Цель:
- Формировать нравственную культуру детей и родителей.
- Способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семьях обучающихся.
Оформление:
- выставка фотоальбомов на тему «Моя семья»;
- плакат «Я+Я = счастливая и дружная, надежная и верная семья»;
- выставка семейных реликвий.
Каждая семья сидит за отдельной партой.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
- Здравствуйте, уважаемые бабушки! Дедушки! Родители! Дети! Как хорошо, что мы собрались с вами сегодня вместе. У вас, несомненно, много неотложных дел, забот, но все заботы и дела оставьте сегодня за дверьми этого кабинета и вместе с детьми постарайтесь отдохнуть.
Звучит песня «Родительский дом» (слова М. Рябинина, музыка В. Шаинского)
Продолжается Год семьи. Наш первый урок в 3 классе посвящается семье.
Что такое семья? Слово это понятно всем, как слова «хлеб» и «вода». Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья-это дом, это папа и мама, бабушка и дедушка. Это любовь и заботы, труды и радости, несчастья и печали, привычки и традиции. Я расскажу вам одну легенду. В давние времена была семья - сто человек, и в ней царили мир и согласие. Молва об этом долетела до правителя. И он спросил у главы семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было начертано сто раз одно и то же слово « понимание»!
2. Беседа «В чем вы видите счастье своей семьи?»
(Отвечают желающие: и дети, и взрослые...)
- Я с вами согласна. Послушайте стихотворение И. Молчановой «7 главных правил». Оно тоже о счастье семьи. (Читают по 1 куплету мамы.)
Что значит для меня моя семья?
Конечно – счастье и уют домашний,
Семь правил обязательных храня,
Лишь только семь, но очень-очень важных.Во-первых, это главное, - любовь.
Всем сердцем и душою всей, и разумом.
Не просто чтоб бурлила страстью кровь,
А трепетно, и каждый день по-разному.Второе – дети. Что за дом без них?
Пустыня без колодца – не напиться.
А дети – это жизнь, это родник
И продолженье рода. Пусть струится.Потом – забота. Лишь она
Очаг семейный сбережет от ветра.
Старайся , чтоб с улыбкою весна
Была всегда с тобою , а не где-то.Четвертое – терпенье. Оно
Поможет пережить невзгоды, беды…
И отогреет солнышком окно.
Что инеем заледенело белым.А пятое – ответственность и долг
В фундаменте семейном веский камень.
Они помогут защитить любовь,
От ветра уберечь душевный пламень.Шестое – уваженье. Только с ним
Приобретешь успех, признанье общее
Всегда, считаясь с мнением других,
Научишь, чтоб с твоим считались собственным.И, наконец, седьмое – чистота
Везде – в дому, в душе твоей и помыслах…
Вот так я представляю свой очаг,
Где я любима, счастлива я полностью.
3. Разговор о папах и мамах.
- Мир впервые дети открывают для себя в семье. Конечно, первое слово о маме.
(Дети читают стихи наизусть.)
Дел и дорог в жизни немало.
Спросим себя: «А где же начало?»
Вот он ответ нам, правильный самый,
Все, чем живем, начинается с мамы!»Мамы нас учат, как добрыми быть,
Как Родину нашу беречь и любить!
Мамы все могут, мамы помогут,
Мамы умеют все понимать!Маму любят все на свете.
Мама – первый друг.
Любят мам не только дети,
Любят все вокруг.
- Наш разговор мы продолжим о папах, о главе семьи, о хозяине.
Истинный мужчина – как боец!
Не болтливый, скромный от рождения.
Нежный муж, заботливый отец –
Истинный мужчина без сомнения!Он готов на подвиг, на любовь,
Вырастить таким же точно сына.
Больно будет – скрыть сумеет боль
Настоящий, истинный мужчина.
- Послушаем, что же думают друг о друге папы и мамы. Слово мамам.
Чтоб мы, мужчины, делали без вас?
От скуки бы зачахли, как былинки,
Без добрых, умных ваших глаз
Мы превратились бы в песчинки.
Мы на ковре готовы полететь,
Куда бы вы нас не позвали.
На юг, восток иль Туркистан,
Лишь рядом быть все нам с вами.
- Ответное слово пап.
Спасибо вам за повседневный труд,
За то, что вы от нас не отстаете.
Об умственной уж я не говорю,
Но даже и в физической работе.
За очагов семейных наших свет
Мы вас всю жизнь благодарить готовы,
За каждый приготовленный обед,
За сказанное ласковое слово.
