Авторская разработка урока по географии "Человек и Антарктида"

Разделы: География

Класс: 7

Ключевые слова: Антарктида


Урок проводится в 7 классе в конце изучения материка Антарктида и является уроком обобщающего повторения. Форма урока - урок-экспедиция. На уроке применяется групповой метод работы учащихся и применяется мультимедийный учебник.

Цели урока:

  1. Расширение географической картины мира каждого ребенка.
  2. Знакомство учащихся со значением исследований в Антарктиде.
  3. Продолжение формирования экологического мировоззрения.

Задачи урока:

1. Образовательные:

  • познакомить учащихся с необходимостью исследований Антарктиды и ролью холодного континента в жизни всей планеты;
  • закрепить знания о природе Антарктиды.

2. Воспитательные:

  • формировать экологическое мировоззрение, представления о неразрывной связи человечества и природы планеты;
  • формировать чувство коллективизма через совместную творческую деятельность.

3. Развивающие:

  • учить работать в группе, формировать коммуникативные компетенции учащихся;
  • умение работать с дополнительными источниками информации;
  • развивать умение применять полученные знания при выполнении творческих заданий;
  • продолжать формирование умений работать с географической картой, устанавливать причинно- следственные связи, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Оборудование урока:

  • настенная географическая карта Антарктиды;
  • учебник географии для 7 класса. В.А. Коринская, И.В. Душина «География материков и океанов. 7 класс», Дрофа, М. 2006 г;
  • мультимедиа учебник «География. Наш дом Земля. Материки, океаны, народы, страны. 7 класс». Авторский коллектив - проф. Душина И.В., к.п.н. Пятунин к.п.н. В.Б., Летягин А.А. Московского Педагогического Государственного Университета;
  • настенная таблица «Изучение Антарктиды»;
  • инструктивные карточки - задания для групп;
  • запись мелодии «звуки океана».

Технологическая карта урока.

Звенья урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Организационный момент. Объявление темы урока. Осознание полученной информации.
2. Актуализация и целеполагание. Информационное сообщение о научных станциях на материке.

Размышления о необходимости изучения Антарктиды.

Осознание полученной информации и поиск предположений о необходимости присутствия человека в Антарктиде.
3. Усвоение учебного материала, необходимого для решения географической задачи. Дает задание найти в учебнике информацию об изучении Антарктиды. Повторение пункта «Значение изучения Антарктиды». Обмен мнениями.
4. Применение умений и знаний. Консультация учащихся, действенная помощь в организации работы группы. Работа в группах над географической задачей.

Группы учащихся ищут ответы на вопросы, поставленные в задании.

5. Обсуждение результатов. Организация обсуждения полученных результатов. Выступления учащихся и обсуждение полученных результатов.
6.Информация о домашнем задании. Информирует учащихся о домашнем задании. Запись домашнего задания.
7. Рефлексия. Подведение итогов урока и оценка деятельности учащихся. Работа над формированием главного вывода урока.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся и напоминает им о том, что каждый из нас является жителем какого – либо материка мира. На каком материке живем мы с вами? Евразия! А ведь есть на планете материк, у которого нет постоянных жителей – это Антарктида! Где же она находится? Дети отвечают на этот вопрос с использованием знаний о географическом положении материка. А один из исследователей сказал так:

«И лежит этот неведомый край снега и льда за Южным полярным кругом, ослепительно сияя в лучах солнца полярного дня или окутанный облаками и вихрями пурги во тьме полярной ночи. Он по-своему красив этот край».
А.М. Гусев, современный исследователь Антарктиды.

И все-таки человек начал свои взаимоотношения с ледовым материком задолго до его открытия. Сначала Антарктида «пряталась» от человека. Кто ей в этом помогал? Да, льды, холода и штормы океанов, омывающих материк.

Кто же сумел открыть материк? Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П.Лазарев в 1821 году. Как вы думаете, сильно ли Антарктида изменилась с тех пор? Она осталась все такой же ...холодной, морозной, белоснежной, ледяной и манящей. А каковы ваши представления об этом материке? Придумайте свои синонимы к слову « Антарктида». Звучат ответы учащихся о самых интересных для них особенностях природы Антарктики.

А человечеству небезразличен этот холодный и суровый край. Сегодня на уроке мы и поговорим на тему « Человек и Антарктида».

Выясним, почему она так нужна человечеству.

2. Актуализация знаний, целеполагание.

Учащиеся просматривают видеофрагмент электронного учебника о научных станциях материка.

Учитель просит детей высказать свои предположения о том, почему развернута такая масштабная научная работа на материке? Дети высказывают свои предположения. А подтвердить их предстоит, прочитав внимательно пункт « Значение современных исследований Антарктиды» с. 200.

3. Работа с текстом учебника.

Учащиеся, прочитав указанный текст учебника, добавляют к высказанным ранее предположениям о значении изучения материка новые факты.

Учитель: « Антарктиду изучают для выяснения особенностей ее природы, поиска полезных ископаемых, и это все необходимо человечеству. А еще Антарктида делает человека более человечным. Учит его бережно относиться к человеку и природе». Звучит рассказ о происшествии на станции Сева.

4. Решение географической задачи.

