Окружающий мир. Тема: "Все профессии важны"

Разделы: Начальная школа


Цели урока: 

  • дать ученикам представление о различных профессиях; 
  • обогатить знания детей о современных профессиях;
  • воспитывать уважение к людям различных профессий;
  • развивать кругозор, активизацию речи ребенка;
  • расширять словарный запас.

Оборудование: 

  • иллюстрации к обобщающим понятиям;
  • карточки с изображением представителей различных профессий;
  • карточки с рифмованными текстами и развивающими заданиями;
  • таблицы-схемы;
  • презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания по теме: «Культура и образование».

Работа выполняется по вариантам. Ученикам раздаются карточки с таблицами, которые необходимо заполнить примерами.

I вариант
Учреждения культуры        
1.
2.
3.
4.
5.
II вариант
Образовательные учреждения
1.
2.
3.
4.
5.

Чтение рассказа в учебнике на с.123 об учительнице Сережи.

- Где училась Татьяна Ивановна, чтобы стать учительницей?

III. Физкультминутка.

IV. Работа над новым материалом.

1) Лекция учителя. 

<Презентация, слайд 1>

Всему в нашей жизни необходимо учиться. Все вы имеете право учиться. И эта ваша обязанность. Школа – начало пути к любой профессии. Она учит упорству, настойчивости, учит учиться. После школы ребята идут в училища и техникумы, где приобретают рабочие специальности. А тот, кто хочет стать инженером, врачом, учителем, офицером, идут учиться в высшие учебные заведения. И все эти люди учатся всю жизнь, повышают свою квалификацию.

Сегодня мы постараемся разобраться во всем многообразии профессий. Даже взрослым порой это бывает непросто.

Профессий на свете видимо-невидимо. А вы можете назвать их? Какая их них, на ваш взгляд, самая нужная и современная? И учитель, и врач, и строитель, и повар, и водитель, и милиционер – это профессии, которые всегда были важны и современны, без них невозможно обойтись и сегодня. Но мы часто слышим новые слова: менеджер, фермер, визажист, гувернер и другие. Кто эти люди и чем они занимаются? Большинство из этих профессий стали популярными сегодня.

Давайте начнем знакомиться с различными профессиями, в будущем одна из них может стать и вашей.

2) Знакомство с различными профессиями.

- Какие профессии вы знаете?

- Какие профессии у ваших родителей?

<Презентация, слайд 2>

Рассматриваем карточки с изображением представителей различных профессий.

а)

Зовут его, когда больны, -
Заботы так его нужны!
Достанет свой фонендоскоп,
Послушает, заглянет в рот,
Рецепт оставит и уйдет.
Больному легче станет вдруг.
Скажите, кто же этот друг?
(Врач.)

Врач – это очень важная профессия.

- Ответь как можно точнее, что делает врач на своей работе?

А врачи бываю разные. Одни лечат людей, другие – животных.

- Врач, который лечит животных, как называется? <Презентация, слайд 3>

(Ветеринар.)

б)  

Профессии важнее нет:
Он ходит в школу много лет,
Всегда – с веселой детворой,
Ее открывает мир большой.
Его привыкли уважать.
Кто он? Вы можете назвать?
(Учитель.)

Слово «учитель» от слова «учить».

Давайте попробуем сами образовать названия профессий.

Доит коров -  …   (доярка)
Печь кладет -  …  (печник)
Дома строит -  … (строитель)
Варит сталь –  …  (сталевар)

в) – Давайте вспомним части экономики и назовем профессии, с ними связанные.

<Презентация, слайд 4>

Промышленность
Сталевар,
металлург,
кузнец,
ткачиха.
Сельское хозяйство
Доярка,
телятница,
агроном,
комбайнер.
Транспорт
Водитель,
шофер,
контролер.
Торговля
Продавец,
кассир.
Строительство
Каменщик
сварщик,
экскаваторщик,
маляр.

Физкультминутка.

3) Игра «Самый главный».

Ученик выбирает картинку с изображением представителя той или иной профессии. Рассказывает о ней. А рассказ заканчивает словами: «Я самый главный». В конце игры делаем вывод о необходимости и полезности всех профессий. Об уважении к людям различных профессий.

<Презентация, слайд 5>

4) Как в современном мире происходит выбор профессии? Какие факторы влияют на этот выбор?

<Презентация, слайд 6>

5) Современные профессии.

Название «современные профессии» являются условным. Многие существуют много лет, но в условиях современного общества выдвинулись на передний план.

Это бухгалтер, ветеринар, телеоператор, архитектор, гувернер, фермер, озеленитель, спасатель, менеджер, визажист. Многие раньше имели другое название.

Рассматриваем картинки с изображением представителей «современных профессий».

Игра «Загадки».

Один ребенок загадывает какую-либо профессию и описывает ее, указывая, что делает представитель данной специальности, какую одежду носит, чем пользуется. Остальные отгадывают название профессии.

6) Существует понятие мужская и женская профессия.

Одной чаще обладают женщины, другой мужчины. Но в современном мире можно забыть об этом. Женщины летают в космос, женщины – военные офицеры, милиционеры и т.д.

<Презентация, слайд 7>

V. Работа с учебником (с.126-127), автор А. А. Плешаков.

- Рассматриваем иллюстрации.

- Чтение текста.

VI. Закрепление изученного материала. Итог урока.

С целью закрепления выполняется задание в тетради «Проверь себя»

- задания 1,2 (с.22-23),

- задания 1,2 (с.24).

Вывод.

Профессий много в мире есть,
Их невозможно перечесть.
Сегодня многие нужны,
И актуальны, и важны.
И ты скорее подрастай,
Профессией овладевай.
Старайся в деле первым быть
И людям пользу приносить.
Итак, можно ли назвать самую главную профессию?
Все профессии важны!

VII. Домашнее задание.

<Презентация, слайд 8>

Кем бы тебе хотелось быть? Написать рассказ на эту тему.