1. Активизация и развитие внимания.
Внимание является обязательным компонентом учебно-познавательной деятельности. Формирование интереса к предмету, создание на уроке атмосферы доброжелательности и вместе с тем требовательности к выполнению заданий будут способствовать поддержанию внимания учащихся на протяжении всего урока.
Исторический материал, как правило, интересен и разнообразен по содержанию. На одном уроке часто чередуются сюжетное изложение захватывающего события (например, военных походов киевских князей, штурма Измаила) и объяснение менее интересного материала (например, принятия первого пятилетнего плана), поэтому важно развивать такие качества произвольного внимания учащихся, как устойчивость распределения, переключения. Для этого необходимо разнообразить источники знаний и приемы учебной работы, постепенно увеличивая продолжительность однородной деятельности. От выборочного чтения небольших фрагментов текста по заданию учителя можно постепенно подводить учащихся к самостоятельному прочтению текста учебника, заметки из газеты, рассмотрению картины, чтобы затем провести беседу по обсуждению изученного материала.
2. Активизация и развитие восприятия.
Учащиеся на каждом уроке знакомятся с разнообразными событиями, явлениями, деятельностью, и все это рассматривается в непрерывном движении (каждый урок – новая тема), поэтому история относится к предметам, где очень важна полноценность восприятия происходившего (без этого нельзя усвоить процесс развития общества, особенности жизни в разные эпохи). Учитывая имеющиеся у учащихся нарушения восприятия, учитель должен, прежде всего, сообщать конкретные, образные сведения, отделяя главное от второстепенного. Речь учителя и отвечающих учеников не должна напрягать слух и утомлять громкостью, монотонностью. Необходимо помнить, что плохо воспринимаются и утомляют зрение мелкие и неразборчивые записи на доске, демонстрация пособий, которые трудно рассмотреть, поэтому учитель должен тщательно подходить к наглядному оформлению уроков истории.
3. Активизация и развитие воображения.
Воображение, обогащая деятельность других психических процессов, неразрывно связано с мышлением, памятью и важно само по себе, поэтому его также необходимо развивать. История знакомит школьников с событиями прошлого, и полнота их восприятия достигается с помощью воображения учащихся; иногда оно изменяет представления, модернизируют их, поэтому для активизации познавательной деятельности, давать, прежде всего, точное описание объектов, участников событий и хода самих исторических процессов, привлекать разнообразные средства наглядности для создания верных образов: картины, иллюстрации, схемы.
Учитель, преподающий историю, хорошо знаком с трудностями, возникающими из-за слабого развития воображения учащихся данной категории даже в старших классах. Приемы, способствующие решению этой задачи, могут быть следующими:
а) рассказ о воображаемом путешествии во времени (например, в славянский поселок, в крестьянскую деревню XVII в.) или в пространстве (например, на карте по стройкам новых пятилеток, по городам-героям). Учащиеся вместе с учителем воображают, каким транспортом можно отправиться в путешествие в далекое прошлое, что можно увидеть необычного в жизни предков и т.п.;
б) экскурсии по городу, в музеи. Сохранившиеся памятники прошлого, увиденные школьниками во время экскурсий помогут развитию воображения и сделают более интересной и плодотворной работу на уроках при закреплении пройденного материала (например, при написании сочинений на такие темы, как «Путешествие по петровскому Петербургу») или при дальнейшем его изучении;
в) чтение отрывка из художественной и научно-популярной исторической литературы даст дополнительные сведения, которые также будут способствовать активизации познавательной деятельности. Учитель может зачитать небольшой фрагмент из книги и предложить ученикам продолжить рассказ или обратиться к ним с вопросом: «Подумайте, к чему это могло привести?» и т.п.;
г) знакомство с произведениями искусства, просмотр кинофильмов, позволяет накапливать зрительные образы, на которые в дальнейшем могут опираться учащиеся.
4. Активизация и развитие памяти.
