Цели урока:
- дать ученикам представление о различных профессиях;
- обогатить знания детей о современных профессиях;
- воспитывать уважение к людям различных профессий;
- развивать кругозор, активизацию речи ребенка;
- расширять словарный запас.
Оборудование:
- иллюстрации к обобщающим понятиям;
- карточки с изображением представителей различных профессий;
- карточки с рифмованными текстами и развивающими заданиями;
- таблицы-схемы;
- презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания по теме: «Культура и образование».
Работа выполняется по вариантам. Ученикам раздаются карточки с таблицами, которые необходимо заполнить примерами.
I вариант
Учреждения культуры 1. 2. 3. 4. 5. |
II вариант
Образовательные учреждения1. 2. 3. 4. 5. |
Чтение рассказа в учебнике на с.123 об учительнице Сережи.
- Где училась Татьяна Ивановна, чтобы стать учительницей?
III. Физкультминутка.
IV. Работа над новым материалом.
1) Лекция учителя.
<Презентация, слайд 1>
Всему в нашей жизни необходимо учиться. Все вы имеете право учиться. И эта ваша обязанность. Школа – начало пути к любой профессии. Она учит упорству, настойчивости, учит учиться. После школы ребята идут в училища и техникумы, где приобретают рабочие специальности. А тот, кто хочет стать инженером, врачом, учителем, офицером, идут учиться в высшие учебные заведения. И все эти люди учатся всю жизнь, повышают свою квалификацию.
Сегодня мы постараемся разобраться во всем многообразии профессий. Даже взрослым порой это бывает непросто.
Профессий на свете видимо-невидимо. А вы можете назвать их? Какая их них, на ваш взгляд, самая нужная и современная? И учитель, и врач, и строитель, и повар, и водитель, и милиционер – это профессии, которые всегда были важны и современны, без них невозможно обойтись и сегодня. Но мы часто слышим новые слова: менеджер, фермер, визажист, гувернер и другие. Кто эти люди и чем они занимаются? Большинство из этих профессий стали популярными сегодня.
Давайте начнем знакомиться с различными профессиями, в будущем одна из них может стать и вашей.
2) Знакомство с различными профессиями.
- Какие профессии вы знаете?
- Какие профессии у ваших родителей?
<Презентация, слайд 2>
Рассматриваем карточки с изображением представителей различных профессий.
а)
Зовут его, когда больны, -
Заботы так его нужны!
Достанет свой фонендоскоп,
Послушает, заглянет в рот,
Рецепт оставит и уйдет.
Больному легче станет вдруг.
Скажите, кто же этот друг?
(Врач.)
Врач – это очень важная профессия.
- Ответь как можно точнее, что делает врач на своей работе?
А врачи бываю разные. Одни лечат людей, другие – животных.
- Врач, который лечит животных, как называется? <Презентация, слайд 3>
(Ветеринар.)
б)
Профессии важнее нет:
Он ходит в школу много лет,
Всегда – с веселой детворой,
Ее открывает мир большой.
Его привыкли уважать.
Кто он? Вы можете назвать?
(Учитель.)
Слово «учитель» от слова «учить».
Давайте попробуем сами образовать названия профессий.
Доит коров - … (доярка)
Печь кладет - … (печник)
Дома строит - … (строитель)
Варит сталь – … (сталевар)
в) – Давайте вспомним части экономики и назовем профессии, с ними связанные.
<Презентация, слайд 4>
Промышленность Сталевар, металлург, кузнец, ткачиха. |
Сельское
хозяйство Доярка, телятница, агроном, комбайнер. |
Транспорт Водитель, шофер, контролер. |
Торговля Продавец, кассир. |
Строительство Каменщик сварщик, экскаваторщик, маляр. |
Физкультминутка.
3) Игра «Самый главный».
Ученик выбирает картинку с изображением представителя той или иной профессии. Рассказывает о ней. А рассказ заканчивает словами: «Я самый главный». В конце игры делаем вывод о необходимости и полезности всех профессий. Об уважении к людям различных профессий.
<Презентация, слайд 5>
4) Как в современном мире происходит выбор профессии? Какие факторы влияют на этот выбор?
<Презентация, слайд 6>
5) Современные профессии.
Название «современные профессии» являются условным. Многие существуют много лет, но в условиях современного общества выдвинулись на передний план.
Это бухгалтер, ветеринар, телеоператор, архитектор, гувернер, фермер, озеленитель, спасатель, менеджер, визажист. Многие раньше имели другое название.
Рассматриваем картинки с изображением представителей «современных профессий».
Игра «Загадки».
Один ребенок загадывает какую-либо профессию и описывает ее, указывая, что делает представитель данной специальности, какую одежду носит, чем пользуется. Остальные отгадывают название профессии.
6) Существует понятие мужская и женская профессия.
Одной чаще обладают женщины, другой мужчины. Но в современном мире можно забыть об этом. Женщины летают в космос, женщины – военные офицеры, милиционеры и т.д.
<Презентация, слайд 7>
V. Работа с учебником (с.126-127), автор А. А. Плешаков.
- Рассматриваем иллюстрации.
- Чтение текста.
VI. Закрепление изученного материала. Итог урока.
С целью закрепления выполняется задание в тетради «Проверь себя»
- задания 1,2 (с.22-23),
- задания 1,2 (с.24).
Вывод.
Профессий много в мире есть,
Их невозможно перечесть.
Сегодня многие нужны,
И актуальны, и важны.
И ты скорее подрастай,
Профессией овладевай.
Старайся в деле первым быть
И людям пользу приносить.
Итак, можно ли назвать самую главную профессию?
Все профессии важны!
VII. Домашнее задание.
<Презентация, слайд 8>
Кем бы тебе хотелось быть? Написать рассказ на эту тему.