Методическая разработка урока литературы в 10-м классе по теме "Что с нами происходит?". Раздумья над страницами повести В.Распутина "Последний срок"

Разделы: Литература


Форма проведения: урок - полилог.

Цели и задачи работы

  1. Осмысление нравственных проблем современной действительности на основе анализа содержания повести В.Распутина «Последний срок».
  2. Установление связей содержания прочитанного произведения с истоками жизни писателя, его наблюдениями, заботами и устремлениями.
  3. Развитие ключевых компетенций и эмпатийной культуры старшеклассников.

Методическая цель

Использование в практике работы системы Е.Н.Ильина (преподавание литературы как предмета, формирующего Человека).

Средства реализации методической цели

Проблемные вопросы этического и нравственного характера, злободневные и личностно значимые для старшеклассников, полилог, прием «индуктор» (установление ассоциативных связей), заочное путешествие в Дрезденскую галерею, индивидуальные и групповые творческие задания, метод анализирующего наблюдения, межпредметные связи.

Оборудование урока:

  • тексты повести В. Распутина «Последний срок»,портрет писателя;
  • репродукция картины Рафаэля «Сикстинская мадонна»;
  • аудиозаписи: песня в исполнении Е. Мартынова «Мамины глаза», «Ave Maria» в исполнении Р. Лоретти;
  • мультимедийный проектор.

Эпиграфы на доске

«Берегите матерей, люди! Берегите! Они бывают только раз и не возвращаются, и никто их заменить не может! Говорит это вам человек, который имеет право на доверие – он пережил свою мать…» (В.П. Астафьев).

«О, Господи, спаси и помилуй неразумные чада твоя!... Господи, взними в них остатки добрых сердец, дай им силы претерпеть все, что посылает судьба! Дай им ума понимать и не обижать друг друга». (В.Г. Распутин «Дочь Ивана, мать Ивана»).

Предварительная подготовка к уроку

  1. Прочитать повесть В.Г. Распутина «Последний срок».
  2. Подготовить сообщение о жизненном и творческом пути писателя, мультимедийную презентацию, отражающую разные стороны его творческой и общественной деятельности (групповое задание).
  3. Подобрать эпизод повести, который мог бы выполнить роль эпиграфа, т.е. наиболее точно передать тональность, главный мотив произведения (индивидуальное задание).
  4. Подготовить ролевое чтение одного из диалогов бабки Анны и ее подруги Миронихи (групповое задание).
  5. Доказать на примере старухи Анны афористичную мысль Л.Н. Толстого: «Чем лучше человек, тем меньше он боится смерти» (индивидуальное задание).
  6. Рассказать о каждом из детей Анны Степановны (Михаил, Люся, Варвара, Илья, Татьяна), отобрав эпизоды, ярко раскрывающие особенности характера героев (индивидуальные задания).
  7. Выучить наизусть стихотворение Д. Кедрина «Сердце», А. Маркова «Сикстинская мадонна» (индивидуальные задания).
  8. Поделиться впечатлениями от прочитанного в сочинении – эссе «Берегите матерей!» (письменное творческое задание).

Ход учебного занятия

I. Мотивационно – установочный этап.

1. Вступительное слово учителя.

На фоне музыки (песня в исполнении Е. Мартынова «Мамины глаза») звучит стихотворение М. Сергеева:

Уходят наши матери от нас…
Уходят потихонечку, на цыпочках,
А мы спокойно спим, едой насытившись,
Не замечая этот страшный час.
Но спохватившись вдруг в какой-то год,
Им отмечаем шумно дни рожденья,
Но это запоздалое раденье
Ни их, ни наши души не спасет.

Наш разговор сегодня пойдет об обыденном и вечном – о любви к матери. Она заложена в каждом человеке самой природой. И сохрани нас Бог от смертного греха: предательства матери, осквернения памяти о ней.

2. Установление ассоциативных связей со словом «мама» (слова, рисунки): мама

Слово «мама» - особое слово. Оно рождается как бы вместе с нами, сопровождает нас в годы детства, взросления и зрелости. Попробуем мысленно построить в ряд наших родственников, знакомых в порядке их значимости. Трудно? Все может измениться? Но никакие даже самые невероятные перемены не могут заставить пересмотреть роль и значение в нашей судьбе человека, который дал нам жизнь. Мама – вне ряда, место ее в нашей жизни совершенно особое, исключительное. Материнство выходит за пределы обычных форм человеческих связей. Мудрый башкир Мускай Карим сказал, что «человек не должен исчислять свою жизнь со дня своего рождения, исчисление это нужно вести от дня рождения его матери».

3. Объявление темы урока, целей работы.