Учащиеся должны помнить изучаемые события, место и время их совершения, участников (т.е. факты, даты, географические названия, имена) и воспроизводить имеющиеся знания. Большинство педагогически запущенных учащих отличаются слабой памятью, имеют тенденцию заучивать, механически запоминать материал без его осмысления. Для активизации познавательной активности на уроке используются следующие приемы:
а) изложение материала учителем по плану (план может быть записан на доске);
б) умелое построение рассказа, его эмоциональность, выделение главного в содержании, опора на наглядность;
в) объяснение исторических терминов-понятий, их запись на доске или на карточках;
г) запись дат, названий, имен;
д) установка учащимся на то, что нужно прочно запомнить и для чего это нужно;
е) хорошо проведенное закрепление материала на уроке;
ж) неоднократное возращение к пройденному в связи с изучением нового материала;
з) обязательное выполнение домашних заданий;
и) систематизация знаний учащихся на повторительно-обобщающем уроке по теме программы;
к) опора на знакомые наглядные средства или на план при воспроизведении знаний учащимися; использование в этих целях памяток. Примером может служить памятки с планом рассказа о ходе битвы.
5. Активизация и развитие мышления.
Наряду с вопросами, требующими работы памяти, очень полезно с целью активизации мышления детей ставить такие вопросы, когда на основании старых, известных связей нужно образовывать новые связи, например: “Почему мы считаем, что после отмены крепостного права жизнь крестьян не улучшилась?” Эти вопросы могут ставиться как при повторении старого материала, так и в процессе изложения учителем нового материала, а также при закреплении материала.
Педагогически запущенные учащиеся плохо осуществляют “перенос” усвоенных знаний на аналогичные факты и явления. Так, усвоив причины крестьянской войны под руководством С.Разина, а также знания, почему оно потерпело поражение, ученики не могут использовать эти знания при изучении крестьянского восстания под руководством Е. Пугачева.
Учитель должен учитывать эту особенность и помогать ученикам устанавливать нужные связи и отношения между историческими событиями. Помочь в этом может сравнительная таблица двух крестьянских восстаний, коллективно составленная на уроке под руководством учителя.
В целях активизации мышления целесообразно возвращаться к одному и тому же факту, по-разному формулируя вопросы. Так, например, на уроке по теме “Ледовое побоище” учитель может задать ученикам такие вопросы:
Почему немецкие и шведские рыцари старались захватить прибалтийские и русские земли?
Рассмотрите схему Ледового побоища. Почему именно так, а не иначе построил свои полки Александр Невский?
Почему битва на Чудском озере называется Ледовым побоищем?
Велика роль повторительно-обобщающих уроков в коррекции мышления учащихся специальной (коррекционной) школы, т.к. для того, чтобы систематизировать и обобщить знания по большой программной теме, необходимо развивать все мыслительные операции учащихся; учить понимать происшедшие изменения в стране за длительный период, объяснять причины этих перемен.
6. Активизация и развитие и коррекция речи.
Учащиеся, затрудняющиеся самостоятельно последовательно излагать свои мысли, справляются с этим значительно лучше, когда учитель задает вопросы. “Однако использование картин и вопросов в качестве средств, облегчающих речевое высказывание ребенка, должно являться ступенью для перехода к изложению материала без этих внешних опор”. Отмечая у ученика, который раньше совсем не мог отвечать без вопросов, известный сдвиг, учитель сокращает количество вопросов и формулирует их так, чтобы на каждый вопрос представлял несколько развернутых предложений. Таким образом, ответы ученика постепенно должны приближаться к самостоятельному рассказу. Необходимо помнить, что “чрезмерное использование вспомогательных средств для речевого развития ребенка может стать тормозом в развитии его мышления и речи”
На уроках истории должна вестись работа по развитию таких качеств речи учащихся, как:
а) содержательность (по возможности правильное, полное, конкретное освещение темы);
б) логичность (последовательность изложения, обобщение фактов, формулирование выводов);
в) богатство речи (образное и яркое выражение мыслей и чувств);
г) правильность (соблюдение норм литературного языка чистота речи);
д) специфические для истории качества речи (стиль изложения и терминология должна соответствовать изучаемой эпохе);
е) различные виды изложения (описание, объяснение, повествование);
ж) умения отвечать на вопросы кратко и развернуто (задавать их, составлять план, обсуждать прочитанное).
