Цели урока:
Обучающие:
- обобщить и систематизировать теоретический материал раздела «СССР в 19655 – 1985 гг.;
- развивать навыки исследовательской работы;
- воспитывать потребность в духовном, эмоционально-ценностном освоении истории своей страны, в установлении причастности своего «я» к прошлому и настоящему;
Репродуктивная подгруппа – качественное выполнение заданий низкой степени трудности, формирование устойчивой самооценки.
Цели:
- пробудить интерес к предмету истории путем использования посильных заданий, позволяющих ученику работать в соответствии с его индивидуальными особенностями;
- систематизировать знания учащихся по теме «СССР в середине 60-х – середине 80-х гг.»;
- сформировать умение осуществлять самостоятельную деятельность посредством опережающего задания и по образцу (алгоритм «Памятка для проведения интервью» (Приложение 1)).
Продуктивная подгруппа – поддержание мотивации, формирование способов работы с информацией.
Цели:
- развить устойчивый интерес к предмету;
- систематизировать знания учащихся по теме «СССР в середине 60-х – середине 80-х гг.» посредством опережающего задания, анализа и синтеза;
- дальнейшее формирование умения самостоятельно работать над созданием интерактивных средств.
Творческая подгруппа - формирование эффективных способов работы, поддержание учебной мотивации, выполнение творческих заданий повышенной степени сложности
Цели:
- формировать эффективные способы работы над учебным материалом по теме «СССР в середине 60-х – середине 80-х гг.»; поддержание учебной мотивации через выполнение творческих заданий повышенной сложности;
- развитие исследовательских навыков у учащихся с выходом на прогностический уровень;
- дальнейшее формирование новых способов действий и умений решать нестандартные задачи.
Опережающие задания:
Репродуктивная подгруппа - взять интервью у родственников или знакомых на тему «Чем памятны для вас брежневские времена?» и подготовить сообщение «Советская действительность конца 60-х – начала 80-х гг. глазами простого человека».
Продуктивная подгруппа - создание презентаций по темам:
«Политическое развитие СССР в 1965 – 1985 гг.»;
«Экономическое развитие СССР в 1965 – 1985 гг.»;
«Духовное развитие СССР в 1965 – 1985 гг.»;
«Внешняя политика СССР в 1965 – 1985 гг.».
Творческая подгруппа - анализ исторических документов периода «СССР в 1965 – 1985 гг.».
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Методы обучения:
- словесный;
- наглядный;
- практический;
- частично-поисковый;
- самостоятельной познавательной деятельности;
- интерактивный.
Форма организации познавательной деятельности учащихся: коллективная.
Оборудование и оснащение урока:
- демонстрационные материалы:
- презентация «СССР в 1965 – 1985 гг.», составленная с использованием учебной литературы – Т.С. Антонова, А.Л. Харитонов, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, История России: XX век. Компьютерный (мультимедиа) учебник, - М.:Клио-Софт,1997, выполненная в программе Power Point
- дидактический раздаточный материал:
- технологические карты, листы самоконтроля, ДМК – «СССР в 1965 – 1985 гг.»
- технические средства информации:
- интерактивный комплекс.
Ход урока
1. Организация урока
- готовность класса к уроку;
- психологический настрой учащихся на уроке;
- мотивация;
- цели и задачи урока
2. Активизация знаний, умений, навыков
2.1. Презентация «Политическое развитие СССР в 1965 – 1985 гг.».
СЛАЙД 2-4 (Приложение 4)
2.2. Системный анализ учебного материала по теме «Политическое развитие СССР в 1965 – 1985 гг.».
беседа – анализ
Вспомогательные вопросы отражены в опережающем задании по подгруппам (приложение 2), использование технологических карт по подгруппам (Приложение 3).
2.3. Презентация «Экономическое и социальное развитие СССР в 1965 – 1985 гг.»
СЛАЙД 5-7
2.4. Системный анализ учебного материала по теме «Экономическое и социальное развитие СССР в 1965 – 1985 гг.».
беседа - анализ
Вспомогательные вопросы отражены в опережающем задании по подгруппам (приложение 2), использование технологических карт по подгруппам (Приложение 3).
2.5. Презентация «Духовное развитие СССР в 1965 – 1985 гг.»
СЛАЙД 8-9
2.6. Системный анализ учебного материала по теме «Духовное развитие СССР в 1965 – 1985 гг.».
беседа - анализ
Вспомогательные вопросы отражены в опережающем задании по подгруппам (приложение 2), использование технологических карт по подгруппам (Приложение 3).
2.7. Презентация «Внешняя политика СССР в 1965 – 1985 гг.».
СЛАЙД 10-13
2.8. Системный анализ учебного материала по теме «Внешняя политика СССР в 1965 – 1985 гг.».
беседа - анализ
Вспомогательные вопросы отражены в опережающем задании по подгруппам (Приложение 2), использование технологических карт по подгруппам (Приложение 3).
2.9.
Итоги опережающего задания (репродуктивная группа, итоги интервью по
теме «Советская действительность конца 60-х – начала 80-х гг., глазами
простого человека».
выступление учащихся
2. 10. Аналитическое заключение учителя.
результат работы учащихся
итоги развития страны
СЛАЙД 14
подведение итогов работы на уроке
3. Домашнее задание:
СЛАЙД 15
4. Рефлексия
СЛАЙД 16