Цель: Показать неразрывную связь изобразительных и выразительных возможностей музыки, как главное условие создания в воображении ребенка музыкального образа.
Задачи:
- Воспитывать в детях чувство прекрасного, используя лучшие образцы мировой музыкальной культуры, ориентируясь на эстетические ценности (добро).
- Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, воображение, умение высказывать свое мнение о музыке.
Оборудование: Портрет П.И. Чайковского, диатонический металлофон с “волшебным молоточком”, карточки для “Музыкальной копилки”, письмо от Незнайки.
Музыкальный ряд: “Монтер” Д.Б. Кабалевский, “Баба Яга” П.И. Чайковский, “Веселая. Грустная” Л.Бетховен, песня “Сказки гуляют по свету” муз. Е.Птичкина, сл. М.Пляцковского.
Приемы активизации:
- Распевание по ступеням (волшебное заклинание “Крибле-крабле-бом”)
- Игра “Музыкальная копилка” с использованием карточек
- Двигательная импровизация “Волшебный лес”
- Игра “Буратино и Пьеро”
- Письмо от сказочного героя
- Пение, как эмоционально-образное исполнение
- Смена видов деятельности
Тип урока: Урок-обобщение
Проблема: Может ли музыка изображать сказочных героев, их действия; картины природы, а также выражать настроения, чувства?
Ход урока
-
Организационный момент
“Крибле-крабле-бом” распевание по ступеням мажорного трезвучия
- Основная часть.
- Куда же мы попали? послушайте внимательно музыку, она подскажет, где мы очутились.
“Монтер” Д.Б. Кабалевский - вступление (слушание).
- Что изобразила музыка? Где же мы очутились? (В лесу). Итак, музыка нарисовала лес. А музыка рассказала, какой это лес? (Ответы детей). Давайте изобразим этот лес. Представьте, что вы деревья в этом лесу… Вы красивые, стройные березки, стоящие ровными рядами? Нет! Страшные, скрипучие коряги.
Физкультминутка “Волшебный лес”
(Дети под музыку изображают деревья в дремучем лесу)
- Ребята, хотелось бы вам погулять в таком лесу? А кто из сказочных героев мог бы жить здесь? (Ответы детей).
- Давайте послушаем музыку П.И.Чайковского “Баба Яга” и постараемся увидеть, чем она сейчас занимается. А чтобы нам было легче представить, закройте глаза.
“Баба Яга” П.И.Чайковский (слушание)
- О чем же рассказала музыка? Что вы себе представили? (Ответы детей). Может она спала на печке? Почему вы так решили? Какая была музыка? Давайте поиграем в “Музыкальную копилку”: я буду говорить, какая это была музыка, если слово подходит к характеру музыки, вы повторяете его за мной; если же нет – молчите. (Подходящие по смыслу карточки вывешиваются на доску).
-Итак, я считаю, что эта музыка была…
- солнечная
- печальная
- нежная
- ласковая
- мягкая
- добрая
- спокойная
- грозная
- тревожная
- таинственная
- волшебная
- стремительная
- колючая
- сердитая
- героическая
- Кто же скажет, какая была музыка? (Дети отвечают, используя карточки на доске)
- Ребята, пока мы играли в “Музыкальную копилку”, я забыла, чем закончилась музыка: улетела Баба Яга в лес или осталась где-то рядом? Давайте послушаем еще раз музыку, и вы поможете ответить мне на этот вопрос.
“Баба Яга” П.И.Чайковский (повторное слушание)
(Ответы детей)
-Почему вы так решили? (Музыка затихает). В какую-то страшную сказку привел нас волшебный молоточек, давайте еще раз споем заклинание, только теперь играть волшебным молочком будет (имя ребенка).
Волшебное заклинание (импровизация)
- О, мы очутились в другой сказке, кто вспомнит, что это за сказка?..
Музыка из к/ф “Приключения Буратино”
- Давайте поиграем в “Буратино и Пьеро”. Пока звучит музыка, вы двигаетесь, музыка остановилась – вы замерли в той позе, которую я назову: Буратино – как будто вы деревянные; Пьеро – как будто тряпочные.
Физкультминутка “Буратино и Пьеро”
- Пока мы с вами играли, нам пришло письмо от Незнайки. Давайте его скорее прочитаем.
Со мной вчера произошла интересная история. Послушайте музыку, и вы сами догадаетесь, что произошло вчера."
- Очень странное письмо. Но давайте послушаем музыку. О чем она расскажет?
“Веселая. Грустная” Л. Бетховен
- Что же могло произойти с Незнайкой? Музыка менялась от начала до конца? Значит, менялось и настроение героя. Как вы считаете, почему оно могло меняться? (Дети сочиняют свои рассказы)
- Очень интересные истории. Ну а нам с вами пора в путь. Вы еще не забыли волшебное заклинание?
Волшебное заклинание (импровизация)
- Ребята, а за что можно любить сказки? Пока вы думаете, я спою вам песню о сказках.
“Сказки гуляют по свету” муз. Е.Птичкина, сл. М.Пляцковского
- Так за что же можно любить сказки?
- А как вы думаете: очень важно, чтобы добро побеждало? Тогда давайте выучим эту песню.
“Сказки гуляют по свету” разучивание песни, работа над кантиленой
- Итог урока
- Вот мы и побывали в сказке. А помогла нам совершить это путешествие… музыка. Так может ли говорить музыка? И о чем она может говорить? (Ответы детей). Верно. Музыка – настоящая волшебница, она без слов может передать настроение героя, рассказать о его переживаниях, нарисовать портреты людей, животных, сказочных персонажей, изобразить картины природы. А чтобы понять музыкальный язык, нужно уметь не просто слУшать, но и слЫшать его.
- Вам понравилось путешествовать с волшебным молоточком? Тогда давайте ему на память оставим свое настроение. (Дети наклеивают желтые или синие цветочки на коробку металлофона).
Спасибо всем за работу, урок окончен, до свидания.