Цель: обобщение и систематизация знаний по теме.
Задачи:
- Привитие интереса к предмету, повышение умственной активности учащихся.
- Учить мыслить и излагать свои мысли.
- Развитие математического мышления.
- Развитие навыков сотрудничества, умение сочетать индивидуальную работу с коллективной работой.
- Разносторонняя подготовка учеников к предстоящей жизни.
Методы: дидактическая игра.
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения: групповая, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование:
- компьютер, мультимедийный проектор;
- карточки: листки учета, задания для групп.
Ход урока
I. Организационный момент.
Вступление учителя: - Внимание господа! Тема нашего заседания «Свойства числовых неравенств». Сегодня мы должны подвести итоги работы двух отделов нашего банка и предоставить отчеты в Министерство финансов. Для этого мы должны повторить все операции над числовыми неравенствами, т. к. знания этих операций и умение ими воспользоваться поможет нам в дальнейшей работе.
Заседание будет проходить в виде соревнования между отделами банка (весь класс жеребьевкой делится на две группы). Тот отдел, который справится с заданиями быстрее и правильнее получит премию. На заседании присутствует секретарь (сильный учащийся класса), который будет вести протокол – результаты соревнований отделов (групп).
II. Соревнования.
1 этап соревнования – отчет о проделанной работе дома. Все сотрудники отделов делятся по парам и рассказывают друг другу правила – свойства числовых неравенств (4 свойства). В каждом отделе банка есть заведующие, которые заносят сведения о подготовке «сотрудников к совещанию» в листок учета.
Листок учета.
№ |
Ф. И. ученика |
Теория |
Практика |
1 |
Иванова Оля |
+ + + + |
+ – + + |
2 |
Петров Ваня |
– – – + |
+ – – + |
3 |
Сидоров Коля |
+ + + + |
+ + + + |
Замечание: вся ответственность за объективность оценки этой работы ложится на заведующих отделами.
Через 5 минут учитель собирает листки учета выполнения домашней работы и передает их секретарю, которая считает количество + и – и заносит результаты в общую таблицу.
2 этап соревнования – каждый отдел должен показать свое умение выполнять различные операции с числами разных знаков. Это пригодится при решении неравенств.
У доски работают заведующие отделами (обратная сторона доски). Это же задание остальные сотрудники отделов получают на карточках.
1 отдел |
2 отдел |
-2,8 – 1,6 |
-3,6 – 1,8 |
5,1 – 10,8 |
-2,9 + 11,1 |
6,02 * (-0,2) |
6,2 – 11,7 |
-10,5 : (-5) |
5,03 * (-0,3) |
8,4 – (-1,8) |
-12,6 : 6 |
-3,7 + 10,1 |
7,6 – (-6,7) |
Дать время на решение (5 мин), затем развернуть доски, на которых решали эти же задания зав. отделами и проверить с комментариями. За каждый правильно решенный пример на доске - 1 балл. Сотрудники отделов при комментарии проверяют правильность решения своих примеров (правильно решенные +, неправильно -). Проверенные задания сотрудники сдают секретарю для заполнения итоговой таблицы.
3 этап соревнования – повторение свойств числовых неравенств.
Этот этап состоит из трех небольших заданий.
1 задание. В рабочих тетрадях запишите числа 8; ; -8,1; 30; ; -29,8; 0,4; 11; 28; -30,5, которые даны на доске и сравните их с помощью координатной прямой, обсуждая вопрос всем отделом. (2 мин)
После обсуждения по одному представителю от отделов выходят к доске и записывают решение с помощью координатной прямой. За правильное решение этого задания – 3 балла.
2 задание. Учитель поочередно показывает две карточки
Каждый сотрудник отдела должен придумать по два примера, если а и b – отрицательные числа, а с и d десятичные дроби. Секретарь считает количество правильных ответов и заносит результат в таблицу.
3 задание. Обеим группам даются карточки с одинаковыми заданиями на сравнение буквенных выражений.
Известно, что а < b. Сравните |
-12,7а и -12,7b |
0,07а и 0,07 |
-а + 3 и -b + 3 |
а – 8 и b – 8 |
На выполнение задания дается 2 минуты. Затем учитель собирает карточки и отдает секретарю для подсчета результатов и заполнения итоговой таблицы.
4 этап соревнования отделов банков заключается в следующем: за 5 минут каждый отдел должен сделать правильно в рабочих тетрадях как можно больше примеров (примеры демонстрируются через мультимедийный проектор).
Дано неравенство a > b. |
Данное неравенство умножить на 2, Результат разделить на -1,5 К результату прибавить (-15) Из получившегося неравенства вычесть (-18) Умножить на (-8) Прибавить 6 Разделить на (-2) Вычесть 46 Прибавить (-15) Вычесть (-16) Умножить на (-8) Разделить на Прибавить Вычесть (-10,9) Умножить на (-4,1) |
По истечении времени секретарь собирает рабочие тетради и считает правильно решенные примеры у каждого сотрудника каждого отдела. В это время под расслабляющую музыку учитель проводит физкультурную паузу.
Как только результат готов на экране высвечивается итоговая таблица.
III. Подведение итогов и задание на дом.
Слова учителя: - Оба отдела нашего банка хорошо поработали за прошлый год, о чем свидетельствует итоговая таблица соревнования. Все сотрудники банка показали, насколько тверды и широки их умения и знания в теории числовых неравенств. Все получают премию за хорошую работу (учитель диктует оценки за урок).
Учитель в конвертах раздает каждому отделу задание на следующий рабочий период – вскройте конверт, обсудите все вместе, что непонятно и запишите задание в дневники.
На дом: читать пункт 28, повторить свойства неравенств, решить № 733 (в, г), 737 (а, б, в). (Учебник: Алгебра - 8, под редакцией С.А. Теляковского).