Тема занятия: в качестве открытого мероприятия представлен сценарий мероприятия "Прыг-скок команда"
Продолжительность занятия – 30-40 минут.
1 Класс: обучающиеся 20 человек (7 -8 лет)
Цель: - развивать координацию движений, моторику ребенка, для полноценного формирования межполушарного взаимодействия между правым и левым полушариям - развивать логическое мышление, память, внимание.
Пояснительная записка:
Развивая координацию движений, моторику ребенка, мы создаем предпосылки для полноценного функционального становления многих психических процессов. Для совместной работы обоих полушарий требуется их функциональная связь. Отсутствие же слаженности в их работе – основная причина трудностей в учебе, в том числе и связанных с дисграфией, дислексией и аккалькулией (нарушением процесса формирования навыков письма, чтения, счета).
Для коррекции формирования межполушарного взаимодействия полезно проводить совместную коррекционную работу педагога-психолога с учителем физкультуры. Проводить занятия рекомендуется 2 раза в неделю длительностью 3—40 мин. Предлагается сценарий одного занятия, где работа ведется по двум направлениям или блокам:
- Блок "Моторика. Гимнастика ума "
- Блок "Движение"
План проведения занятия:
- Блок "Моторика. Гимнастика ума"
- Блок "движение"
- Рефлексия.
Общее время: 30-40 мин.
Психолог: -Вы любите гулять по лесу? Что для этого нам нужно взять? (Правильно: рюкзак, продукты, а самое главное нам нужно взять с собой хорошее настроение). - А настроение мы должны поднять себе сами…
1. Блок "Моторика. Гимнастика ума "1. Поднимем вверх ладошки обеих рук над головой с соединенными пальчиками (переплетенными пальчиками), изобразим курочку и петушка, на счет раз откроем гребешки, на счет два закроем гребешки, дети: "Ко - ко - ко, ко – ко - ко!"
Психолог: "Не ходите далеко! Лапками скребите, зернышки ищите!"
- Молодцы, ребята! Хорошим настроением мы с Вами запаслись. А для того, чтобы не заблудится в лесу, что нам нужно с собой взять? (карту)
2.Упражнение "Карта леса -"Ребята, нарисуйте на листе бумаги, одновременно правой и левой рукой следующие цифры, буквы и символы:8, 1( )0, 12, 39, !?,М, С Т… Это и будет наша карта леса.
- Карту леса у нас с вами есть, хорошее настроение тоже, чтобы его не потерять, давайте мы с вами поиграем.
3. Упражнение из логоритмики:- Ребята, простучите одной рукой вот такое четверостишье:"По кочкам, по кочкам, по маленьким дорожкам, в ямку бух, раздавили сорок мух", (Можно использовать шумовые инструменты: барабан, мелафон с двумя палочками). – А, теперь этот же ритм оттопаем обеими ногами поочередно. (Если ребенок испытывает затруднения в восприятии и воспроизведении заданных ведущим ритмов, то это может быть одним из признаков его предрасположенности к дислексии).
4.
- Возьмите в руки барабанные палочки, и по моей команд, вращайте сначала в правую сторону, потом в левую, затем в разные стороны. Приготовились и… начали! А, теперь посмотрим, кто же самый быстрый и ловкий среди наших ребят… Молодцы, ребята! Хорошим настроением мы с Вами запаслись, а теперь нам нужно запастись продуктами и собрать рюкзак с едой. ( провести 2-3 упражнения на тренировку всех познавательных процессов). - Положим в рюкзак продукты.
а) Игра " Собери продукты…"
УСЛОВИЯ ИГРЫ:
- Ребята, Вы должны запомнить карточки с рисунками продуктов, затем карточки я уберу, а Вы должны все назвать в той же последовательности, в какой я задала. А я, тем временем, посмотрю кто же среди Вас обладает хорошей памятью, а так же является самым внимательным - А, теперь, ребята, запасемся фруктами, а в них как Вы уже знаете очень много витаминов, чем больше соберем мы запасов, тем лучше.
б) Игра "Собери фрукты…"
УСЛОВИЯ ИГРЫ:
- Я называю фрукт, например - груша. Вы должны вспомнить название фрукта на букву “А”. Например: ананас. Следующий, на “С” и т. д. Внимание, приготовились, начали. А, я посмотрю, кто же среди Вас самый любознательный. Молодцы, ребята, с этим заданием Вы тоже справились! В лесу разное может с нами случиться: мы можем пораниться, обжечься, какой же предмет первой необходимости нам нужно с собой взять? (мед. аптечку). –Ребята, чтобы быть здоровыми, я Вам покажу волшебные точки, воздействуя на них мы сможем снять и головную боль, и усталость.
5.Волшебные точки. (Аккупунктурный массаж)
- Поочередно переберем все пальчики сначала левой руки, затем правой надавливая на подушечки пальцев, слегка вращая, но не массируя. "Этот пальчик –в лес пошел, этот пальчик – гриб нашел, этот пальчик – гриб почистил, этот пальчик –гриб сварил, этот пальчик –гриб поел, оттого и потолстел!
- Сегодня мы с Вами, наконец-то, отправимся в долгожданный поход и поиграем в туристов. Для этого у Вас есть все самое необходимое. – Как дела? (хорошо!). - Настроение? (отличное!). - Продуктами мы с Вами запаслись, отличным настроением тоже, а так же узнали, где находятся волшебные точки, чтобы быть здоровыми. - Как Вы думаете, мы все приготовили? (да).– Ну, что ж начнем? (да).