Философ – ученый И.А. Ильин оставил нам, современным читателям, свой завет: «…приобретать и вырабатывать в себе искусство чтения, сделать его творческим … углубляющим душу человека и строящим его характер» («Поющее сердце»). Я приглашаю вас к раздумью над страницами прочитанной повести В. Распутина «Последний срок», совместному поиску нравственных истин. Хочется верить, что вы уйдете с урока с просветвленными душами. Может быть, для кого-то из вас он станет и покаянием.

«Чтение – это художественное ясновидение», поэтому, анализируя содержание прочитанного, будьте внимательны к слову писателя.

II. Организационно – деятельностный этап.

Наши современники, писатели В. Белов, В. Астафьев, В. Распутин, обращаются в своем творчестве к злободневным, острым конфликтам окружающей действительности. Затрагивая в своих произведениях нравственные проблемы, они верно нащупали главную болевую нить: потеря человеком духовных ценностей (любовь к отчему дому, родной земле, отцу и матери), «нравственный авитаминоз» современных людей. С тревогой и болью прозаики повествуют нам о распадении родственных уз внутри некогда крепкой семьи, отчуждении близких. Их книги бередят душу, заставляют внимательнее вглядываться в окружающих людей, заглянуть в собственное «я» и воскликнуть: «Люди, опомнитесь! Что же с нами происходит?»

1. Сообщение о жизненном и творческом пути В.Г. Распутина, мультимедийная презентация.

«… В нынешней литературе есть имена несомненные, без которых представить ее уже не можем ни мы, ни потомки. Одно из таких имен – В.Г. Распутин» (И.А. Панкеев). Какое счастье читать его книги – глубокие, мудрые, заставляющие нас думать, делающие нас умнее, добрее, чище. Сам писатель считает, что «у литературы одна цель – помочь человеку, дохнуть на него при чтении книги теплом и добром». Основа творчества В. Распутина – нравственные начала человеческого бытия.

2. Беседа по содержанию прочитанной повести. Разберемся в прочитанном.

2.1. Повесть «Последний срок» (1970 г.) писатель называет «главной из своих книг». Он приоткрыл завесу над основными темами мировой литературы и искусства: жизнь и смерть, след человека на Земле, материнская любовь.

  • Звучит стихотворение Д. Кедрина «Сердце».

2.2. Заочное путешествие в Дрезденскую галерею.

Тема материнской любви во все века находила отражение в произведениях искусства. Ей посвятил свои шедевры великий итальянский художник эпохи Возрождения Рафаэль Санти. Известно несколько картин, написанных его кистью, но только в «Сикстинской мадонне» (1513 г.) художник нашел самое совершенное воплощение темы материнства.

  • Звучит «Ave Maria» в исполнении Р. Лоретти.
  • Рассмотрите фрагмент репродукции картины Рафаэля «Сикстинская мадонна» (проецируется на экран). Можно ли считать его зрительным аналогом повести «Последний срок»? Почему?

(На картине изображена Мария с младенцем. Она как бы парит в облаках, спускаясь с неба навстречу людям. Перед нами молодая мать, которая держит на руках своего маленького сына, Христа. Ее красивое, ясное лицо выражает разные оттенки переживаний: и нежность, и едва уловимую тревогу за будущее своего ребенка. Прекрасные глаза матери печальны. Она крепче обнимает сына, предчувствуя его судьбу. Безграничная любовь к нему, душевная чистота сквозят во всем ее облике. С потрясающей силой здесь выражено представление о нравственной красоте человека.)

Звучит стихотворение А. Маркова «Сикстинская мадонна».

Я часами глядел на Мадонну,
Что бессмертье дала Рафаэлю,
На глаза…
Не от них ли, бездонных,
Даже черствые души светлели.
Не сводил с нее взгляда,
Покуда дымку облак накинув на плечи,
Как пригрезившееся чудо,
Мне шагнула мадонна навстречу.
Не безгрешная та, не богиня,
О которой земные не судят,
Просто мать.
И спросила о сыне, ее отданном людям…

2.3. Повесть начинается с фразы: «Старуха Анна лежала на узкой железной кровати возле русской печки и дожидалась смерти, время для которой вроде приспело: старухе было под восемьдесят», - и заканчивается коротким предложением: «Ночью старуха умерла». Бесхитростная ситуация! Сюжет повести прост, в ней очень мало событий, но произведение отличает философская насыщенность и тонкий психологизм.

  • Какое чувство у вас осталось после прочтения повести?

Поделитесь своими впечатлениями о книге.

(Закрываешь последнюю страницу и задумываешься над властью художественного слова. Книга В. Распутина – не развлечение, это – потрясение, зеркало, в котором отражается наша жизнь и мы, такие, как есть. Долго болит душа, не покидает острое чувство несправедливости.)

2.4. Какой эпизод, по-вашему, мог бы выполнить роль эпиграфа к повести? Объясните свой выбор.

