Пояснительная записка
Именно поэтому так важно подготовить их к ней.
Рудольф Дрейкурс
Одним из важнейших направлений работы педагога-психолога является работа с семьей. При взаимодействии с родителями психологом используются различные формы работы: индивидуальное и групповое консультирование, диагностика детско-родительских отношений, анализ трудных семейных ситуаций, тематические родительские собрания. Родительские собрания – это основная форма совместной работы с родителями. Но как показывает практика, проведение лекционных форм родительских собраний не всегда эффективно и не дает результат «обратной связи». Чаще всего родители занимают пассивную позицию при взаимодействии с педагогами и психологом. Одно из возможных решений в данной ситуации – использование в работе с родителями такой формы работы, как СПТ - социально-психологический тренинг. Социально-психологический тренинг – это активное обучение посредством приобретения жизненного опыта, моделируемого в групповом взаимодействии людей.
Так появилась идея создания детско-родительского клуба «РАДУГА». Название «РАДУГА» символизирует собой весь спектр детско-родительских отношений, стремление к их совершенствованию, пониманию друг друга.
Детско-родительские отношения имеют для психического здоровья детей первостепенное значение. Механизмы интеграции семьи, в частности взаимоотношения между ее членами, играют огромную роль в воспитательном процессе. Анализ результатов психодиагностических исследований семей позволяют сделать вывод о том, что в психологической коррекции нуждаются не только дети, но их родители: им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений. Детско-родительская терапия выстроена таким образом, чтобы укрепить отношения между родителями и ребенком.
Цель занятий – оптимизация и коррекция детско-родительских отношений
Задачи:
- Установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества «родитель-ребенок»
- Обучение навыкам общения и способам взаимодействия в системе «родитель- ребенок».
- Становление родительской компетентности.
- Устранение дезадаптивных форм поведения у детей и родителей и обучение адекватным способам реагирования в конфликтных ситуациях.
Участники: пары «родитель-ребенок» (5-6 пар). В группу должны входить дети одного возраста, желательно из одного класса. Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов и их родителей.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Цикл включает 10 занятий, продолжительность занятия - 1-1,5 часа.
Ожидаемые результаты: развитие позитивного взаимодействия родителей с детьми, снижение числа детско-родительских конфликтов.
Работа детско-родительского клуба проводится в 2 этапа.
1 этап – диагностический
На данном этапе проводится диагностика учащихся с использованием проективных методик: тест «Кинетический рисунок семьи» (по Р.Бернсу) и тест Р.Жиля.
Эффективность работы с родителями страдает, прежде всего, от того, что чаще всего мы не знаем проблем конкретной семьи, ее психологического состояния, особенностей родительского отношения к детям, типов нарушений семейного воспитания. Существует много способов и приемов диагностики семьи и семейного воспитания. В данном случае целесообразно провести диагностику родителей с использованием следующих методик: самодиагностика типового семейного состояния; тест-опросник родительского отношения к детям (Приложение 1)
2 этап – практический
На данном этапе проводятся тренинговые занятия с родителями и детьми.
Результативность работы по данной программе можно оценить при помощи итоговой диагностики учащихся и родителей.
Формы и методы, используемые в программе: ролевые игры, анализ ситуаций, психологические игры, психотехнические упражнения и приемы, рефлексия, арттерапия.
Тематическое планирование занятий
ЗАНЯТИЕ 1. «Знакомство» Цель. Знакомство участников друг с другом и с групповой формой работы.
ЗАНЯТИЕ 2. «Портрет нашей семьи»
Цель. Актуализация опыта семейного взаимодействия.
ЗАНЯТИЕ 3. «Трудные» дети и «трудные» взрослые»
Цель. Анализ наиболее часто встречающихся затруднений во взаимоотношениях, создание условий для поиска причин трудностей во взаимоотношениях родителей и детей.
ЗАНЯТИЕ 4. «Все мы чем-то похожи»
Цель. Развитие взаимодействия между членами группы, умения почувствовать друг друга, осознание своих индивидуальных качеств.
ЗАНЯТИЕ 5. «Я тебе доверяю…»
Цель. Формирование чувства близости между родителями и детьми, умения сопереживать, понимать чувства другого, доверять друг другу.
ЗАНЯТИЕ 6. «Я тебя понимаю…»
Цель. Отработка навыков конструктивного общения, коммуникативных навыков.
ЗАНЯТИЕ 7. «Наши эмоции и чувства»
Цель. Актуализация опыта и знаний, относящихся к эмоциональной сфере. Тренировка умения конструктивно выражать свое эмоциональное состояние.
ЗАНЯТИЕ 8. «Как справиться с плохим настроением»
Цель. Развитие умения самоанализа и преодоление барьеров, мешающих полноценному самовыражению.
ЗАНЯТИЕ 9. «Я тебя слушаю…»
Цель. Развитие партнерства и сотрудничества между родителем и ребенком, умения отстаивать свои права, высказывать свое мнение, приобретение навыков равноправного общения.
ЗАНЯТИЕ 10. «Мы вместе!» Цель. Подведение итогов занятий, самоанализ.