2. Блок "Движение"
Комплекс упражнений для младших школьников, проводится психологом в спортивном зале, в спортивной одежде, на ковриках.
1.Ура, в поход!. -Руки согнем в локтях кулачки на груди, изобразим рюкзачки на спине. -И пошли бодрым шагом на прогулку в лес! -Молодцы! –Шли, шли к лесу пришли! –Давайте, ребята отдохнем! 1.Привал.
Лягте на пол лицом вверх, руки вдоль тела. На счет от 1 до 6 идет медленный вдох носом, наши руки поднимаются вверх вдоль тела, как бы скользят по полу. На счет от 1 до 6 идет медленный выдох через рот, руки опускаются в исходное положение, но поверху. Приготовились? Начали! (Повторяем 3 раза).
2."Бревнышко" -Ребята, лежа на полу лицом вверх, руки плотно прижмем к телу, ноги соединим. закроем глаза и почувствуем себя частью могучего ствола красивого дерева. На счет от 1 до 6 мы начинаем перекатываться по полу справа налево. На счет от 6 до 1, перекатываемся слева направо, затем возвращаемся на исходную позицию. (Повтор5–7раз. Можно варьировать темп – убыстрять, замедлять).
3. "Горка". (лежа на спине лицом вверх.)–Отдохнули? Порезвились? Ребята, какие преграды встречает на своем пути турист? Правильно, молодцы! А, сейчас мы с Вами изобразим горку! Лягте на пол лицом вверх, руки поднимите вверх над головой. На счет от 1 до 4 мы медленно поднимаем одновременно руки, ноги (мысочки при этом оттянуты), голову, делая "горку". Держимся на этой позиции на счет от 1 до 4, затем медленно возвращается в исходное положение тоже на счет от 1 до 4. – А, теперь расслабимся, полежим и отдохнем. (Делается 3–5 раз).
4. "Мостик" (лежа на животе лицом вниз.) -Через какое препятствие мы с Вами прошли?(через горку). Молодцы! На нашем пути есть еще одно препятствие -это горная речка. Ребята, подскажите, как нам пройти через нее? (По мостику). Молодцы! Давайте, мы с Вами изобразим, сейчас, мостик. (Выполняется ребенком точно также).
5. "Медвежата".(Поиграем в медвежат).-Устали? Хотите еще поиграть? Встанем на четвереньки, поиграем в веселых медвежат. (При ползании необходимо переставлять вперед противоположные руки и ноги одновременно).
6. "Горная расщелина" -Ребята, на нашем пути еще одно препятствие- это горная расщелина. Как мы пройдем через нее? А, пройдем мы через него по натянутому канату. Встали в исходное положение – стоя, руки опущены. Перед Вами- длинная веревка. Это канат над горной расщелиной, по которому надо пройти как настоящему туристу-экстремалу. (в руки ребенку можно дать флажки или ленточки).-Делам шаг правой ногой – поднимаем левую руку, шаг левой ногой – поднимаем правую руку, а левую при этом опускаем. Мысочки ног при таком движении должны быть оттянуты.
7. "Шли, шли к горке пришли". -Ребята, мы с Вами шли, шли еще к одной горке пришли, наша задача с Вами на нее подняться.(Координируем движения ребенка так, чтобы в такт движения руки одновременно двигалась противоположная нога).Ребята, Ваша ладонь правой руки при ходьбе касается левого колена, а ладонь левой руки – правого. Локоть правой руки при ходьбе касается левого колена, локоть левой руки – правого. Заводим правую ногу при ходьбе влево, а правую и левую руку поворачиваются вправо, левую ногу при движении заводим вправо, а обе руки поворачиваем налево.
8."Попрыгаем у костра". Наконец, мы с Вами пришли до назначенного пункта, что нам нужно сделать? (развести костер).а) -Ребята, давайте соберем хвороста для нашего костра. б)-Костер мы с Вами развели ,а теперь просто попрыгаем, порезвимся возле него.( см.выполняются так же, но ребенок не ходит, а подскакивает).-Устали? Хотите отдохнуть?
(Заключительная часть занятия, взята из суггестивных методик в данном случае-"Медитация с элементами визуализации" под релаксирующую мелодию…")
Закройте глазки, постарайтесь представить, что вы заснули в лесу, под раскатистым дубом, где шебечут птички и пробиваются теплые лучики солнца, Ваши руки стали тяжелыми, Ваши ножки расслабились, все конечности отдыхают, дыхание ровное, спокойное. (Пауза 1 мин) Сейчас, я сосчитаю до 5. На счет 5 вы проснетесь и откроете глазки"
ИТОГ: -Закончилось наше путешествие! - Ребята, чем мы сегодня занимались? Кем мы сегодня были? Вам понравилось? Какие упражнения Вам больше всего запомнились? Молодцы! Нам тоже было очень весело и приятно вместе с Вами путешествовать! До новых встреч! Пока!
Литература:
- "Неуспевающие дети", авторы Н.К. Корсакова, Ю.В. Микадзе и Е.Ю. Балашова.
- "Коррекция базовых уровней доинтеллектуальной деятельности"
- Упражнения на развитие комиссур.