Цели:
- Познакомить с определением как второстепенным членом и способами его выражения, его ролью в усилении выразительности художественного описания.
- Формировать умение находить определения в предложениях и верно графически обозначать их.
- Развивать навыки использования определений в речи для более выразительной передачи содержания высказывания.
- Воспитывать интерес к родному слову.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
На доске
- Дайте синтаксическую характеристику предложений. Придумайте предложения по схемам.
- Что вы знаете о дополнении?
II. Орфографическая работа. Комментированное письмо.
Весеннее пробуждение природы, освещается солнечным светом, тени от молоденьких деревьев, небольшие лесные озера.
- Подчеркните слова, отвечающие на вопросы к а к о й?
III. Работа по теме урока (изучение нового, работа по развитию речи).
На доске:
I вариант. | II вариант. | |
Мы идем в лес. | На опушке стоит избушка. | |
Встает солнце. |
Здесь живет охотник. |
|
Кружатся листья. |
Он покажет лес. |
- Прочитайте сочинение ученика. Оно вам понравилось? Чего не хватает? Как сделать это сочинение красивым? Этому мы сегодня научимся.
Показ презентации (Приложение)
(см. Приложение. Слайд 1)
- Кого считают мастерами письменной и устной речи? (писателей и поэтов)
(см. Приложение. Слайд 2)
– Поучимся у мастеров художественного слова украшать свою речь.
(см. Приложение. Слайд 3)
Звучит “Лунная соната” Л.В.Бетховена. (Звуковой файл) На фоне зимнего пейзажа портрет С.Есенина. Коротко вспоминаем этого поэта, о чем он писал. Подготовленный обучающийся выразительно читает стихотворение С.Есенина “Белая береза”.
- Как описывает С.Есенин зимнюю березу?
(см. Приложение. Слайд 4)
- Какие предложения он использует? Найдем их основу. (графическое оформление основ предложений)
(см. Приложение. Слайд 5)
- Вот основы предложений. Они передают основной смысл предложений? А передают ли они красоту природы, чувства?
(см. Приложение. Слайд 6)
- Какие же слова помогают поэту передать красоту зимнего пейзажа?
- На какие вопросы они отвечают? (графическое оформление вопросов)
- Как называются эти второстепенные члены? (графическое оформление определений как членов предложений)
Признак предмета или явления
Обозначает определение.
Чей и Какой – ответы просты,
Лишь не хватает волнистой черты.
(см. Приложение. Слайд 7)
- Определение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета. Определения обычно выражаются прилагательным.
(см. Приложение. Слайд 8)
- Давайте потренируемся украшать свою речь. Подберите определения, которые называют признаки изображенных предметов.
(см. Приложение. Слайд 9-13)
На экране появляются изображения животных, растений, обучающиеся устно подбирают к ним красивые определения.
(см. Приложение. Слайд 14)
- Теперь попробуем украсит определениями предложения: Осень. Падают листья. Пошел дождь.
Дети составляют предложения, записывают их в тетради, подчеркивают главные члены предложения и определения; отмечают слова, к которым относятся определения.
(см. Приложение. Слайд 15)
- Определения помогут сделать вашу речь образной, выразительной, поэтичной, музыкальной.
IV. Творческая работа. Мини-сочинение (по вариантам).
- Теперь вы смело можете исправить сочинение ученика, превратите его в красивый, выразительный рассказ. (см. начало урока)
V. Закрепление.
1) Самостоятельная работа с текстом стихотворения И. Бунина (текст распечатан).
Стихотворение списать, вставить пропущенные буквы, в словах с безударными гласными, проверяемыми ударением, обозначить корень. Определение подчеркнуть вместе с тем словом, к которому оно относится.
В глуш... л...сной, в глуш... з...леной,
Всегда т...нистой и сырой
В крутом овраг... под г...рой
Б...ет из к...мней родник студеный.
И. Бунин
2) Игра по развитию речи “Одень матрешку!” (устно)
“Матрешка” - это нераспространенное предложение, которое надо одеть с помощью второстепенных членов предложения.
Образец: Дуб растет. Дуб растет на поляне. Дуб растет на лесной поляне…
Солнце село.
Дети играли.
3) Работа по развитию речи “Разговор с иностранцем”.
“Коричневые глаза”
Соединяя слова, надо помнить о языковых традициях. Послушайте два портретных описания и определите, какое из них принадлежит иностранцу.
“Моя сестра – веселая девочка с открытым лицом, задорной улыбкой. У нее вьющиеся волосы, карие глаза, тонкие брови”.
“У моей сестры широко раскрытые коричневые глаза, тонкие брови, задорно вздернутый нос и светло-коричневые вьющиеся волосы”.
В русском языке не принято называть глаза коричневыми: о глазах скажут карие, о волосах – каштановые или (если они светло-коричневые) русые.
VI. Итог урока.
VII. Домашнее задание: п. 37. упр. 182.
Презентация к уроку. (Приложение)