Цели:
-
закреплять правильное произношение звуков [с], [ш] в слогах, словах, чистоговорках, во фразовой речи;
-
учить детей различать эти звуки на слух и в произношении;
-
учить пользоваться различной громкостью голоса;
-
учить внимательно вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных;
-
формировать фонематический слух;
-
способствовать развитию речевого дыхания;
-
способствовать формированию грамматического строя речи;
-
способствовать развитию логического мышления, моторики рук;
-
воспитывать чуткость, отзывчивость, доброжелательное отношение к окружающему.
Оборудование:
-
игрушка «Снеговик»;
-
пиктограммы;
-
пособие к игре «Вазы»;
-
картинки - снежинки с изображением предметов, в названии которых есть звук [с] или [ш];
-
пособие для дыхательной гимнастики «Буря».
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед: - Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, ласковы.
- Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту, красоту, здоровье, а выдохните через ротик все обиды, злобу, огорчения (Звучит лирическая музыка.)
Дети делают вдох и выдох три раза.
- А теперь, посмотрите, кто пришёл к нам в гости?
Дети: снеговик.
II. Попеременное произнесение звуков [с] - [ш].
Логопед: - Правильно. Он пришёл к нам с Далёкого Севера и принёс радиограмму. Он не знает какая погода их ожидает в ближайшее время, а вы поможете ему её расшифровать. (На предыдущих занятиях слово «радиограмма» детям объяснялось.) Логопед раздаёт детям карточки (рисунок 1):
Рисунок 1.
Дети по очереди произносят: С – Ш – СС – Ш и т.д. (Произносят громко, тихо, умеренно.)
Стрелочка вверх указывает, что нужно произносить звук [ш], а вниз звук [с].
Логопед: - Молодцы, ребята! Правильно расшифровали радиограмму: «Дальний Север ожидают метели и ветер».
III. Упражнение на развитие мимики.
- Ребята, а у снеговика есть друзья, хотите узнать какие? (рисунок 2)
Рисунок 2.
- Вот такие друзья у нашего снеговика!
IV. Дифференциация звуков [с]и [ш] в слогах, словах.
Логопед: - А теперь снеговик хочет с вами поиграть (д/и « Повтори за мной»). Давайте покажем ему, какие мы внимательные:
ша – са | шу – су | аш – яс | ош – ос | шо – со | ши – сы | уш – ус |
са – ша | су – шу | яш – аш | ши – ис | со – шо | сы – ши | еш – ес |
- Молодцы, а теперь слова:
шайка – сайка, | шок – сок, | шут – суд, | шитый – сытый, | шутки – сутки, | шип – сип, |
пошёл – посол | саша – саша – саша (ударение на второй слог) | сошо – сошо – сошо |
- Хорошо, а сейчас по картинкам:
крыса – крыша, | миска – мишка, | каска - кашка, | тушь – туз, | уши – усы, | плюс - плюш |
V. Игра «Вазы». Согласование числительного со словосочетанием.
Рисунок 3.
Логопед: - Ребята, а наш снеговик вёз в подарок друзьям вот эти кувшины и нечаянно их разбил.
Помогите ему их собрать. (рисунок 3)
Дети подбирают недостающие части.
- А теперь давайте посчитаем, сколько же кувшинов? А считать будем так: один красивый кувшин, два красивых кувшина и т.д.
Дети считают, правильно проговаривая звуки [с], [ш].
VI. Логоритмическое упражнение.
Логопед: - Молодцы, ребята! А давайте попробуем развеселить снеговика, поиграем с ним, а то он очень расстроился из – за разбитых кувшинов:
Ша – ша – ша – мы шагаем не спеша,
Са – са – са – голубые небеса,
Шу – шу – шу – птичкам крошек накрошу,
Су – су – су – и водички принесу,
Ши – ши – ши – наши детки хороши,
Сы – сы – сы – надо спрятать нам носы,
Ошки – ошки – ошки – нам похлопайте в ладошки.
Выполнение движений в соответствии с текстом.
VII. Упражнение на развитие дыхания «Буря в стакане».
Для этой игры необходимы соломинка для коктейля и стакан с крошками пенопласта. В крышке стакана делается отверстие, в которое фиксируется соломинка для коктейля. Ребёнок дует через соломинку, чтобы крошки пенопласта взлетали. Следует обратить внимание на то, чтобы щёки не надувались, а губы были не подвижны.
Логопед: - Вот мы и согрелись, а наш снеговик начал таять. Что же делать?
Дети подсказывают: «Бурю».
VIII. Игра на развитие фонематического слуха.
Логопед: - Ох, ребята, сколько же вы снежинок надули. А снежинки волшебные, с картинками. Вам нужно снежинки со звуком [ш] положить в машину, а со звуком [с] в сани. На снежинках картинки:
- лошадка, мышка, груша, чашка, мишка, носок, автобус, кактус, санки, весы и т.д.
- Молодцы!
Далее дети дают характеристику звуку [ш], [с].
IХ. Дидактическая игра «Правильно ли это?»
Логопед: - А снеговик придумал вам игру за то, что вы не дали ему растаять. Называется она «Правильно ли это?». Снеговик будет говорить вам неправильные фразы, а вы должны будете сказать их правильно.
Девочка ест кашей. Мальчик читает книгой. Мужчина пьёт чая. Женщина идёт в магазином. Кошка сидит на стулом. Мышка залезла в шкафом. Мама шьёт дочери нарядное платьем. Отец читает книгу дети.
Х. Дидактическая игра «Доскажи словечко».
Логопед: - А ещё, наш снеговик большой шутник. Послушайте, что он придумал:
|
Ложится спать, кряхтя, старушка, Испекла старушка пышки |
Логопед: - Ребята, а теперь давайте, и мы снеговика поучим, и расскажем ему чистоговорку про наш язычок:
Язык вверх: ша- ша- ша,
Каша, пирожки, лапша.
Язык вниз: са – са - са,
Сахар, масло, колбаса.
XI. Итог.
Логопед: - Молодцы, ребята! Вам понравилось играть со снеговиком? А что вам запомнилось больше всего? Вы хорошо отвечали, играли, снеговику у вас тоже очень понравилось и за это он дарит вам волшебные ледышки (леденцы «Чупа – чупс»). Ему пора возвращаться на Север. Снеговик прощается.