Интегрированный урок (музыка + МХК) по теме "Путешествие в эпоху барокко"

Разделы: Музыка, МХК и ИЗО


Оборудование: картины местных художников: М.Азизова, Л.Годуновой, аудиозапись произведений А.Вивальди, стихотворение Л.Марченко “Времена года”, символы-предметы конца 17 века (веера, мушки, платья и др.), компьютер, музыкальный центр, мультимедиа.

Ученики выступают в роли “искусствоведа”, “модельера”, “историка”, “музыковеда”

Цель урока: познакомить учащихся с искусством барокко.

Задачи:

  • Сформировать у учащихся целостное представление об эпохе Просвещения через музыкальные произведения Антонио Вивальди, архитектурные строения того времени, художественные картины, предметы.
  • Содействовать формированию у учащихся мировоззренческих понятий через произведения искусства эпохи Просвещения.
  • Развивать у учащихся познавательный интерес к творчеству А.Вивальди, изобразительному искусству, памятникам архитектуры, обычаям и нравам.

Ход урока

Погружение в эпоху барокко. Звучит музыка Антонио Вивальди.

Сценка:

Студент перебирает ноты, разворачивает старые свитки, сдувает пыль: “Что же интересно такое я нашел? Надо отнести профессору, может быть, он знает…”

Учитель музыки: В начале ХХ века случайно были обнаружены старинные записи музыкальных произведений, а когда стали разбирать и воспроизводить их, зазвучала чудесная музыка. Как выяснилось позже, это была музыка великого итальянского композитора А.Вивальди.

Учитель МХК: А сейчас мы мысленно перенесемся в конец 17 - начало 18 века, в эпоху барокко.

Искусствовед: Барокко в переводе с итальянского означает “причудливый”, “странный”, так назывался художественный стиль. Для него характерны динамика, грандиозность, пышность, сильные чувства, пристрастие к эффектным зрелищам, контрасты масштабов и ритмов, света и тени.

Историк: Внимание! Историческая справка: 17 век – время господства абсолютной монархии в большинстве европейских стран. Успехи в географии, астрономии, естествознании расширили представление о мире как о безграничном, изменчивом, противоречивом. Время стало главной темой искусства, с изобретением часового механизма люди стали глубже осознавать быстротечность жизни, измеряемой уже не месяцами и днями, а минутами и секундами. Культура 17 века дала миру произведения небывалого жизнелюбия и силы.

Сообщение учащихся об особенностях эпохи: прически (демонстрация рисунков); мушки на лице светских дам, их значение; веера (демонстрируют несколько видов вееров, принесенных учащимися).

1-й модельер: Костюм отражал дух эпохи. Одежда была очень громоздкой, поэтому диктовала походку, движения, манеру поведения. Барочная одежда была живописно-декоративной, парадной, праздничной. Иногда костюм был таким причудливым и нелепым, что имел бутафорско-театральный вид. Неслучайно, что и сами театрализованные представления – опера и балет - появились в эпоху барокко. Как купол увенчивал барочные постройки, так и парик довершал костюм.

Мужские костюмы обильно украшали бантами, они буквально унизывали все платье. На костюм 17 века нашивали до 30 метров лент и 500 – 600 бантов. Костюмы обильно украшали драгоценными камнями.

Главной чертой барочного стиля были вздутые как паруса наряды на каркасах со складками, буфами.

2-й модельер: Модной мелочью были маска и веер. Черные полумаски принято было надевать при выходе на улицу или театр. Очень популярны были веера. Сложился своеобразный язык: закрытие означало презрение, а направленная рукоять веера вперед – требование удалиться. Чем шире открыт веер, тем большую любовь к собеседнику испытывала дама.

3-й модельер: Огромным успехом пользовались мушки всевозможных форм и названий. Каждая мушка имела свое название и смысл. Например, мушку - “хладнокровие” лепили на лбу у виска, а мушку- “непреклонность” - над левой бровью. У правого глаза мушка была “тираном”, на подбородке – означало “люблю, но не скажу”, под носом – “разлуку”, на щеках – “согласие”. “Мушиный язык” был единым для всех стран.

Искусствовед: В 16-17 веках одним главным музыкальным инструментом становится скрипка. Появлению ее способствовало творчество великих мастеров скрипичного дела - Антонио Страдивари, Андреа Гварнери. Складываются новые музыкальные жанры: сюита, соната, концерт для ансамбля. Появляются определенные типы инструментальных ансамблей, в которых особенно выделяется скрипка.

Учитель музыки: Эпоха барокко дала нам великие имена: Иоганна Себастьяна Баха; Доминико Скарлатти; Антонио Страдивари; Антонио Вивальди.

