Внеклассная работа позволяет закрепить знания по предмету, повысить качество успеваемости, активизировать умственную и творческую деятельность учащихся, сформировать интерес к изучению математики. Кроссворды, материалы, выходящие за рамки школьной программы, развивают смекалку, расширяют кругозор.
Существенным условием повышения эффективности обучения математике является заинтересованное отношение учащихся к предмету, постепенное и систематическое включение их в самостоятельную познавательную деятельность. В целях развития у учащихся интереса к изучению математики и повышения их математической культуры систематически проводят внеклассные занятия. Практика показывает, что для достижения указанных целей недостаточно проводить отдельные эпизодические мероприятия, необходима продуманная система всей внеклассной работы по математике. Эта система, на мой взгляд, должна учитывать:
- возможность использования различных видов внеклассной работы (кружки, олимпиады, викторины, вечера, математическая печать, математическая неделя, внеклассное чтение математической литературы.);
- необходимость перспективного планирования внеклассной работы на весь период обучения
- взаимосвязь классных и внеклассных занятий, предусматривающую целенаправленное влияние их друг на друга.
Взаимосвязь классных и внеклассных занятий может осуществляться в двух формах: развивающей и опережающей. Развивающая форма предусматривает такое изложение программного материала на уроке, при котором у учащихся возникает потребность в более глубоком изучении данного вопроса на внеклассных занятиях, а знания, полученные на внеклассных занятиях, в свою очередь, помогут более осознанному условию содержания последующих уроков. При опережающей форме тема изучается сначала на внеклассных занятиях, а затем на уроках, что позволяет ещё более расширить знания по данному вопросу на последующих внеклассных занятиях.
Программа внеклассной работы в 5-м класс
месяц | № | Тематика занятий кружка | Другие виды внеклассной работы |
сентябрь |
|
|
Выпуск математической газеты. Внеклассное чтение. |
октябрь |
|
|
Танграм (брейн-ринг) |
ноябрь |
|
|
Рассказ ,,Награда” |
декабрь |
|
|
Математический марафон. |
январь |
|
|
Математические ребусы. |
февраль |
|
|
Математическая неделя. |
март |
|
|
Математический вечер. |
апрель |
|
|
Турнир смекалистых. |
май |
|
|
Математический калейдоскоп. |
Программа внеклассной работы в 6-м класса
Месяц | № | Тематика занятий
кружка |
Другие виды внеклассных работ |
сентябрь |
|
|
Выпуск математической газеты. Два друга (инсценировка) |
октябрь |
|
|
Работа с математической энциклопедией. |
ноябрь |
|
|
Математический марафон.. |
декабрь |
|
|
Внеклассное чтение. Выгодная сделка (рассказ). |
январь |
|
|
Математическая газета. |
февраль |
|
|
Занимательные лабиринты. |
март |
|
|
Внеклассное чтение (конференция). |
апрель |
|
|
Конкурс рисунков на математические темы. |
май |
|
|
Путешествие по страницам художественной литературы. |
Важно не упустить возможность использование особенностей младших школьников и начать формировать их интерес к математике не только на уроках, но и на внеклассных занятиях уже в начальных и в 5–6-х классах. Предлагая ориентировочный план системы внеклассной работы по математике с учащимися 5–6-х классов (он является частью перспективного плана для 5–11-х классов), мы предлагаем такую организацию работы, которая предусматривает максимальное участие самих школьников в подготовке и проведении всех мероприятий. Необходимо также иметь в виду, что внеклассные занятия, имеющие целью развитие разносторонних математических интересов и способностей учащихся, по сравнению с уроками дают больше возможностей для учета индивидуальных особенностей детей. Кроме того, нужно учитывать возрастные особенности учащихся 5–6-х классов и стремиться сделать внеклассную работу массовой, достаточно разнообразной и занимательной, уделяя особое внимание поощрениям учеников. Хорошими помощниками учителя в организации внеклассных занятий с участием 5–6-х классов могут быть старшеклассники.
В плане большое внимание уделено внеклассному чтению математической литературы. В 5–6-х классах это в основном коллективное чтение под руководством учителя. Имеет место и самостоятельное чтение по рекомендуемым спискам книг с обсуждением отдельных книг на конференции по внеклассному чтению.
Литература:
- Балк М.Б., Балк Г. Д. Математика после уроков. - М.: Просвещение, 1971.
- Гарднер М. Математические головоломки и развлечения.- М.: Мир,1971.
- Гарданер М. Математические досуги.- М.: Мир,1972.
- Гарданер М. Математические чудеса и тайны. - М.: Наука, 1982.
- Глейзер Г.И.История математики в школе.5-6 классы. - М.: Просвещение ,1981.
- Депман И.Я. Мир чисел: Рассказы о математике.- Л.: Детская литература,1982.
- Детская энциклонпедия. Т. 2.-М.:Педагогика, 1972.
- Детская энциклопедия. Т .3.-М.:Изд-во АПН РСФСР,1959.
- Дышинский Е.А.Игротека математического кружка.- М.:Просвещение,1972.