья меньшие”. И они ждут от нас уважения, заботы о них, бережного отношения. В мире животных так много интересного, увлекательного. Больше читайте о них, смотрите фильмы, передачи, изучайте их повадки. С каждым разом вы будете ближе к ним и сможете понять язык животного мира.
Найдите загадки про животных, нарисуйте отгадки к своим загадкам.
Урок окончен.