Неповторимый стиль А.Вивальди произвел переворот в европейском музыкальном мире в начале 18 века. Этот великий итальянец заставил всю Европу говорить о великой итальянской музыке.

Сообщение учащихся о композиторе А. Вивальди:

  • Рождение.
  • Раннее творчество.
  • Первые публикации.
  • Светский композитор.

(журнал “Жизнь и творчество великих композиторов”.-2006. - № 4)

Учитель музыки:

Календарный лист последний сорван
И остался он в прошлом навсегда.
Каждый день в букет прекрасный собран
Прибавляя нам года.
Вспомним радости, печали.
Тех кого уж с нами нет.
Как стремились к цели как искали
В темном царстве яркий свет.
Нас любовь пронзит весной лучами,
Лето красоту к небу вознесет.
Под осенний дождь грустим ночами
И надежду в гости ждем.
Но зима смывает снегом
Грязь с души и в чистом сне
Поднимаемся над бренным веком,
Вновь мечтая о весне.
Четыре времени года
Все время меняет природа,
И каждое время прекрасно
И в нем растворяемся мы.
Берем у весны мы рожденье,
У красного лета - цветенье,
Богатство – у осени красной,
А мудрость у белой зимы.
(Л.Марченко.)

Блестящий стиль венецианского композитора А.Вивальди нашел свое наилучшее выражение в знаменитом музыкальном цикле “ Четыре времени года”.

1-й музыковед: энергичное Allegro, которым начинается “Весна”, иллюстрирует следующие строчки соответствующего сонета: “Пришла весна, и птицы приветствуют ее радостным пением, и реки несут свои воды, нежно журча. Тучи затягивают небо черным плащом, гром и молния предвещают бурю, но вскоре птицы, будто останавливая ее, вновь начинают свою чарующую песню” (звучит фрагмент произведения “Весна”).

2-й музыковед: первая часть “Лета” рисует картину жаркого дня и собирающейся грозы: “ Под жестокими лучами солнца человек слабеет… Не дает уставшим отдыха страх перед молниями и суровым громом … Ах, увы, не зря он боялся: громыхает, сверкает грозное небо, хлещет ливень, и травы в полях пригибает” (звучит фрагмент “Лета” А.Вивальди.)

3-й музыковед: “Осень” посвящена охоте и сбору урожая винограда. “Песней и танцами деревенские жители отмечают радость сбора урожая .Осень напевает сладкие сны… На рассвете охотник выходит с рогом и собаками на охоту… Дикий зверь испуган шумом пальбы и собачьего лая, он устал, обессилен и погибает”. 

4-й музыковед: последний концерт цикла “Зима”- самый выразительный, он рисует одинокого путника - “В ледяной дрожи, среди холодного снега, обдуваемый сильным ветром, бредет он, от холода стуча зубами…” Примечательно что изначально этот цикл был назван Вивальди “Адом”.

(Звучит фрагмент произведения “Зима” А.Вивальди).

Учитель МХК: 1720-1730гг. Вивальди известен всей Италии. Слава его достигла таких масштабов, что его пригласили дать концерт перед самим Папой Римским.

В 1740 году А.Вивальди уехал в Вену, ко двору императора Карла IV, своего давнего покровителя. Но, увы, радужным планам великого композитора не суждено было сбыться. Приехав в Вену он не застал императора в живых, кроме того, популярность композитора пошла на спад. Предпочтения публики изменились и барочная музыка пошла на спад.

Умер Вивальди 28 июля 1741 года в Вене. Похороны были скромными: прозвучало лишь несколько ударов в колокол, а процессия состояла из людей, нанятых нести гроб. (Звучит фрагмент Largo “Зима”)

Учитель музыки: К сожалению, со смертью А.Вивальди закончилась вскоре и эпоха барокко. Восторг и изумление испытали первые слушатели, услышав музыкальные произведения А.Вивальди .

Восторг и изумления испытывают сейчас те, кто слышит эту музыку первый раз. Уже в наши дни исследователь писал о музыкальном цикле “Времена года”: “Кажется, что в роскошном зале эпохи барокко распахнулись окна и двери, и вошла с приветствием вольная природа; в музыке звучит гордый величественный пафос, еще не знакомый XVII веку; возглас гражданина мира”.

Долгие годы музыка А.Вивальди находилась в забвении. Лишь в 20 веке она была заново открыта. В этом году исполняется 330 лет со дня рождения А.Вивальди. (Звучит Allegro из музыкального цикла “Весна”.)

В конце урока с учащимися проводится рефлексия.

Презентацию можно взять у автора.