Тематическое планирование
№ этапа | № темы | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Диагностический этап | 1 | 1 | ||
2. | 1 | Знакомство | 1- 1,5 | 1- 1,5 | |
2 | Портрет нашей семьи | 1- 1,5 | 1- 1,5 | ||
3 | «Трудные» дети и «трудные» взрослые | 1- 1,5 | 1- 1,5 | ||
4 | Все мы чем-то похожи | 1- 1,5 | 1- 1,5 | ||
5 | Я тебе доверяю… | 1- 1,5 | 1- 1,5 | ||
6 | Я тебя понимаю… | 1- 1,5 | 1- 1,5 | ||
7 | Наши эмоции и чувства | 1- 1,5 | 1- 1,5 | ||
8 | Как справиться с плохим настроением | 1- 1,5 | 1- 1,5 | ||
9 | Я тебя слушаю… | 1- 1,5 | 1- 1,5 | ||
10 | Мы вместе! | 1- 1,5 | 1- 1,5 | ||
3. | Итоговая диагностика | 1 | 1 |
Структура занятий
1. Ритуал приветствия
- Момент, позволяющий сплачивать участников, создает атмосферу группового доверия и принятия
2. Разминка
- Средство воздействия на эмоциональное состояние участников, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность
3. Основное содержание
- Состоит из нескольких блоков и представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач программы
4. Рефлексия
- Предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах:
- Эмоционально-смысловом (понравилось - не понравилось; что показалось самым важным, полезным; было хорошо - было плохо, почему)
- Эмоционально-оценочным (оценка своего эмоционального состояния здесь и сейчас)
5. Ритуал прощания
- Способствует завершению занятия и укреплению чувства единства в группе
Занятие 1. «Знакомство»
1. Упражнение «Давайте познакомимся»
2. Упражнение «Волшебный стул».
Цель: Создание позитивного настроения, умения замечать положительные качества в людях и говорить им об этом, развитие эмпатии.
Предварительная беседа с помощью вопроса: «Что такое комплимент?»
Участники образуют круг, берутся за руки. В середине круга ставится стул. Каждый участник говорит комплимент сидящему на стуле.
3. Упражнение «Моя и мамина (папина) рука».
Цель: Контактирование родителей и детей между собой на телесном уровне; отреагирование и прорабатывание на телесном уровне существующих в данной паре взаимоотношений; осознание родителями данного опыта.
В детско-родительских парах участникам предлагается встать (сесть) напротив друг друга и выполняют инструкцию ведущего:
- «Поздороваться» друг с другом указательными пальцами;
- Погладить своим мизинцем мизинец партнера;
- Померяться силами (перетянуть) с помощью средних пальцев; и стараться его удержать. Задача второго- вырвать свой палец. Затем поменяться ролями.
- «Попрощаться» с партнерами безъимянным пальцем.
На занятии упражнение выполняется только левой рукой. В качестве домашнего задания участникам предлагается сделать то же самое с противоположной рукой (правой).
4. Упражнение «Карандашики».
Цель: Развитие тонкой моторики, навыков продуктивной коммуникации между детьми и родителями; сплочение группы.
Первоначально упражнение выполнятся в парах: родитель – ребенок. Предлагается без слов выбрать карандаш понравившегося цвета. Если предпочтения отличаются, молча договориться между собой, а затем вдвоем взять лежащий карандаш, поддерживая его лишь с двух концов. При этом каждый участник может пользоваться только одним пальцем. Затем их просят подвигаться, стараясь не уронить карандаш. После этого задание усложняются: удерживая первый «мостик» пальцами свободной руки участники берут второй карандаш. Тоже самое они могут проделать в тройках, четверках…, всей группой. Упражнение выполняется без слов. По окончании обсуждается чувства, способы взаимодействия, возникшие трудности.
5. Упражнение «Рисуем вместе».
Цель: Выработка (закрепление) навыков совместного конструктивного контактирования, осознание родителями возможных, в том числе и собственных, трудностей взаимодействия с детьми на демократическом уровне.
Упражнение выполняется, молча, но проявление эмоций (смех и прочее) не запрещено. Участники в детско – родительских парах должны выполнять совместный рисунок, держа один карандаш вдвоем. Выбор сюжета может производиться только не вербально. По окончании рисования – обсуждение в кругу.
6. Упражнение «Баржа».
Цель: Снятие эмоционального напряжения, развитие познавательных процессов. Участники становятся в круг и называют слова, перебрасывая при этом друг другу мяч.
Дети и родители называют все, что может объединить людей, например, семья, дружба, беда и т.д.
7. Упражнение «Белые медведи».
Цель: Положительное опрошенное эмоциональное взаимодействие родителей и детей на телесном уровне.
Работа в детско – родительских парах. Под колыбельную музыку родители укладывают (укачивают) детей «спать». Затем ребенок укладывает «спать» родителя.
РЕФЛЕКСИЯ «СВЕЧА»
Ритуал прощания
Список литературы
- Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. СПб., 2003
- Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. СПб., 1996
- Былеева Л.В. Подвижные игры. М.,1984
- Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: учебно-методическое пособие. М., 2002
- Венгер А.Л. «Психологические рисуночные тесты»М., 2006
- Герасимова Т.Ф. Оптимизация способов взаимодействия ребенка и родителя. Семейная психология и семейная терапия, №1, 1999
- Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?» М.:АСТ,2007
- Григори Н. Связующая нить «Школьный психолог» № 1,2001
- Марковская И.М. Практика групповой работы с родителями. СПб.,1997
- Марковская И.М.Опыт проведения тренинга взаимодействия родителей с детьми. Журнал практического психолога, №2,1998
- Овчарова Р.В. «Практическая психология в начальной школе» М.:ТЦ «Сфера», 2001
- Практикум по психологическим играм с детьми и подростками (под ред.М.Р.Битяновой. СПб., 2002)
- Психологический тренинг в группе (игры и упражнения) учебное пособие (под ред.Т.Л.Бука,М.Л.Митрофановой) М.,2008
- Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. М.: Сфера,1998
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. М., 1998.