  • Выразительное чтение эпизодов.

2.5. Как вами понят смысл названия произведения? «Сегодня был последний срок…», зачем он отпущен главной героине?

(Распутина как художника слова, знатока человеческой души интересуют не счастливые, а горькие периоды в жизни людей: периоды, связанные с утратой всего того, что составляет смысл бытия и без чего невозможно дальнейшее существование человека. Писатель вглядывается в поведение, сознание и психику своих героев, обнажая их нравственную сущность, предоставляя читателю возможность наблюдать невидимые вооруженному глазу «молекулярные» изменения, происходящие в человеческой душе.

Последний срок отпустила себе бабка Анна, дожидаясь младшей дочери Таньчоры: «Сегодня был последний срок: если до темноты Таньчора не приедет, значит, нечего больше и надеяться». Последний срок отпущен ей самой для решительного понимания себя, подведения жизненных итогов. Последний срок определен и для ее детей, чтобы они опомнились, задумались о равнодушном отношении к человеку, давшему им жизнь, о том, какую боль причиняют матери своей черствостью и эгоизмом.)

2.6. Почему так ждала своих взрослых детей старуха Анна, находясь «то ли в самом конце жизни, то ли в самом начале смерти»?

(Словно сама материнская любовь выпросила у неизбежного короткую отсрочку, чтобы напутствовать и благословить близких на дальнейший путь по жизни: «Не иначе как человеку уж после, как он помрет, последняя радость дадена: ишо раз поглядеть, чё он от себя оставил, об чем его сердце болело».)

2.7. С какой целью приехали Люся, Илья, Варвара?

(Приезд в дом к умирающей матери для них – следование условностям, правилам; торопились успеть, стараясь как можно тщательнее исполнить внешний долг. Но миг смерти не рассчитаешь загодя, как остановку поезда на станции: «Меня будто в бок кто толкнул: ребяты приехали. Нет, думаю, я сперва на ребят на своих погляжу, а уж после помру - боле мине ниче-о не надо».)

2.8. Что вам бросилось в глаза во время встречи братьев и сестер? Что позволяет читателю усомниться в предельной искренности их чувств?

(Заранее настроились на приличествующий моменту скорбно-торжественный лад. Неожиданный проблеск надежды на выздоровление старухи вызывает у ее детей не облегчение, а скорее замешательство и досаду. Словно мать обманула их, словно вынудила попусту тратить нервы и время, перепутала планы. Душевные связи родных по крови людей прерваны. В постигшем несчастье они держатся порознь, каждый блюдёт свой интерес, свою выгоду. Приехавших Люсю, Илью, Варвару не покидает желание поскорее покончить с этой неопределенностью, с затянувшимся ожиданием развязки: «Напоминание об умирающей матери не отпускало, но сильно и не мучило их: то, что надо было сделать, они сделали – один дал известие, другой приехал, и вот водку вместе принесли – все остальное зависело от самой матери или от кого-то там еще, но не от них – не копать же в самом деле могилу неготовому человеку!»)

2.9. Старуха Анна словно просвечивает лучами своей души души взрослых сыновей и дочерей, чтобы и мы разобрались в них. Расскажите о каждом, отобрав эпизоды, ярко раскрывающие особенности характеров героев.

2.10. Смерть матери – серьезное моральное испытание для ее взрослых детей. Как его выдержали сыновья и дочери бабки Анны? Кто из них, на ваш взгляд, нравственно чище, лучше?

(Драма угасания человека в повести переплетается с драмой угасания человечности. Перебранки между сестрами, разгоряченные водкой голоса братьев – вот тот аккомпанемент, что сопровождает закатные часы главной героини. Илья и Люся словно соревнуются друг с другом в нравственной тупости и глухоте, поочередно совершая предательство матери. И.А. Панкеев считает, что «отъезд Ильи и Люси – отъезд навсегда; теперь от деревни до города будет не один день пути, а – вечность; и сама река эта превратится в Лету, через которую Харон перевозит души умерших только с одного берега на другой, и никогда – обратно»1.)

1Панкеев И.А. Валентин Распутин: По страницам произведений.- М.: Просвещение, 1990.

Из всех детей только Михаил оказался в состоянии понять происходящее с матерью. Акт его жестокого милосердия: «Не приедет ваша Таньчора, и нечего ее ждать. Я ей телеграмму отбил, чтобы не приезжала», - продиктован желанием помочь матери, облегчить ее страдания. Что делать, если путь в данной ситуации только один, вот этот!)

2.11. Почему Таньчора, которая «больше всех маяла старухино сердце, не давая ему покоя ни днем, ни ночью», так и не приехала?

