Урок музыки "О чем говорит музыка"

Разделы: Музыка


Цель: Показать неразрывную связь изобразительных и выразительных возможностей музыки, как главное условие создания в воображении ребенка музыкального образа.

Задачи:

  • Воспитывать в детях чувство прекрасного, используя лучшие образцы мировой музыкальной культуры, ориентируясь на эстетические ценности (добро).
  • Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, воображение, умение высказывать свое мнение о музыке.

Оборудование: Портрет П.И. Чайковского, диатонический металлофон с “волшебным молоточком”, карточки для “Музыкальной копилки”, письмо от Незнайки.

Музыкальный ряд: “Монтер” Д.Б. Кабалевский, “Баба Яга” П.И. Чайковский, “Веселая. Грустная” Л.Бетховен, песня “Сказки гуляют по свету” муз. Е.Птичкина, сл. М.Пляцковского.

Приемы активизации:

  • Распевание по ступеням (волшебное заклинание “Крибле-крабле-бом”)
  • Игра “Музыкальная копилка” с использованием карточек
  • Двигательная импровизация “Волшебный лес”
  • Игра “Буратино и Пьеро”
  • Письмо от сказочного героя
  • Пение, как эмоционально-образное исполнение
  • Смена видов деятельности

Тип урока: Урок-обобщение

Проблема: Может ли музыка изображать сказочных героев, их действия; картины природы, а также выражать настроения, чувства?

Ход урока

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Тема сегодняшнего урока “О чем говорит музыка?” и для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы совершим путешествие в сказку. Вы любите сказки? Я их тоже очень люблю. Так что не будем терять времени. А поможет нам совершить это путешествие волшебный молоточек. Как только мы повторим за ним волшебное заклинание – сразу окажемся в сказке.

“Крибле-крабле-бом” распевание по ступеням мажорного трезвучия

  1. Основная часть.

- Куда же мы попали? послушайте внимательно музыку, она подскажет, где мы очутились.

“Монтер” Д.Б. Кабалевский - вступление (слушание).

- Что изобразила музыка? Где же мы очутились? (В лесу). Итак, музыка нарисовала лес. А музыка рассказала, какой это лес? (Ответы детей). Давайте изобразим этот лес. Представьте, что вы деревья в этом лесу… Вы красивые, стройные березки, стоящие ровными рядами? Нет! Страшные, скрипучие коряги.

Физкультминутка “Волшебный лес”

(Дети под музыку изображают деревья в дремучем лесу)

- Ребята, хотелось бы вам погулять в таком лесу? А кто из сказочных героев мог бы жить здесь? (Ответы детей).

- Давайте послушаем музыку П.И.Чайковского “Баба Яга” и постараемся увидеть, чем она сейчас занимается. А чтобы нам было легче представить, закройте глаза.

“Баба Яга” П.И.Чайковский (слушание)

- О чем же рассказала музыка? Что вы себе представили? (Ответы детей). Может она спала на печке? Почему вы так решили? Какая была музыка? Давайте поиграем в “Музыкальную копилку”: я буду говорить, какая это была музыка, если слово подходит к характеру музыки, вы повторяете его за мной; если же нет – молчите. (Подходящие по смыслу карточки вывешиваются на доску).

-Итак, я считаю, что эта музыка была…

  • солнечная
  • печальная
  • нежная
  • ласковая
  • мягкая
  • добрая
  • спокойная
  • грозная
  • тревожная
  • таинственная
  • волшебная
  • стремительная
  • колючая
  • сердитая
  • героическая

- Кто же скажет, какая была музыка? (Дети отвечают, используя карточки на доске)

- Ребята, пока мы играли в “Музыкальную копилку”, я забыла, чем закончилась музыка: улетела Баба Яга в лес или осталась где-то рядом? Давайте послушаем еще раз музыку, и вы поможете ответить мне на этот вопрос.

“Баба Яга” П.И.Чайковский (повторное слушание)

(Ответы детей)

-Почему вы так решили? (Музыка затихает). В какую-то страшную сказку привел нас волшебный молоточек, давайте еще раз споем заклинание, только теперь играть волшебным молочком будет (имя ребенка).

Волшебное заклинание (импровизация)

- О, мы очутились в другой сказке, кто вспомнит, что это за сказка?..

Музыка из к/ф “Приключения Буратино”

- Давайте поиграем в “Буратино и Пьеро”. Пока звучит музыка, вы двигаетесь, музыка остановилась – вы замерли в той позе, которую я назову: Буратино – как будто вы деревянные; Пьеро – как будто тряпочные.

Физкультминутка “Буратино и Пьеро”

- Пока мы с вами играли, нам пришло письмо от Незнайки. Давайте его скорее прочитаем.

Со мной вчера произошла интересная история. Послушайте музыку, и вы сами догадаетесь, что произошло вчера."

- Очень странное письмо. Но давайте послушаем музыку. О чем она расскажет?

“Веселая. Грустная” Л. Бетховен

- Что же могло произойти с Незнайкой? Музыка менялась от начала до конца? Значит, менялось и настроение героя. Как вы считаете, почему оно могло меняться? (Дети сочиняют свои рассказы)

- Очень интересные истории. Ну а нам с вами пора в путь. Вы еще не забыли волшебное заклинание?

Волшебное заклинание (импровизация)

- Ребята, а за что можно любить сказки? Пока вы думаете, я спою вам песню о сказках.

“Сказки гуляют по свету” муз. Е.Птичкина, сл. М.Пляцковского

- Так за что же можно любить сказки?

- А как вы думаете: очень важно, чтобы добро побеждало? Тогда давайте выучим эту песню.

“Сказки гуляют по свету” разучивание песни, работа над кантиленой

  1. Итог урока

- Вот мы и побывали в сказке. А помогла нам совершить это путешествие… музыка. Так может ли говорить музыка? И о чем она может говорить? (Ответы детей). Верно. Музыка – настоящая волшебница, она без слов может передать настроение героя, рассказать о его переживаниях, нарисовать портреты людей, животных, сказочных персонажей, изобразить картины природы. А чтобы понять музыкальный язык, нужно уметь не просто слУшать, но и слЫшать его.

- Вам понравилось путешествовать с волшебным молоточком? Тогда давайте ему на память оставим свое настроение. (Дети наклеивают желтые или синие цветочки на коробку металлофона).

Спасибо всем за работу, урок окончен, до свидания.