Выделяется несколько форм организации
образовательного процесса на основе интеграции
содержания: пластообразная, спиралевидная,
взаимопроникающая. Каждая из форм имеет свою
структуру построения, способы интеграции
содержания и видов деятельности.
Урок «Путешествие в страну Русского языка»
построен на основе взаимопроникающей формы.
Содержание взаимопроникающей формы строится на
основе одного вида деятельности, в которую
вплетаются другие виды: познавательные,
художественно-эстетические и др.
В основу обобщающего урока в 5-ом классе
«Путешествие в страну Русского языка» легла
игровая деятельность. Кроме того, использовались
интерактивные формы урока: элементы театральной
педагогики (сценки с участием членов
предложения), художественно-эстетическая
деятельность (создание карты страны Русского
языка, песня королевы Двоек),
коммуникативно-познавательная деятельность
(написание грамматических сказок, реклама).
Ребята были заранее разделены на группы
(команды).
Класс: 5.
Тип урока: интегрированный.
Цели урока:
- развивать творческие способности школьников;
- формировать умение составлять текст (по опорным словам);
- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность обучающихся;
- формировать коммуникативные умения и навыки, развивать связную речь обучающихся;
- стимулировать исследовательскую деятельность обучающихся.
Оборудование: сборники грамматических сказок, карта страны Русского языка, две шляпы магистров (для помощников учителя), маски (для сценок), длинный плащ с приклеенными двойками (для королевы Двоек), таблички с терминами (презентация, реклама, грамматика), ордена Знатоков Русского языка, аудиозаписи.
Термины:
Реклама (из франц. языка) – информация о
свойствах товара и видах услуг с целью создания
популярности.
Презентация (из лат. языка) – представление.
Грамматика (из греч. языка) – письменное
искусство.
Эпиграф:
Русский язык в умелых руках и в
опытных устах – красив, певуч,
выразителен, гибок, послушен,
ловок и вместителен.
А.И.Куприн
ХОД УРОКА
I. Вступительное слово учителя
– Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок – презентация созданного вами за год сборника грамматических сказок. Мы отправляемся в путешествие в страну Русского языка, где живут герои ваших чудесных сказок. Наше путешествие будет таить в себе много неожиданностей, трудностей. Но в финале самых достойных путешественников ожидает награда – орден Знатока Русского языка, многие ребята получат медали «пятёрки». В путешествии мне будут помогать проводники – магистры Русского языка: магистр Орфографии и магистр Пунктуации.
II. Работа с терминами
– В течение учебного года вы писали
грамматические сказки.
– Что означает термин «грамматика»? Обратимся к
магистру Орфографии.
Магистр Орфографии: Это термин греческого происхождения, переводится как «письменное искусство». Данный предмет ставил задачей научить правильно писать и правильно понимать письменный текст. Древнее значение слова «грамматика» дошло и до нашего времени. Но теперь уроки грамматики ещё учат определять форму слова, понимать его смысл, овладевать культурой языка. Мы с магистром Пунктуации надеемся, что грамматическое путешествие пройдёт для вас удачно, без ошибок.
Магистр Пунктуации: Любое путешествие начинается с рекламы. Что же такое реклама? Это слово французского происхождения. Реклама – это информация о свойствах товара и видах услуг с целью создания популярности. Я предлагаю так прорекламировать наше грамматическое путешествие, чтобы каждому захотелось побывать в удивительной стране Русского языка.
III. Работа в группах
Школьники работают в группах. От группы выбирается ученик, представляющий задание (рекламу). Лучшие группы награждаются медалями «пятёрками».
IV. Индивидуальная работа
Учитель: Ребята, я также хочу представить вам свою рекламу. Но это не просто реклама, а необычное задание. Слушая предложения, вы записываете только схемы. Каждый работает индивидуально, но может обратиться за помощью к магистрам. У магистров есть набор схем. Вам нужно выбрать правильные.
Реклама
1. Дорогие мальчики и девочки, сегодня мы
отправляемся в необычное путешествие!
2. В пути вас ждут приключения, неожиданные
открытия и радостные встречи.
3. Король Синтаксис пригласит вас на карнавал, а
королева Двоек устроит орфографические
испытания.
4. Мне кажется, это путешествие вам очень
понравится.
Задание проверяется, схемы записываются на доске.
Правильные ответы:
- [O, … ]!
- [O, O и O ].
- [… ], а [… ].
- [Вв.сл., … ].
V. Ролевая игра
Учитель: С прекрасной страной
Русского языка граничит ещё одно государство.
