Игра - путешествие «Математический поезд» для 5 - 7 классов.
Цель мероприятия:
- Расширение знаний учащихся о математике.
- Привитие любви к математике.
- Развитие логического мышления.
Описание игры.
За несколько дней до игры появляется объявление «Готовьтесь к путешествию на математическом поезде!», где описаны правила игры:
- В путешествии на «математическом поезде» могут принять участие учащиеся 5-7 классов, которые «купят» билет.
- Правила получения билета для посадки в «поезд»:
- при входе в кассовый зал получите посадочный талон-конверт с тремя задачами и шестью жетонами;
- ответьте на вопросы и решите задачи;
- обратитесь в кассу за получением билета;
- если вы не можете решить какую-либо задачу или ответить на вопрос, обратитесьза помощью в «Справочное бюро». В зависимости от содержания справки определяется «плата».
Справочное бюро
Правила выдачи справок.
- Проверка правильности решения задачи и указание ошибки проводится бесплатно.
- За наводящий вопрос, позволяющий найти путь решения задачи, следует уплатить 1 жетон.
- Плата за подсказку пути решения задачи – 2 жетона.
- Плата за решение задачи – 3 жетона.
Обслуживающий персонал
- Начальник вокзала.
- Дежурный по кассовому залу (следит за порядком в зале, отвечает на вопросы пассажиров).
- Проводники (помогают на станциях).
- Кассиры (проверяют правильность решения задач, дают дополнительные задачи, выдают билеты).
- Работники справочного бюро (проверяют ответы задач, дают консультацию).
- Контролеры приемного пункта на станции «рыболовная» (принимают и взвешивают улов рыбы).
Ход игры
Перед пассажирами поезда выступает начальник вокзала:
«Уважаемые пассажиры! Наш поезд отправляется в математический круиз. Вы сможете посетить древние народы и познакомиться с числовыми именами, посетить станции «Смекалка», «Рыболовная», «Историческая», «Концертная». Счастливого пути!
Далее игра проводится в форме «кругосветки», т.е. все участники делятся на 4 группы (вагона) и двигаются по маршрутным листам по всем 4 станциям. На каждой станции группа находится в течение 15 минут.(начальник поезда следит за соблюдением времени).
1 станция «Историческая»
Прошло много тысячелетий, прежде чем люди научились считать. Для этого им пришлось придумать названия для чисел. Недаром ведь говорят: «Без названия нету знания». Ученые считают, что сначала названия получили только числа 1 и 2. По радио и телевидению часто можно услышать «… исполняет солист Большого театра…». Слово «солист» означает певец, музыкант или танцор, который выступает один. А происходит оно от латинского слова «солюс» - один. Да и русское слово солнце похоже на слово «солист». Разгадка очень проста: когда римляне придумывали имя числу 1, они исходили из того, что солнце на небе всегда одно.
А название числа 2 во многих языках связано с предметами, встречающимися попарно, - крыльями, ушами, глазами и т. д. У некоторых племен еще совсем недавно не было других числительных, кроме 1 и 2 . А все, что шло после двух, называлось «много». Но постепенно понадобилось называть и другие числа. Ведь и собак у охотника и стрел у него, и овец у пастуха может быть больше, чем две. И тут придумали замечательный выход: числа стали называть, повторяя несколько раз названия для единиц и двоек. Например, на языке некоторых папуасских племен числительное «один» и сейчас звучит «урапун», а 2 – «окоза». Число 3 они называли «окоза - урапун», а 4 – «окоза - окоза». Так они дошли до числа 6, которое получило имя «окоза – окоза - окоза». А дальше у них шло название «много». И 10 у них «много», и 100 тоже «много».
Позднее числительное 3 стали употреблять вместо слова «много». И сейчас мать, рассердившись на непослушного сына, говорит ему: «Что я три раза должна повторять одно и тоже!». Русская пословица гласит: «Обещанного три года ждут», а в сказках злой царь посылает героя искать Кощея Бессмертного «за тридевять земель, в тридесятое царство».Иногда числом 3 обозначали весь окружающий человека мир – его делили на земное, подземное и небесные царства. Поэтому число 3 стало у многих народов священным. Когда они придумывали легенды о богах, то выделяли из них трех самых главных. Например, египтяне особо чтили Осириса, Гора и Исиду. В русских сказках особую роль играет число 3. Во многих из них участвуют три брата:
«У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний был и так и сяк,
Младший вовсе был дурак».
Другие народы знали 4 стороны света: восток, запад, юг и север, знали 4 главных ветра. У этих народов главную роль играет не число 3, а 4. Число 4 встречается в сказках куда реже. Но о том, что оно играло особую роль, видно из русской грамматики. Вслушайтесь, как мы говорим: «одна лошадь», «две лошади», «три лошади», «четыре лошади». Но, начиная с пяти, мы говорим: «пять лошадей», «шесть лошадей», и будь их хоть миллион, а все равно – «лошадей». Значит, когда-то за числом 4 в русском языке начиналась необозримая область «много».
