Урок проводится в 7 классе в конце изучения материка Антарктида и является уроком обобщающего повторения. Форма урока - урок-экспедиция. На уроке применяется групповой метод работы учащихся и применяется мультимедийный учебник.
Цели урока:
- Расширение географической картины мира каждого ребенка.
- Знакомство учащихся со значением исследований в Антарктиде.
- Продолжение формирования экологического мировоззрения.
Задачи урока:
1. Образовательные:
- познакомить учащихся с необходимостью исследований Антарктиды и ролью холодного континента в жизни всей планеты;
- закрепить знания о природе Антарктиды.
2. Воспитательные:
- формировать экологическое мировоззрение, представления о неразрывной связи человечества и природы планеты;
- формировать чувство коллективизма через совместную творческую деятельность.
3. Развивающие:
- учить работать в группе, формировать коммуникативные компетенции учащихся;
- умение работать с дополнительными источниками информации;
- развивать умение применять полученные знания при выполнении творческих заданий;
- продолжать формирование умений работать с географической картой, устанавливать причинно- следственные связи, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Оборудование урока:
- настенная географическая карта Антарктиды;
- учебник географии для 7 класса. В.А. Коринская, И.В. Душина «География материков и океанов. 7 класс», Дрофа, М. 2006 г;
- мультимедиа учебник «География. Наш дом Земля. Материки, океаны, народы, страны. 7 класс». Авторский коллектив - проф. Душина И.В., к.п.н. Пятунин к.п.н. В.Б., Летягин А.А. Московского Педагогического Государственного Университета;
- настенная таблица «Изучение Антарктиды»;
- инструктивные карточки - задания для групп;
- запись мелодии «звуки океана».
Технологическая карта урока.
Звенья урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент. | Объявление темы урока. | Осознание полученной информации. |
2. Актуализация и целеполагание. | Информационное сообщение о научных
станциях на материке. Размышления о необходимости изучения Антарктиды. |
Осознание полученной информации и поиск предположений о необходимости присутствия человека в Антарктиде. |
3. Усвоение учебного материала, необходимого для решения географической задачи. | Дает задание найти в учебнике информацию об изучении Антарктиды. | Повторение пункта «Значение изучения Антарктиды». Обмен мнениями. |
4. Применение умений и знаний. | Консультация учащихся, действенная помощь в организации работы группы. | Работа в группах над географической
задачей. Группы учащихся ищут ответы на вопросы, поставленные в задании. |
5. Обсуждение результатов. | Организация обсуждения полученных результатов. | Выступления учащихся и обсуждение полученных результатов. |
6.Информация о домашнем задании. | Информирует учащихся о домашнем задании. | Запись домашнего задания. |
7. Рефлексия. | Подведение итогов урока и оценка деятельности учащихся. | Работа над формированием главного вывода урока. |
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель приветствует учащихся и напоминает им о том, что каждый из нас является жителем какого – либо материка мира. На каком материке живем мы с вами? Евразия! А ведь есть на планете материк, у которого нет постоянных жителей – это Антарктида! Где же она находится? Дети отвечают на этот вопрос с использованием знаний о географическом положении материка. А один из исследователей сказал так:
«И лежит этот неведомый край снега и льда за Южным полярным
кругом, ослепительно сияя в лучах солнца полярного дня или окутанный облаками и
вихрями пурги во тьме полярной ночи. Он по-своему красив этот край».
А.М. Гусев, современный исследователь Антарктиды.
И все-таки человек начал свои взаимоотношения с ледовым материком задолго до его открытия. Сначала Антарктида «пряталась» от человека. Кто ей в этом помогал? Да, льды, холода и штормы океанов, омывающих материк.
Кто же сумел открыть материк? Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П.Лазарев в 1821 году. Как вы думаете, сильно ли Антарктида изменилась с тех пор? Она осталась все такой же ...холодной, морозной, белоснежной, ледяной и манящей. А каковы ваши представления об этом материке? Придумайте свои синонимы к слову « Антарктида». Звучат ответы учащихся о самых интересных для них особенностях природы Антарктики.
А человечеству небезразличен этот холодный и суровый край. Сегодня на уроке мы и поговорим на тему « Человек и Антарктида».
Выясним, почему она так нужна человечеству.
2. Актуализация знаний, целеполагание.
Учащиеся просматривают видеофрагмент электронного учебника о научных станциях материка.
Учитель просит детей высказать свои предположения о том, почему развернута такая масштабная научная работа на материке? Дети высказывают свои предположения. А подтвердить их предстоит, прочитав внимательно пункт « Значение современных исследований Антарктиды» с. 200.
3. Работа с текстом учебника.
Учащиеся, прочитав указанный текст учебника, добавляют к высказанным ранее предположениям о значении изучения материка новые факты.
Учитель: « Антарктиду изучают для выяснения особенностей ее природы, поиска полезных ископаемых, и это все необходимо человечеству. А еще Антарктида делает человека более человечным. Учит его бережно относиться к человеку и природе». Звучит рассказ о происшествии на станции Сева.
4. Решение географической задачи.
Для применения полученных умений и знаний учащиеся выполняют задания. Учитель сообщает ребятам о том, что все больше стран мира интересуются исследованиями Антарктиды и изыскивают возможности построить на материке свою научную станцию. А для этого требуются специалисты. Оказывается, они есть у нас в классе. Класс делится на три группы. Группы ребят получают задания следующего содержания.