Посмотрите, пожалуйста, на карту. (Ученики
называют страну Двоек)
В своих сказках вы часто рассказывали, как на
страну Русского языка нападают ошибки из страны
Двоек. Слышите, это пришла сама королева страны
Двоек.
(Под звуки музыки из фильма «Призрак оперы» появляется девочка, закутанная в плащ с приклеенными двойками)
– Не ждали меня? Думали, что ваше путешествие будет лёгким? Предлагаю вам испытание. Каждый ученик получит небольшой рассказ о моей стране. Угадайте, где спрятались мои слуги – ошибки. Если не угадаете, заберу вас с собой в страну Двоек. (Всем ученикам раздаются рассказы)
Текст (в контрольном варианте ошибки подчёркнуты)
Однажды мне преснился ужастный сон.
Я папал в страну Двоек. Мая комната была аклеина
чорными абоями. Все придметы были вывирнуты
в форме двойки. Я выгленул вакно. На улеце
диревья скланялись к зимле, как
вопросительные знаки.
(Работы проверяют магистры Орфографии и
Пунктуации. В конце урока подводятся результаты.
Самым грамотным ученикам вручаются ордена
Знатоков Русского языка)
Королева Двоек на прощание поёт песню (мелодия песни «Леди Совершенство»)
Я само Совершенство
От улыбки до жеста} 2 раза
Выше всяких похвал.
Ставлю двойки я детям
Обожаю ошибки} 2 раза
Лень – ты мой идеал!
– Я не прощаюсь с вами надолго. Возможно, скоро вернусь!
VI. Инсценирование. Грамматический карнавал
– Ребята, вы хорошо справились с заданием, и король Синтаксис приглашает всех на грамматический карнавал [1]. На карнавал будут приглашены герои ваших сказок: части речи, члены предложения. Вам нужно разгадать, кто скрывается под масками.
1 сценка
Одинаковые маски кружатся вокруг мальчика,
который держит их за протянутые ленты.
– Кто вы? – спрашивает мальчик.
– Мы связаны с одним и тем же членом предложения!
– Мы играем совершенно одинаковую роль в
предложении!
– Между нами нет главных и зависимых: мы все
равны!
(Ответ: однородные члены предложения)
2 сценка
Дорогу мальчику преграждают две маски,
держащиеся за руки.
– Не выпустим тебя мальчик, пока ты нас не
разгадаешь.
– Попытаюсь, если вы будете отвечать на мои
вопросы.
– С удовольствием!
– Вы знакомы друг с другом по рассказу о
словосочетаниях?
– Нет, наше единство возникает только в
предложении.
– Как вы относитесь друг к другу?
– Одно из нас подчиняется другому.
– Как вы относитесь к другим словам в
предложении?
– Другие члены предложения нам нередко помогают.
(Ответ: главные члены предложения)
VII. Коллективная творческая работа
Учитель: Ребята, вы создали
удивительные сказки. Каждая из них необычна,
оригинальна. На память вам останутся сборники
сказок [фрагменты сборника см. Приложение № 1]. Но
это были ваши индивидуальные работы. Теперь мы
попробуем создать коллективную сказку. Для всех
– одна тема «Из жизни наречия Искусно».
Предлагаю использовать опорные слова. (Каждой
группе выдаются слова, с которыми необходимо
составить предложения. Предложения читаются по
порядку. Можно взять разные темы для групп)
Опорные слова для темы «Из жизни наречия
Искусно»
- Страна
- Город
- Почемучка
- Музей
- Мастер
- Талантливый
- Искусство
- Поражать
- Память
- Друзья
VIII. Подведение итогов
– Ребята, вы сегодня прекрасно работали и по праву заслужили награды. В ваших «умелых руках и опытных устах» русский язык стал «красив, певуч и выразителен». Для вручения наград приглашаются магистры Орфографии и Пунктуации. (Ребята раздают ордена Знатоков Русского языка самым грамотным ученикам. Подсчитывается количество медалей «пятёрок» в командах. Награждается самая активная и дружная команда)
– Наше грамматическое путешествие в Страну Русского языка закончилось, но я надеюсь, что огонь путешественников-исследователей не угаснет в вас. Ещё не открыты многие сказочные вершины, не разгаданы белые пятна на карте страны Русского языка. Она ждёт вас всегда. Желаю вам удачи, мои путешественники!
Список использованной литературы:
Это непростое простое предложение: Кн. Для учащихся/ И.И.Постникова, Т.Н.Зинченко, М.П.Моранькова, И.М.Подгаецкая. – М.: Просвещение, 1985. (Сценки для грамматического карнавала)