Музыкальный номер. Дети исполняют «Песню про папу» и «Мамину песенку».
4. Чтение стихов о бабушках и дедушках.
- У ваших родителей, дети, тоже есть родители. Это бабушки и дедушки. Вы их очень любите.
Мы с моею бабушкой
Старые друзья.
До чего хорошая
Бабушка моя!
Руки моей моей бабушки-
Это просто клад.
Быть без дела бабушке
Руки не велят.Мой дедуля дорогой,
Мы гордимся все тобой!
И скажу по секрету:
Лучше нет на свете деда!
Буду я всегда стараться
На тебя во всем равняться!
Семья – это продолжение рода. Начало его уходит в далекое прошлое. В нем, в прошлом, лица близких и дорогих вашей семье людей. Они подарили жизнь вашим родителям и, благодаря судьбе, ваши родители смогли встретить друг друга. Ваши предки подарили жизнь вашим бабушкам и дедушкам, прабабушкам и прадедушкам. Давайте сегодня вспомним о них с добрыми словами и помянем минутой молчания. ( Минута молчания)
Пусть ниточка, незримо связывающая день прошлый и день настоящий, никогда не обрывается.
5. Демонстрация семейных реликвий.
- Во многих семьях это самая дорогая вещь, её берегут, передают из поколения в поколение. Вы правильно догадались, это семейная реликвия. Перед вами выставка семейных реликвий. Нам будет интересно узнать их историю. Расскажите, пожалуйста.
(Желающие рассказывают о семейных реликвиях.)
6. Конкурс «Устами младенца» (дети родителям).
- Мы люди, у которых разные характеры, разные взгляды на жизнь, разное образование, разные судьбы, но есть одно, что объединяет нас – это наши дети.
Дети – это чудо света,
Я увидел это сам.
И причислил чудо это
К самым чудным чудесам.
Мы пред будущим в ответе:
Наша радость, боль и грусть,
Наше будущее – дети…
Трудно с ними, ну и пусть!
В наших детях наша сила,
Внеземных миров огни.
Лишь бы будущее было
Столь же светлым, как они.
- Ваши дети были такими малышами, несмышленышами, но вы их всегда понимали, чтобы они не лепетали. Попробуйте догадаться, о чем они спрашивают вас.
1) Это когда все вместе: мама, папа, бабушка, дедушка. (Семья)
2) Самый нежный, самый добрый, самый любимый человек для всех людей на земле. (Мама)
3) Место, где мы бываем все вместе. (Дом)
4) Бывает один раз в году, но его все очень любят и очень ждут. (День рождения)
5) Это такое маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот, но его все любят. (Ребенок)
6) В них играют все дети. (Игрушки)
7) Это не человек, но его все члены семьи любят. (Домашнее животное)
7. Рассказ семей о своих достижениях за летние каникулы.
- Вот какие дружные, благодарные, любящие друг друга у нас родители. В таких семьях вырастают ответственные, уверенные в себе дети. Члены нашей школьной семьи в течение учебного года показывали, испытывали себя в различных конкурсах, соревнованиях. Это здорово! Я знаю, что во время летних каникул во многих семьях произошли интересные события. Поделитесь, пожалуйста, своими новостями. Мы за вас будем очень рады.
- Летом наш папа Шайхутдинов Ильдус участвовал в Республиканском конкурсе «Лучший госинспектор РТ» и был награжден дипломом V степени.
- Наш сын Шарафуллин Азат принимал участие в районном конкурсе «Талантливый ребенок» и занял 2 место в номинации «Вокал – соло».
- Нашего сына Гумерова Ленара наградили Дипломом 1 степени как победителя в конкурсе «Марш парков-2008» в номинации «Стих».
- Наша дочь Зиннатзанова Раиля заняла 1 место в районном конкурсе коллажей «Жизнь без наркотиков» в номинации «Жизнь прекрасна!».
- Мы Газимовы. Наша семья мечтала о новом доме. Стройка уже началась!
В большой семье больше забот, но и счастья, радости больше. Хорошо, когда в семье есть и братья, и сестры – помощники родителей. В этом году в нашем классе у Тимеркаевой Эльвины на свет появился братишка Тимур. В семье Газимовых тоже появился мальчик. Газимовы стали первой многодетной семьей в нашем классе. Поздравляем вас с замечательным пополнением, желаем всего хорошего!
8. Подведение итогов. «Девиз моей семьи».
- На листе напишите девиз вашей семьи и повесьте на доске.
9. Исполнение песни «Погода в доме» (слова М. Танича, музыка Р. Горобец).