Для применения полученных умений и знаний учащиеся выполняют задания. Учитель сообщает ребятам о том, что все больше стран мира интересуются исследованиями Антарктиды и изыскивают возможности построить на материке свою научную станцию. А для этого требуются специалисты. Оказывается, они есть у нас в классе. Класс делится на три группы. Группы ребят получают задания следующего содержания.

Группа «Аргентинцев» получает задание следующего содержания:

Ученые Аргентины заинтересованы в строительстве научной станции в Антарктиде. Их очень интересует вопрос образования и поведения льдов и айсбергов. Станцию планируется разместить в пределах кратчайшего расстояния от территории Аргентины. Проведите исследовательскую работу и заполните таблицу. Для работы используйте дополнительный материал.

Дополнительный материал.

Если внимательно посмотреть карты Антарктиды, изданные в разные годы, а также снимки, принимаемые с искусственных спутников Земли, то можно обнаружить много мест, где положение береговой линии с течением времени меняется. Это явление особенно характерно для шельфовых ледников. Интенсивно отступают ледяные берега Антарктиды и там, где ледниковый покров не плавает, а лежит на грунте. Так, заметно отступил ледяной берег в районе Молодежной и Мирного, и там, где раньше к ледяному барьеру могли свободно швартоваться экспедиционные корабли для разгрузки, теперь глубины уже недостаточны. В этих районах замечено и уменьшение толщины ледникового покрова… Все это является следствием изменения климатических условий.
По Л. Дубровину.

Группа « Индонезийцев» получает задание следующего содержания:

Ученые Индонезии заинтересованы в строительстве научной станции в Антарктиде. Их очень интересует вопрос изменения климата планеты. Станцию планируется разместить в пределах кратчайшего расстояния от территории Индонезии. Проведите исследовательскую работу и заполните таблицу. Для работы используйте дополнительный материал.

Дополнительный материал.

30 ноября 1958 года в районе залива Мак - Мёрдо на базе Скотта, шел дождь. Это явление крайне редко наблюдается за Южным полярным кругом.

Летом в Антарктиде в полночь солнце, едва коснувшись белизны горизонта, снова поднимается. Но что это? На горизонте два солнца! На небольшом расстоянии одно от другого. И не поймешь, какое настоящее, какое ложное! Это явление природы хорошо знакомо полярникам. Объясняется это неодинаковой плотностью слоев воздуха в небольшом приземном слое атмосферы. Лучи света, идущие от солнца преломляются под разными углами в слоях разной плотности, и поэтому предметы сильно искажаются, двоятся, троятся и т.д. Вот поэтому и появляются на горизонте два солнца.
(по разным источникам.)

Группа экологов получает задание следующего содержания:

  1. Определите и запишите общие правила поведения туристов и ученых на материке Антарктида.
  2. Ответьте на вопрос. Почему в Антарктиде зоны усиленной охраны и первоочередной защиты природы находятся в районах повышенного научного интереса?
  3. Оцените предлагаемые ребятами проекты. На какой станции вы хотели бы побывать?

Дополнительный материал.

В 1959 году был подписан Международный договор об Антарктиде. По этому Договору на материке запрещено проводить любые действия военного характера, в том числе испытания любого вида оружия. Договор создал базу для международного сотрудничества ученых разных стран в исследованиях Антарктиды, для сохранения ее природы.

Учащиеся получают рабочие листы и консультацию учителя.

Рабочий лист группы.

Участник исследования Задача Выполнение
Руководитель 1. Распределяет роли внутри группы.

2. Консультирует и осуществляет общий контроль.

3. Выступает перед классом, защищает работу группы.

Название станции.
Топограф- картограф 1. Определяет координаты точки, выбранной для строительства.

2. Наносит координаты на карту.

 
Инженер- строитель 1. Определяет тип станции (внутриконтинентальная или береговая), из чего может быть сооружена.

2. Определяет возможные сроки строительства.

 
Научные работники 1. Выбирают темы исследований. (не менее четырех)  
Менеджер по туризму 1. Определяет объекты, которые могут посетить туристы.  

5. Обсуждение результатов работы.

С результатами работы своих групп выступают руководители групп. И получают оценку экологов, которые выступают главными экспертами. Учитель обращает внимание детей на то, что материк сегодня посещают не только ученые, но и туристы! Возможно ли такое?

Оказывается, уже да! Просмотр видеоряда электронного учебника о развитии туризма на материке.

6. Домашнее задание.

Учащиеся получают домашнее задание следующего содержания:

  1. Отметить на контурной карте предполагаемые станции и маршруты экспедиции вашей группы.
  2. Ответить на вопрос № 5,6 с.201. учебника.
  3. Рассказать своим родителям о том необычном, что вы узнали на уроке.

7. Рефлексия.

Обсуждение результатов работы. Учитель задает ребятам вопрос: нужна ли Антарктида человечеству? Как должен относиться человек к такому далекому и такому необходимому ему материку? Учащиеся отвечают на поставленный вопрос. Учитель еще раз обращает внимание детей на высказывание А.М. Гусева об Антарктиде.

Выставление и комментирование оценок.

Литература:

  1. По материкам и океанам: Африка, Австралия, Антарктида: Кн. для чтения по географии материков и океанов. (Сост. Н.П. Смирнова, А.А. Шибанова.)- 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение,1988.-191 с.
  2. Реймонд Пристли. Антарктическая одиссея. (Северная партия экспедиции Р. Скотта).Л., Гидрометеоиздат,1989,360 с.