Речь учителя должна обладать указанными качествами, т.к. она служит образцом для учеников. Целесообразно вводить строго отобранный минимум новых слов и исторических терминов, расширяя постепенно словарь учащихся.
Не надо пользоваться сложными синтаксическими конструкциями. Темп речи следует менять в зависимости от содержания материала. Необходимо развивать и письменную речь учащихся. Это связанно с тем, что на уроках истории они ведут записи в тетрадях (записывают темы, даты, имена исторических деятелей, важные выводы; составляют текстовые таблицы; ведут словарную работу; выполняют небольшие письменные работы). Словарная работа пронизывает весь процесс обучения истории. Цель ее – формирование умения активно и правильно пользоваться историческими терминами. Учитель называет и записывает новые исторические термины, выражающие понятия, над которыми предстоит работа; объясняет эти понятия, добиваясь от учащихся правильного произношения, написания и употребления исторических терминов. Кроме этого могут быть и такие задания на развитие речи, как объяснение новых слов и выражений (например, как вы понимаете фразу: “У нас нет больше царя! Долой самодержавие!; “Что такое монголо-татарское иго?”, подбор пословиц и поговорок по теме и их объяснение, например, объяснить поговорку: “Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет”, подбор к историческому термину родственных слова, пример, к слову “крепостной”) и т. д.
7. Активизация и развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы.
В фактах прошлого учащиеся учатся видеть борьбу добра и зла, справедливости и несправедливости; различают тружеников и бездельников, защитников Отечества и его врагов и т.п. При правильной подаче и дозировке материала, эмоционально насыщенного и подкрепленного наглядными средствами, у учащихся возникает свое отношение к событиям и их участникам: ненависть к угнетателям, сочувствие угнетенным, уважение к результатам человеческого труда, гордость за великие достижения, любовь к Родине и т.п. Это значит, что ученики не только понимают материал, но и эмоционально откликаются на него, проявляют желание узнать, что будет дальше.
8. Задания, мотивирующие познавательную деятельность.
Речь пойдёт о тех типах заданий, которые обладают определённой привлекательностью для большинства учащихся. Эти задания при всём разнообразии объединяют два качества: во-первых, от учеников их решение требует привлечение опыта, лежащего вне предметной сферы, что в известной мере уравнивает шансы всех участников независимо от уровня их осведомлённости в области данного учебного курса; во- вторых, результат выполнения этих заданий проверяется и одновременно свидетельствуют об определённом прогрессе в области изучения предмета, т.е может быть объектом оценивания. (Приложение 1) Задания подобного рода обладают ещё одним преимуществом: их удобно использовать на уроке для индивидуальной работе, в группе, параллелям. Кроме того составлении этих заданий являются интеллектуально привлекательно и посильно для ученика, потому оно может быть предложено в качестве творческой части творческой части домашнего задания. А наиболее удачные "авторские" образцы можно в дальнейшем предлагать для решения другим. При подведении итогов заданий можно использовать таблицу результатов, приведённую Беспалько В. П. в своей книге.(2)
Этапы | Подготовительный | Основной | Сумма баллов | Итог |
С её помощью определяется победитель. Сумма баллов и оценка выставляются в зависимости от цели и места задания в ходе урока.
Литература.
- Беличева С.А. Психологическое обеспечение охранно – защитной превенции отклоняющегося поведения несовершеннолетних. М.: Консорциум Социальное здоровье России", 2005г.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М. Педагогика, 1998г.
- Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. М. Международная педагогическая академия, 2006г.
- Иоффе А.Н. Основные стратегии преподавания. Преподавание истории в школе №7, 2005г.
- Петоров Л.В. Методика преподавания истории. М. Владос, 2005г.
- Шаповалов В.В. Задания, мотивирующие познавательную деятельность. История и обществознание в школе №3, 2006г.