Внеклассные мероприятия: "Путешествие на математическом поезде" для 5—7-х классов, "Математик-эконом" для 7—8-х классов

Разделы: Внеклассная работа


Игра - путешествие «Математический поезд» для 5 - 7 классов.

Цель мероприятия:

  1. Расширение знаний учащихся о математике.
  2. Привитие любви к математике.
  3. Развитие логического мышления.

Описание игры.

За несколько дней до игры появляется объявление «Готовьтесь к путешествию на математическом поезде!», где описаны правила игры:

  1. В путешествии на «математическом поезде» могут принять участие учащиеся 5-7 классов, которые «купят» билет.
  2. Правила получения билета для посадки в «поезд»:
  • при входе в кассовый зал получите посадочный талон-конверт с тремя задачами и шестью жетонами;
  • ответьте на вопросы и решите задачи;
  • обратитесь в кассу за получением билета;
  • если вы не можете решить какую-либо задачу или ответить на вопрос, обратитесьза помощью в «Справочное бюро». В зависимости от содержания справки определяется «плата».

Справочное бюро

Правила выдачи справок.

  1. Проверка правильности решения задачи и указание ошибки проводится бесплатно.
  2. За наводящий вопрос, позволяющий найти путь решения задачи, следует уплатить 1 жетон.
  3. Плата за подсказку пути решения задачи – 2 жетона.
  4. Плата за решение задачи – 3 жетона.

Обслуживающий персонал

  1. Начальник вокзала.
  2. Дежурный по кассовому залу (следит за порядком в зале, отвечает на вопросы пассажиров).
  3. Проводники (помогают на станциях).
  4. Кассиры (проверяют правильность решения задач, дают дополнительные задачи, выдают билеты).
  5. Работники справочного бюро (проверяют ответы задач, дают консультацию).
  6. Контролеры приемного пункта на станции «рыболовная» (принимают и взвешивают улов рыбы).

Ход игры

Перед пассажирами поезда выступает начальник вокзала:

«Уважаемые пассажиры! Наш поезд отправляется в математический круиз. Вы сможете посетить древние народы и познакомиться с числовыми именами, посетить станции «Смекалка», «Рыболовная», «Историческая», «Концертная». Счастливого пути!

Далее игра проводится в форме «кругосветки», т.е. все участники делятся на 4 группы (вагона) и двигаются по маршрутным листам по всем 4 станциям. На каждой станции группа находится в течение 15 минут.(начальник поезда следит за соблюдением времени).

1 станция «Историческая»

Прошло много тысячелетий, прежде чем люди научились считать. Для этого им пришлось придумать названия для чисел. Недаром ведь говорят: «Без названия нету знания». Ученые считают, что сначала названия получили только числа 1 и 2. По радио и телевидению часто можно услышать «… исполняет солист Большого театра…». Слово «солист» означает певец, музыкант или танцор, который выступает один. А происходит оно от латинского слова «солюс» - один. Да и русское слово солнце похоже на слово «солист». Разгадка очень проста: когда римляне придумывали имя числу 1, они исходили из того, что солнце на небе всегда одно.

А название числа 2 во многих языках связано с предметами, встречающимися попарно, - крыльями, ушами, глазами и т. д. У некоторых племен еще совсем недавно не было других числительных, кроме 1 и 2 . А все, что шло после двух, называлось «много». Но постепенно понадобилось называть и другие числа. Ведь и собак у охотника и стрел у него, и овец у пастуха может быть больше, чем две. И тут придумали замечательный выход: числа стали называть, повторяя несколько раз названия для единиц и двоек. Например, на языке некоторых папуасских племен числительное «один» и сейчас звучит «урапун», а 2 – «окоза». Число 3 они называли «окоза - урапун», а 4 – «окоза - окоза». Так они дошли до числа 6, которое получило имя «окоза – окоза - окоза». А дальше у них шло название «много». И 10 у них «много», и 100 тоже «много».

Позднее числительное 3 стали употреблять вместо слова «много». И сейчас мать, рассердившись на непослушного сына, говорит ему: «Что я три раза должна повторять одно и тоже!». Русская пословица гласит: «Обещанного три года ждут», а в сказках злой царь посылает героя искать Кощея Бессмертного «за тридевять земель, в тридесятое царство».Иногда числом 3 обозначали весь окружающий человека мир – его делили на земное, подземное и небесные царства. Поэтому число 3 стало у многих народов священным. Когда они придумывали легенды о богах, то выделяли из них трех самых главных. Например, египтяне особо чтили Осириса, Гора и Исиду. В русских сказках особую роль играет число 3. Во многих из них участвуют три брата:

«У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний был и так и сяк,
Младший вовсе был дурак».

Другие народы знали 4 стороны света: восток, запад, юг и север, знали 4 главных ветра. У этих народов главную роль играет не число 3, а 4. Число 4 встречается в сказках куда реже. Но о том, что оно играло особую роль, видно из русской грамматики. Вслушайтесь, как мы говорим: «одна лошадь», «две лошади», «три лошади», «четыре лошади». Но, начиная с пяти, мы говорим: «пять лошадей», «шесть лошадей», и будь их хоть миллион, а все равно – «лошадей». Значит, когда-то за числом 4 в русском языке начиналась необозримая область «много».