Группа «Аргентинцев» получает задание следующего содержания:
Ученые Аргентины заинтересованы в строительстве научной станции в Антарктиде. Их очень интересует вопрос образования и поведения льдов и айсбергов. Станцию планируется разместить в пределах кратчайшего расстояния от территории Аргентины. Проведите исследовательскую работу и заполните таблицу. Для работы используйте дополнительный материал.
Дополнительный материал.
Если внимательно посмотреть карты Антарктиды, изданные в разные годы, а
также снимки, принимаемые с искусственных спутников Земли, то можно обнаружить
много мест, где положение береговой линии с течением времени меняется. Это
явление особенно характерно для шельфовых ледников. Интенсивно отступают ледяные
берега Антарктиды и там, где ледниковый покров не плавает, а лежит на грунте.
Так, заметно отступил ледяной берег в районе Молодежной и Мирного, и там, где
раньше к ледяному барьеру могли свободно швартоваться экспедиционные корабли для
разгрузки, теперь глубины уже недостаточны. В этих районах замечено и уменьшение
толщины ледникового покрова… Все это является следствием изменения климатических
условий.
По Л. Дубровину.
Группа « Индонезийцев» получает задание следующего содержания:
Ученые Индонезии заинтересованы в строительстве научной станции в Антарктиде. Их очень интересует вопрос изменения климата планеты. Станцию планируется разместить в пределах кратчайшего расстояния от территории Индонезии. Проведите исследовательскую работу и заполните таблицу. Для работы используйте дополнительный материал.
Дополнительный материал.
30 ноября 1958 года в районе залива Мак - Мёрдо на базе Скотта, шел дождь. Это явление крайне редко наблюдается за Южным полярным кругом.
Летом в Антарктиде в полночь солнце, едва коснувшись белизны горизонта,
снова поднимается. Но что это? На горизонте два солнца! На небольшом расстоянии
одно от другого. И не поймешь, какое настоящее, какое ложное! Это явление
природы хорошо знакомо полярникам. Объясняется это неодинаковой плотностью слоев
воздуха в небольшом приземном слое атмосферы. Лучи света, идущие от солнца
преломляются под разными углами в слоях разной плотности, и поэтому предметы
сильно искажаются, двоятся, троятся и т.д. Вот поэтому и появляются на горизонте
два солнца.
(по разным источникам.)
Группа экологов получает задание следующего содержания:
- Определите и запишите общие правила поведения туристов и ученых на материке Антарктида.
- Ответьте на вопрос. Почему в Антарктиде зоны усиленной охраны и первоочередной защиты природы находятся в районах повышенного научного интереса?
- Оцените предлагаемые ребятами проекты. На какой станции вы хотели бы побывать?
Дополнительный материал.
В 1959 году был подписан Международный договор об Антарктиде. По этому Договору на материке запрещено проводить любые действия военного характера, в том числе испытания любого вида оружия. Договор создал базу для международного сотрудничества ученых разных стран в исследованиях Антарктиды, для сохранения ее природы.
Учащиеся получают рабочие листы и консультацию учителя.
Рабочий лист группы.
Участник исследования | Задача | Выполнение |
Руководитель | 1. Распределяет роли внутри группы. 2. Консультирует и осуществляет общий контроль. 3. Выступает перед классом, защищает работу группы. |
Название станции. |
Топограф- картограф | 1. Определяет координаты точки,
выбранной для строительства. 2. Наносит координаты на карту. |
|
Инженер- строитель | 1. Определяет тип станции
(внутриконтинентальная или береговая), из чего может быть сооружена. 2. Определяет возможные сроки строительства. |
|
Научные работники | 1. Выбирают темы исследований. (не менее четырех) | |
Менеджер по туризму | 1. Определяет объекты, которые могут посетить туристы. |
5. Обсуждение результатов работы.
С результатами работы своих групп выступают руководители групп. И получают оценку экологов, которые выступают главными экспертами. Учитель обращает внимание детей на то, что материк сегодня посещают не только ученые, но и туристы! Возможно ли такое?
Оказывается, уже да! Просмотр видеоряда электронного учебника о развитии туризма на материке.
6. Домашнее задание.
Учащиеся получают домашнее задание следующего содержания:
- Отметить на контурной карте предполагаемые станции и маршруты экспедиции вашей группы.
- Ответить на вопрос № 5,6 с.201. учебника.
- Рассказать своим родителям о том необычном, что вы узнали на уроке.
7. Рефлексия.
Обсуждение результатов работы. Учитель задает ребятам вопрос: нужна ли Антарктида человечеству? Как должен относиться человек к такому далекому и такому необходимому ему материку? Учащиеся отвечают на поставленный вопрос. Учитель еще раз обращает внимание детей на высказывание А.М. Гусева об Антарктиде.
Выставление и комментирование оценок.
Литература:
- По материкам и океанам: Африка, Австралия, Антарктида: Кн. для чтения по географии материков и океанов. (Сост. Н.П. Смирнова, А.А. Шибанова.)- 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение,1988.-191 с.
- Реймонд Пристли. Антарктическая одиссея. (Северная партия экспедиции Р. Скотта).Л., Гидрометеоиздат,1989,360 с.