Цели:
- Развивать умение объяснять значение фразеологизмов.
- Совершенствовать умение корректировать текст.
- Развивать умение писать письма.
- Чистописание.
Пп
Письмо, почта, почтальон, почтовый, писать, почтамт.
- Разделите на два столбика.
- Почему?
- Работа над новым материалом.
- Актуализация опорных знаний.
Учитель: Послушайте стихотворение Б.Заходера.
Рано утром мама-квочка
В класс отправила сыночка.
Говорила: Не дерись,
Не дразнись, не петушись.
Поспеши, уже пора,
Ну, ни пух, ни пера!
Через час, едва живой,
Петушок идет домой.
Ковыляет еле-еле
Он со школы/ого двора,
А на нем и в самом деле
Нет ни пуха, ни пера!
- Где выражение “ни пуха, ни пера” употреблено в переносном смысле?
- Объясните его смысл.
- Как называются эти устойчивые выражения?
Фразеологизмы – это устойчивые выражения и конструкции в языке.
- Составление фразеологизмов.
Задание: вставьте пропущенные слова, называющие животных.
На доске записаны словосочетания:
Голоден как ..., труслив как ..., грязный как.., колючий как.... (Волк, заяц, свинья, ёж.)
- Как вы объясните их значение?
- Корректирование текста с избыточным употреблением фразеологизмов.
Учитель: Фразеологизмы мы часто употребляем в речи, пишем их в письмах.
- Прочитайте письмо, которое написал Денис своему другу (учебник, упр. 1, с. 95).
- Найдите в нем фразеологизмы.
- С какой целью автор письма включает в свой текст фразеологизмы?
- Правильно ли он их использует, не допускает ли ошибок?
Здравствуй, Серёжа!
Спасибо тебе за письмо. Я теперь знаю, как ты живёшь, как идут у тебя дела.
У меня сейчас хлопот полон рот. Я встаю ни свет ни заря и целый час делаю
утреннюю гимнастику. Я хочу стать сильным, как мой старший брат. Потом я сломя
уши бегу в школу. Мне нравится учиться. Я узнал много нового. Только иногда я
считаю синиц на уроке и отвечаю невпопад.
Когда я прихожу из школы, у меня ежовый аппетит, Я обедаю и начинаю делать
уроки. А многие ребята целый день бьют баклуши, гоняют лодыря и ловят мух. Они
тоже очень устают. Но мы находим время отдохнуть, только совсем немного. Старшие
говорят: делу — время, потехе — час.
Вот так я живу. Теперь буду ждать письма от тебя. До свидания. Жму твою руку.
Денис.
- Выпиши из текста письма фразеологизмы.
- Когда Денис употребляет их правильно, а когда неправильно?
- Представь, что ты пишешь письмо.
- Запиши в тетрадь часть письма, в которой ты употребишь один или несколько фразеологизмов.
- Объясни одноклассникам, о чём твоё письмо и почему именно в этой части своего письма ты употребляешь фразеологизмы.
Бить баклуши — означает “бездельничать”. Ученые считают, что слово баклуша называло предмет, по которому ударяли палкой при игре в городки. То есть раньше бить баклуши означало “ударять палкой по фигуре при игре”. А так как игра — это забава, то бить баклуши стало символом безделья. Не бей баклуши на уроках!
Физкультминутка.
Вам здоровыми быть нужно,
Делайте зарядку дружно
Начинайте этим день,
Позабудьте все про лень
- Самостоятельная работа.
Учитель: Представьте, что вы пишите письмо. Возьмите один фразеологизм и вставьте его в часть письма. Запишите эту часть.
- Что вы хотели написать в своем письме?
- Почему употребили этот фразеологизм?
- Итог урока.
- Как сказать по-другому “запомнить раз и навсегда”, “прочитать книгу до конца”?
- Домашнее задание: выписать из словаря 5 фразеологизмов.