А теперь конкурс:

  1. Назвать пословицы, поговорки с числами.
  2. Загадки, в которых есть числа.
  3. Названия книг, фильмов с числами.

2 станция «Смекалка»

  1. Положить 12 спичек так, чтобы получилось 5 квадратов.
  2. Из шести спичек сложить 4 равносторонних треугольника.
  3. Как разместить 6 кружков так, чтобы получилось 3 ряда по 3 кружка и 6 рядов по 2 кружка?
  4. У мальчика столько же сестер, сколько и братьев, а у его сестры вдвое меньше сестер, чем братьев. Сколько в семье сестер и сколько братьев?
  5. Отец имел трех дочек. У каждой из них по три брата. Сколько детей в семье?
  6. Из 7 монет одна фальшивая (более легкая). Как при помощи двух взвешиваний на чашечных весах определить фальшивую монету?
  7. Как имея банку вместимостью 4л и бидон 9л, набрать из реки 7л воды?
  8. Петух на одной ноге весит 4 кг. А на двух?
  9. По столбу, высотой 10м, взбирается улитка. Днем она поднимается на 5м, а ночью опускается на 4м. Через сколько дней улитка достигнет вершины столба?
  10. Кирпич весит 2кг и еще полкирпича. Сколько весит кирпич?
  11. Сколько граней имеет новый шестигранный карандаш?
  12. Записать число 4 с помощью трех пятерок.
  13. Портной имеет кусок сукна в 16м, от которого он отрезает ежедневно по 2м. По истечении скольких дней он отрежет последний кусок?
  14. В классе 36 учащихся. Мальчиков среди них на 3 больше, чем девочек. Сколько мальчиков и сколько девочек. Может ли быть такое?
  15. В одной сказке хозяин, нанимая работника, предложил ему следующее испытание: «Вот тебе бочка, наполни ее водой ровно наполовину, ни больше, ни меньше. Но смотри, ни палкой, ни веревкой или чем-либо другим для измерения не пользуйся!» Работник справился с заданием. Как он это сделал?

Станция «Рыболовная»

С помощью «импровизированных» удочек (на конце лески привязан магнит, а у каждой «рыбки» скрепка. Указан вес рыбок, на обратной стороне записан вопрос или задача. Ребята по очереди «ловят» рыбу, т.е. решают предложенные задачи.

Например:

  1. В корзине лежат яблоки двух сортов. Наугад берут из этой корзины по одному яблоку. Какое наименьшее число яблок нужно взять, чтобы среди них оказалось хотя бы два яблока одного сорта?
  2. В школе 370 учащихся. Доказать, что среди учащихся этой школы хотя бы у двух день рождения в один и тот же день.
  3. Циферблат часов нужно разрезать на 6 частей так, чтобы сумма во всех частях была одинаковой.
  4. Четырем мужчинам нужно переправиться через реку. Подойдя к ней, они увидели небольшую лодку, в которой плыли два мальчика. Мужчины попросили их перевезти через реку, но оказалось, что в лодку могут сесть только два мальчика или один взрослый. Мальчики придумали, как это сделать. Что же придумали мальчики?
  5. В каждом из 4-х углов комнаты сидит кошка. Против каждой кошки сидят три кошки. Сколько в комнате кошек?
  6. Двое пошли – пять грибов нашли. Четверо пойдут, много ли найдут?
  7. Летела стая уток. Одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и три в ряд. Сколько летело уток?

Станция «Концертная»

На этой станции каждый класс показывает математический художественный номер: стихи, песни, сценки, фокусы и т. д.

Начальник вокзала подводит итоги соревнования, награждение победителей.

Вечер «Математик-эконом» для 7 - 8 классов.

  1. В игре участвуют 3 команды, каждая из которых представляет правление банка. Игроки каждой команды выбирают себе президента банка (т. е. капитана команды).
  2. Президент имеет право принимать окончательное решение по данному заданию игры.
  3. Командам предлагается по очереди выбирать себе задания различной стоимости ( от 50 рублей до 150 рублей) в зависимости от сложности.
  4. Стартовый капитал каждой команды 500 рублей.
  5. Если команда дает правильный ответ, то ее капитал увеличивается на стоимость задания. Если ответ неправильный, то:
  • капитал уменьшается на 100% стоимости задания, если другая команда дает правильный ответ;
  • капитал уменьшается на 50%, если другие команды не смогут дать правильный ответ.
  1. Команда может продать свое задание сопернику или купить его задание по взаимному согласию.
  2. На обдумывание задания дается от 1 до 5 минут в зависимости от сложности.
  3. Игра считается оконченной, если две команды обанкротились или закончились все задания.
  4. Победителем объявляется тот, в чьем банке больше «денег» по окончанию игры.
  5. Акционеры могут помочь своему банку, если расскажут стихотворение, споют песню, покажут сценку о математике и математиках, а также выполнят предложенные задания.