А теперь конкурс:
- Назвать пословицы, поговорки с числами.
- Загадки, в которых есть числа.
- Названия книг, фильмов с числами.
2 станция «Смекалка»
- Положить 12 спичек так, чтобы получилось 5 квадратов.
- Из шести спичек сложить 4 равносторонних треугольника.
- Как разместить 6 кружков так, чтобы получилось 3 ряда по 3 кружка и 6 рядов по 2 кружка?
- У мальчика столько же сестер, сколько и братьев, а у его сестры вдвое меньше сестер, чем братьев. Сколько в семье сестер и сколько братьев?
- Отец имел трех дочек. У каждой из них по три брата. Сколько детей в семье?
- Из 7 монет одна фальшивая (более легкая). Как при помощи двух взвешиваний на чашечных весах определить фальшивую монету?
- Как имея банку вместимостью 4л и бидон 9л, набрать из реки 7л воды?
- Петух на одной ноге весит 4 кг. А на двух?
- По столбу, высотой 10м, взбирается улитка. Днем она поднимается на 5м, а ночью опускается на 4м. Через сколько дней улитка достигнет вершины столба?
- Кирпич весит 2кг и еще полкирпича. Сколько весит кирпич?
- Сколько граней имеет новый шестигранный карандаш?
- Записать число 4 с помощью трех пятерок.
- Портной имеет кусок сукна в 16м, от которого он отрезает ежедневно по 2м. По истечении скольких дней он отрежет последний кусок?
- В классе 36 учащихся. Мальчиков среди них на 3 больше, чем девочек. Сколько мальчиков и сколько девочек. Может ли быть такое?
- В одной сказке хозяин, нанимая работника, предложил ему следующее испытание: «Вот тебе бочка, наполни ее водой ровно наполовину, ни больше, ни меньше. Но смотри, ни палкой, ни веревкой или чем-либо другим для измерения не пользуйся!» Работник справился с заданием. Как он это сделал?
Станция «Рыболовная»
С помощью «импровизированных» удочек (на конце лески привязан магнит, а у каждой «рыбки» скрепка. Указан вес рыбок, на обратной стороне записан вопрос или задача. Ребята по очереди «ловят» рыбу, т.е. решают предложенные задачи.
Например:
- В корзине лежат яблоки двух сортов. Наугад берут из этой корзины по одному яблоку. Какое наименьшее число яблок нужно взять, чтобы среди них оказалось хотя бы два яблока одного сорта?
- В школе 370 учащихся. Доказать, что среди учащихся этой школы хотя бы у двух день рождения в один и тот же день.
- Циферблат часов нужно разрезать на 6 частей так, чтобы сумма во всех частях была одинаковой.
- Четырем мужчинам нужно переправиться через реку. Подойдя к ней, они увидели небольшую лодку, в которой плыли два мальчика. Мужчины попросили их перевезти через реку, но оказалось, что в лодку могут сесть только два мальчика или один взрослый. Мальчики придумали, как это сделать. Что же придумали мальчики?
- В каждом из 4-х углов комнаты сидит кошка. Против каждой кошки сидят три кошки. Сколько в комнате кошек?
- Двое пошли – пять грибов нашли. Четверо пойдут, много ли найдут?
- Летела стая уток. Одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и три в ряд. Сколько летело уток?
Станция «Концертная»
На этой станции каждый класс показывает математический художественный номер: стихи, песни, сценки, фокусы и т. д.
Начальник вокзала подводит итоги соревнования, награждение победителей.
Вечер «Математик-эконом» для 7 - 8 классов.
- В игре участвуют 3 команды, каждая из которых представляет правление банка. Игроки каждой команды выбирают себе президента банка (т. е. капитана команды).
- Президент имеет право принимать окончательное решение по данному заданию игры.
- Командам предлагается по очереди выбирать себе задания различной стоимости ( от 50 рублей до 150 рублей) в зависимости от сложности.
- Стартовый капитал каждой команды 500 рублей.
- Если команда дает правильный ответ, то ее капитал увеличивается на стоимость задания. Если ответ неправильный, то:
- капитал уменьшается на 100% стоимости задания, если другая команда дает правильный ответ;
- капитал уменьшается на 50%, если другие команды не смогут дать правильный ответ.
- Команда может продать свое задание сопернику или купить его задание по взаимному согласию.
- На обдумывание задания дается от 1 до 5 минут в зависимости от сложности.
- Игра считается оконченной, если две команды обанкротились или закончились все задания.
- Победителем объявляется тот, в чьем банке больше «денег» по окончанию игры.
- Акционеры могут помочь своему банку, если расскажут стихотворение, споют песню, покажут сценку о математике и математиках, а также выполнят предложенные задания.
Задания на 50 рублей.
