Урок русского языка в 5-м классе по теме "Определение" (урок с использованием мультимедийных компьютерных технологий)

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. Познакомить с определением как второстепенным членом и способами его выражения, его ролью в усилении выразительности художественного описания.
  2. Формировать умение находить определения в предложениях и верно графически обозначать их.
  3. Развивать навыки использования определений в речи для более выразительной передачи содержания высказывания.
  4. Воспитывать интерес к родному слову.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

На доске

- Дайте синтаксическую характеристику предложений. Придумайте предложения по схемам.

- Что вы знаете о дополнении?

II. Орфографическая работа. Комментированное письмо.

Весеннее пробуждение природы, освещается солнечным светом, тени от молоденьких деревьев, небольшие лесные озера.

- Подчеркните слова, отвечающие на вопросы к а к о й?

III. Работа по теме урока (изучение нового, работа по развитию речи).

На доске:

I вариант. II вариант.
Мы идем в лес. На опушке стоит избушка.

Встает солнце.

Здесь живет охотник.

Кружатся листья.

Он покажет лес.

- Прочитайте сочинение ученика. Оно вам понравилось? Чего не хватает? Как сделать это сочинение красивым? Этому мы сегодня научимся.

Показ презентации (Приложение)

(см. Приложение. Слайд 1)

- Кого считают мастерами письменной и устной речи? (писателей и поэтов)

(см. Приложение. Слайд 2)

– Поучимся у мастеров художественного слова украшать свою речь.

(см. Приложение. Слайд 3)

Звучит “Лунная соната” Л.В.Бетховена. (Звуковой файл) На фоне зимнего пейзажа портрет С.Есенина. Коротко вспоминаем этого поэта, о чем он писал. Подготовленный обучающийся выразительно читает стихотворение С.Есенина “Белая береза”.

- Как описывает С.Есенин зимнюю березу?

(см. Приложение. Слайд 4)

- Какие предложения он использует? Найдем их основу. (графическое оформление основ предложений)

(см. Приложение. Слайд 5)

- Вот основы предложений. Они передают основной смысл предложений? А передают ли они красоту природы, чувства?

(см. Приложение. Слайд 6)

- Какие же слова помогают поэту передать красоту зимнего пейзажа?

- На какие вопросы они отвечают? (графическое оформление вопросов)

- Как называются эти второстепенные члены? (графическое оформление определений как членов предложений)

Признак предмета или явления
Обозначает определение.
Чей и Какой – ответы просты,
Лишь не хватает волнистой черты.

(см. Приложение. Слайд 7)

- Определение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета. Определения обычно выражаются прилагательным.

(см. Приложение. Слайд 8)

- Давайте потренируемся украшать свою речь. Подберите определения, которые называют признаки изображенных предметов.

(см. Приложение. Слайд 9-13)

На экране появляются изображения животных, растений, обучающиеся устно подбирают к ним красивые определения.

(см. Приложение. Слайд 14)

- Теперь попробуем украсит определениями предложения: Осень. Падают листья. Пошел дождь.

Дети составляют предложения, записывают их в тетради, подчеркивают главные члены предложения и определения; отмечают слова, к которым относятся определения.

(см. Приложение. Слайд 15)

- Определения помогут сделать вашу речь образной, выразительной, поэтичной, музыкальной.

IV. Творческая работа. Мини-сочинение (по вариантам).

- Теперь вы смело можете исправить сочинение ученика, превратите его в красивый, выразительный рассказ. (см. начало урока)

V. Закрепление.

1) Самостоятельная работа с текстом стихотворения И. Бунина (текст распечатан).

Стихотворение списать, вставить пропущенные буквы, в словах с безударными гласными, проверяемыми ударением, обозначить корень. Определение подчеркнуть вместе с тем словом, к которому оно относится.

В глуш... л...сной, в глуш... з...леной,
Всегда т...нистой и сырой
В крутом овраг... под г...рой
Б...ет из к...мней родник студеный.
И. Бунин

2) Игра по развитию речи “Одень матрешку!” (устно)

“Матрешка” - это нераспространенное предложение, которое надо одеть с помощью второстепенных членов предложения.

Образец: Дуб растет. Дуб растет на поляне. Дуб растет на лесной поляне…

Солнце село.
Дети играли.

3) Работа по развитию речи “Разговор с иностранцем”.

“Коричневые глаза”

Соединяя слова, надо помнить о языковых традициях. Послушайте два портретных описания и определите, какое из них принадлежит иностранцу.

“Моя сестра – веселая девочка с открытым лицом, задорной улыбкой. У нее вьющиеся волосы, карие глаза, тонкие брови”.

“У моей сестры широко раскрытые коричневые глаза, тонкие брови, задорно вздернутый нос и светло-коричневые вьющиеся волосы”.

В русском языке не принято называть глаза коричневыми: о глазах скажут карие, о волосах – каштановые или (если они светло-коричневые) русые.

VI. Итог урока.

VII. Домашнее задание: п. 37. упр. 182.

Презентация к уроку. (Приложение)