Задания на 50 рублей.

  1. Мастерица связала свитер и продала его за 100 рублей. Какую прибыль она получила, если на свитер ушло три мотка шерсти по 20 рублей за моток, а на украшение свитера понадобился бисер, стоимостью 10 рублей.
  2. Вы участвуете в соревнованиях бегунов и обогнали бегуна, занимающего вторую позицию. Какую позицию вы теперь занимаете?
  3. У отца Мэри 5 дочерей: Чача, Чичи, Чече, Чочо. Как зовут пятую дочь?
  4. Два друга решили заработать. Они купили в киоске 100 газет по 3 руб. и стали их продавать по 5 руб. за штуку. Какой доход получат ребята, когда продадут все газеты?
  5. Лиса купила у пчел 100 кг меда за 10000 руб., а на рынке стала продавать по 120 руб. за килограмм. Какой доход получит Лиса, когда продаст весь мед?
  6. Два бизнесмена поспорили: кто получит больше прибыли. Один выручил от продажи 5000 руб., а его расходы составили 3000 руб. Другой наторговал на 1000 руб. меньше, но и затратил своих денег всего 2000 руб. Кто выиграл спор?

Задания акционерам.

  1. Рассказать стихи о математике (20 руб.), спеть песни (30 руб.), сценку (50 руб.).
  2. Составить высказывание на математическую тему (из отрывков: ца, нау, а, ем, к, а, мат, аттик, риц).

Вопросы стоимостью 100 рублей.

1. Коля печет пирожки и продает их на рынке. В первый день он продал 100 пирожков цене 10 руб. за один пирожок. На следующий день он снизил цену на 10% и продал 110 пирожков. В какой день он заработал больше денег?

2. Веселый счет на калькуляторе:

Любой бизнесмен-эконом должен уметь хорошо считать, мы сейчас это проверим. Вы можете взять в помощники 4 человека. Каждая команда выступает в роли табло калькулятора, все получают карточки от 0 до 9. Вы должны быстро решить пример и составить из цифр правильный ответ.

Примеры:

а) (32 475 + 4 945) – (7 675 + 1980)

б) 2 346: (209 – 186)·15

3. Папа положил в банк 5000 руб. Сколько денег у него будет на счете, если банк дает 7% годовых?

4. Как вы думаете, сколько денег тратит семья из 4 человек на покупку хлеба в течение месяца (30дней)?

5. Что стоит дороже: полкило конфет по 100 руб. за килограмм или 250 г конфет по 200 руб. за килограмм?

6. Плитка шоколада массой 100 г стоит 25 руб., массой 50 г – 15 руб., массой 200 г – 40 руб. Какой шоколад выгоднее купить?

Задания акционерам.

  1. Конкурс на самую интересную частушку про математику. (30 руб.)
  2. Конкурс «Пойми меня» - изобразить пантомимой название математического инструмента: Циркуль, линейка, карандаш, транспортир, треугольник.
  3. Собираемся на урок математики: записать названия предметов, необходимых ученику на уроке математики (получают столько рублей, сколько написали предметов).

Вопросы стоимостью 150 рублей.

1. В период зимней распродажи скидка на пальто стоимостью 2000 руб. составила 30%. Сколько теперь стоит пальто?

2. Товар стоил 100 руб. Сначала его цену увеличили на 10%, а затем снизили на 10%. Какова теперь стоимость товара?

3. Зонт стоил 300 руб. В ноябре цена была снижена на 10%, а в декабре еще на 10%. Какой стала цена зонта в декабре?

4. Девочка решила помочь маме приготовить ужин: сделать салат, картофельное пюре и котлеты. До прихода мамы оставался 1 час. Девочка знала, что приготовление блюд занимает разное время:

  • 10 мин. - мытье овощей;
  • 10 мин. – их резка;
  • 10 мин. – очистка картофеля;
  • 30 мин. – его варка;
  • 10 мин. – приготовление пюре;
  • 10 мин. – приготовление котлет из фарша;
  • 30 мин. – жарение котлет;
  • 10 мин. – накрывание на стол.
    Итого: 2 часа.

Но у девочки был всего 1 час. В какой последовательности она должна готовить, чтобы ужин был готов к приходу мамы?

5. Рассчитайте, сколько потребуется денег, чтобы засеять морковкой 5 соток, если на 1 м2 расходуется 3 г семян, а 1 кг семян стоит 600 руб.?

6. Бизнесмен положил в банк 100 000 руб. Через год он забрал из банка 150 000 руб. Сколько процентов составила прибыль?

7. Два мальчика решили купить книгу. Одному из них не хватало 5 руб., а второму – 1 руб. Они сложили деньги, но их все равно не хватало. Сколько стоила книга?

Вопросы акционерам. (За каждый правильный ответ – 5 руб.)

  1. Что нужно иметь, чтобы получить дивиденды?
  2. Как называется дело, приносящее доход?
  3. Что помогает увеличить продажу товара?
  4. Как называются деньги иностранного государства?
  5. Уменьшение покупательной способности денег.
  6. Посредник между покупателем и продавцом на бирже.