(Автор намеренно воздерживается от комментирования происходящего, предоставляя нам, читателям, право делать свои выводы и заключения. Может быть, судьба как раз и уберегла Анну Степановну от этой встречи, этого самого большого ее возможного разочарования.)

2.12. Анна в «Последнем сроке» - ярчайший пример художественного исследования писателем человеческой души. Какой видится вам героиня? Жизнь или смерть старухи в центре внимания автора?

(Последние дни старухи Анны заполнены размышлениями о прожитом. Разбегаются тропинки воспоминаний и в тридцатые, и в сороковые, и в недавние годы. В биографии героини безоблачно – праздничного очень мало, а трудного до горького невпроворот; «Всегда одно и то же: теребили с чем-нибудь ребятишки, кричала скотина, ждал огород, а еще работа в поле, в лесу, в колхозе – вечная круговерть, в которой ей некогда было вздохнуть и оглядеться по сторонам». Но даже на смертном одре она устремлена к живому, к тому, что останется после нее. Все мечты героини о том, чтобы между сыновьями и дочерьми царило согласие. Мать не в состоянии осудить их даже тогда, когда они явно того заслуживают. Она может их только жалеть, хотя «почему жалела, она и сама не знала, не умела понять».)

2.13. Экстракта жизни в умирающей старухе гораздо больше, чем в ее живых детях; малообразованная, она природно интеллигентна.

Ролевое чтение одного из диалогов бабки Анны и ее подруги Миронихи (главы 7,10).

2.14. Содержание «Последнего срока» связано с истоками жизни В.Г. Распутина, с его многолетними наблюдениями над судьбами людей, христианским проникновением в глубину человеческого бытия. Его старуха Анна воплощает в себе характерные черты и эпизоды жизни бабушки Валентина Григорьевича. А нашли ли вы в ней черты своих прабабушек и бабушек? Какие?

2.15. Докажите на примере старухи Анны афористичную мысль Л.Н. Толстого: «Чем лучше человек, тем меньше он боится смерти».

(«Старуха много раз думала о смерти и знала ее, как себя. За последние годы они стали подружками, старуха часто разговаривала с ней, а смерть… слушала рассудительный шепот и понимающе вздыхала… Но про себя старуха знала, что смерть у нее будет легкая».)

2.16. Если бы вам поручили написать сценарий по повести, какие эпизоды вы бы отобрали? Мотивируйте свой выбор.

2.17. Сформулируйте нравственные проблемы, поднятые В. Распутиным в повести. Какие нравственные уроки вы извлекли из содержания прочитанной книги?

(Если рушится семья, рушатся элементарные фундаментальные нравственные устои личности, и внутренний мир человека превращается в руины. Последняя просьба матери: «Помру я, помру. От увидите. Сёдни же. Погодите чутельку, погодите. Мне ничё боле не надо», - так и осталась неуслышанной ее уезжающими (или сбегающими?!) детьми. И это даром не пройдет ни Варваре, ни Илье, ни Люсе. Это был для них самый последний из последних сроков.)

III. Рефлексивный этап.

  1. Обращение к эпиграфам на доске. Чтение сочинений – эссе «Берегите матерей!».
  2. Заключительное слово учителя.

Повесть В.Г. Распутина написана почти 30 лет назад, но и сегодня она заставляет нас задуматься о смысле жизни, о том, что значит быть Человеком. Героиня повести умерла, но мы-то с вами живы. Как зовут нас – не ее ли детьми: Люсями, Варварами, Таньчорами, Ильями? Да разве в имени дело?

Страшно подходить к родительскому очагу, верной, надежной пристани, когда нас там никто не ждет. Придя сегодня домой, загляните в глаза, верные вам, любящие, попросите прощения у мамы за свои ошибки, нерадивые поступки, за причиненную ей боль, и на сердце станет теплее.

По ночам звучит надрывный кашель,
Старенькая женщина слегла.
Много лет она в квартире нашей
Одиноко в комнате жила.

Письма были, но только очень редко.
И тогда, не замечая нас,
Все ходила и шептала:
«Дети, вам ко мне собраться быть хоть раз».

Заболела мать, и той же ночью
Телеграф не уставал кричать:
«Дети, срочно, только очень срочно
Приезжайте: заболела мать!»

Из Одессы, Таллина, Игарки,
Отложив до времени дела,
Дети собрались, да только жалко
У постели, а не у стола.

Гладили морщинистые руки,
Мягкую серебряную прядь,
Для чего же дали вы разлуке
Так надолго перед нею стать?

Мать ждала вас в дождь и в снегопады,
Тягостны бессонницы ночей.
Разве горя дожидаться надо,
Чтоб приехать к матери своей?

Неужели только телеграммы
Привели вас к скорым поездам?
Слушайте!
У кого есть мама,
Приезжайте к ней без телеграмм!