- Мастерица связала свитер и продала его за 100 рублей. Какую прибыль она получила, если на свитер ушло три мотка шерсти по 20 рублей за моток, а на украшение свитера понадобился бисер, стоимостью 10 рублей.
- Вы участвуете в соревнованиях бегунов и обогнали бегуна, занимающего вторую позицию. Какую позицию вы теперь занимаете?
- У отца Мэри 5 дочерей: Чача, Чичи, Чече, Чочо. Как зовут пятую дочь?
- Два друга решили заработать. Они купили в киоске 100 газет по 3 руб. и стали их продавать по 5 руб. за штуку. Какой доход получат ребята, когда продадут все газеты?
- Лиса купила у пчел 100 кг меда за 10000 руб., а на рынке стала продавать по 120 руб. за килограмм. Какой доход получит Лиса, когда продаст весь мед?
- Два бизнесмена поспорили: кто получит больше прибыли. Один выручил от продажи 5000 руб., а его расходы составили 3000 руб. Другой наторговал на 1000 руб. меньше, но и затратил своих денег всего 2000 руб. Кто выиграл спор?
Задания акционерам.
- Рассказать стихи о математике (20 руб.), спеть песни (30 руб.), сценку (50 руб.).
- Составить высказывание на математическую тему (из отрывков: ца, нау, а, ем, к, а, мат, аттик, риц).
Вопросы стоимостью 100 рублей.
1. Коля печет пирожки и продает их на рынке. В первый день он продал 100 пирожков цене 10 руб. за один пирожок. На следующий день он снизил цену на 10% и продал 110 пирожков. В какой день он заработал больше денег?
2. Веселый счет на калькуляторе:
Любой бизнесмен-эконом должен уметь хорошо считать, мы сейчас это проверим. Вы можете взять в помощники 4 человека. Каждая команда выступает в роли табло калькулятора, все получают карточки от 0 до 9. Вы должны быстро решить пример и составить из цифр правильный ответ.
Примеры:
а) (32 475 + 4 945) – (7 675 + 1980)
б) 2 346: (209 – 186)·15
3. Папа положил в банк 5000 руб. Сколько денег у него будет на счете, если банк дает 7% годовых?
4. Как вы думаете, сколько денег тратит семья из 4 человек на покупку хлеба в течение месяца (30дней)?
5. Что стоит дороже: полкило конфет по 100 руб. за килограмм или 250 г конфет по 200 руб. за килограмм?
6. Плитка шоколада массой 100 г стоит 25 руб., массой 50 г – 15 руб., массой 200 г – 40 руб. Какой шоколад выгоднее купить?
Задания акционерам.
- Конкурс на самую интересную частушку про математику. (30 руб.)
- Конкурс «Пойми меня» - изобразить пантомимой название математического инструмента: Циркуль, линейка, карандаш, транспортир, треугольник.
- Собираемся на урок математики: записать названия предметов, необходимых ученику на уроке математики (получают столько рублей, сколько написали предметов).
Вопросы стоимостью 150 рублей.
1. В период зимней распродажи скидка на пальто стоимостью 2000 руб. составила 30%. Сколько теперь стоит пальто?
2. Товар стоил 100 руб. Сначала его цену увеличили на 10%, а затем снизили на 10%. Какова теперь стоимость товара?
3. Зонт стоил 300 руб. В ноябре цена была снижена на 10%, а в декабре еще на 10%. Какой стала цена зонта в декабре?
4. Девочка решила помочь маме приготовить ужин: сделать салат, картофельное пюре и котлеты. До прихода мамы оставался 1 час. Девочка знала, что приготовление блюд занимает разное время:
- 10 мин. - мытье овощей;
- 10 мин. – их резка;
- 10 мин. – очистка картофеля;
- 30 мин. – его варка;
- 10 мин. – приготовление пюре;
- 10 мин. – приготовление котлет из фарша;
- 30 мин. – жарение котлет;
- 10 мин. – накрывание на стол.
Итого: 2 часа.
Но у девочки был всего 1 час. В какой последовательности она должна готовить, чтобы ужин был готов к приходу мамы?
5. Рассчитайте, сколько потребуется денег, чтобы засеять морковкой 5 соток, если на 1 м2 расходуется 3 г семян, а 1 кг семян стоит 600 руб.?
6. Бизнесмен положил в банк 100 000 руб. Через год он забрал из банка 150 000 руб. Сколько процентов составила прибыль?
7. Два мальчика решили купить книгу. Одному из них не хватало 5 руб., а второму – 1 руб. Они сложили деньги, но их все равно не хватало. Сколько стоила книга?
Вопросы акционерам. (За каждый правильный ответ – 5 руб.)
- Что нужно иметь, чтобы получить дивиденды?
- Как называется дело, приносящее доход?
- Что помогает увеличить продажу товара?
- Как называются деньги иностранного государства?
- Уменьшение покупательной способности денег.
- Посредник между покупателем и продавцом на бирже.