“Ребенок, испытавший радость
творчества
даже в самой минимальной степени,
становится другим, чем ребенок,
подражающий актам других.”
Б.Асафьев
Перед учителем начальных классов стоит одна из важнейших задач — создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе с целью спокойного и планомерного общего развития личности каждого школьника и развитие творческой личности.
Учитель выполняет три взаимосвязанные функции:
- забота о развитии каждого ребенка;
- помощь в решении возникающих проблем;
- организация разнообразной деятельности в классе.
Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь “искру божью”, вызвать неподдельный интерес к происходящему в первом классе и удержать этот интерес до окончания начальной школы? И решение пришло само собой – надо приобщать детей к творческому процессу, чтобы они были не только слушателями, исполнителями, но и творцами.
Многие педагоги полагают, что работать с одаренными детьми легко. Они считают, что одаренные дети – это подарок судьбы, лепи из них, что хочешь. Но это заблуждение!!! Легко тогда, когда не представляешь всей серьезности проблемы, и труднее тогда, и вместе с тем интереснее, когда к данной проблеме относишься с полной ответственностью и сознанием важности порученной миссии. Срабатывает правило: “не навреди”.
Размышляя над формами, методами обучения и воспитания, опираясь на собственный педагогический опыт, пришла к убеждению, что результат будет лишь там, где на первом месте стоит личность каждого из моих учеников.
Для изучения интересов и увлечений учащихся, особенностей взаимоотношений со сверстниками, характера, эмоционального состояния ребенка я применяю психолого-педагогические методы изучения личности младшего школьника. При этом считаю, что такие методы должны гармонично включаться в воспитательную работу.
По моему мнению, основными задачами диагностического обследования младших школьников являются:
- определение уровня развития ребенка;
- обнаружение изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону, установление нормы или отклонения (ориентируясь на эталон).
По результатам обследований проводим:
- анализ полученных фактов;
- установление причин изменений;
- разработку плана дальнейшей коррекционной работы.
Наиболее доступными методами педагогической диагностики считаю: метод наблюдения, беседу, опрос, анкетирование, графически-рисуночные тесты, мини-сочинения.
На протяжении обучения ребенка в начальной школе осуществляются диагностики, позволяющие проследить за изменениями:
- уровня воспитанности;
- самооценки ученика;
- уровня самостоятельности;
- характера межличностных отношений;
- особенности личности ученика;
- уровня самоконтроля;
- отношения ученика к своему здоровью;
- уровня тревожности.
Опираясь на результаты проведенных диагностик, составляю программу развития и воспитания личности, в которой акцентируется внимание на “Я” каждого ребенка.
При составлении программы использую технологию “Гуманно-личностного подхода к обучающимся” Ш.А. Амонашвили и технологию “Гуманного коллективного воспитания” А.В. Сухомлинского.
Выделяю основные направления деятельности по формированию коллектива и Я-концепции каждого ребенка:
- “Я моя семья, мои друзья”;
- “Я, мы и природа”;
- “Мой край родной”;
- “Здоровому все здорово”;
- “Верность традициям”;
- “Общение (Кто в согласии живет, счастье в жизни обретет)”;
- “Трудолюбие”.
Реализация этой программы:
- активизирует интерес школьников к разным видам искусства;
- улучшает психологическую атмосферу в классе, в школе;
- способствует формированию раскованного, общительного человека, владеющего и телом, и словом, умеющего слушать, и главное – понимать услышанное;
- развивает живую фантазию, память, внимание, познавательные интересы детей;
- поднимает их на новый качественный уровень обучения по всем школьным дисциплинам.
Возникла необходимость найти такие средства и формы воспитательной работы с классом, которые могли бы увлечь детей общностью интересов и повести их к вершинам успеха. Я выбрала для своего класса такие виды деятельности, как игра, общение, творчество.
Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики — это вопрос о творчестве детей и о значении творческой работы для общего развития ребенка. Существует распространенное мнение, что творчество является уделом избранных и что только тот, кто одарен особым талантом, должен его развивать в себе, и может считаться призванным к таланту. Однако этот вывод является спорным, а с точки зрения школы — недопустимым. И моя задача, как первого учителя, сделать творчество нормальным и постоянным спутником детского развития. А это зависит от каждодневного труда учителя, такта и душевной щедрости.
Важно определить темп и найти педагогические возможности творческого развития ребенка. Важно работать с ребенком в той степени трудности, которую он выбирает сам, и с каждым годом, в зависимости от успешности дела, эту планку поднимать, чтобы иметь возможность роста.
Для раскрытия творческих способностей детей применяю активные формы и методы:
- беседы;
- дискуссии;
- игры;
- состязания;
- походы и экскурсии;
- конкурсы;
- турниры;
- собеседования;
- олимпиады;
- наблюдения;
- творческий труд;
- поисковые эксперименты;
- индивидуальные занятия;
- художественно-эстетическая деятельность и т.д.
Мне и моим ученикам интересен сам путь к познанию. “Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью!” (Л.Н.Толстой).
В зависимости от способностей детей каждому ребенку даю индивидуальное творческое задание. Пытаюсь разбудить детскую мысль, заставить ребят думать, анализировать, сравнивать. В результате класс превращается в коллектив личностей.
Красноречивые и артистичные работают с дополнительными источниками литературы и готовят сообщения к урокам “Нашего мира” (о растениях, животных, космосе), литературного чтения (о писателе или поэте, подобрать стихи, рассказы для чтения или инсценировки). Бурно проходит обсуждение сообщения, слушатели задают докладчику вопросы, которые их заинтересовали, но на которые они не получили исчерпывающего ответа. А с наиболее интересными сообщениями выступают перед ребятами в другом классе. При подготовке сообщений, напоминаю ребятам, что самым продуктивным способом получить знания, является самостоятельная работа.
Тому, кто неплохо сочиняет, предлагаю составить загадки, ребусы, сказки, викторины. Ребятам это нравится. Они устают от однообразия. Им хочется учиться весело, необыкновенно, увлекательно.
Те, кто любит и умеет хорошо рисовать, иллюстрирует стихотворения, отрывки из рассказов, составленные загадки и кроссворды. Создали “Рукописный альбом”, в котором записывали понравившиеся стихи известных поэтов и рисовали рисунки к ним. Рисуют все ребята, но основную оформительскую работу выполняет Алеманов Рома. Мальчик принимает участие во всех классных, школьных и районных конкурсах. Награжден сертификатами участника муниципального этапа творческих работ “Гимн чести, мужеству и славе” (конкурс плакатов), “Вахта памяти 2008” (рисунки “Память за собою позови”).
Усидчивым ребятам предлагаю составить кроссворд с каким-либо ключевым словом. В ходе решения этих кроссвордов отрабатываем литературные термины, развиваем устную и письменную речь. Детские кроссворды редактирую и использую в своей работе как разноуровневый дидактический материал.
Для привития интереса к математике провожу кружок “Занимательная математика”. Решаем задачи повышенной сложности, готовимся и проводим олимпиады, знакомимся с историей математики, решаем старинные задачи и головоломки. Учу детей правильно выходить из нестандартных ситуаций и критически мыслить.
Нередко от родителей и даже от учителей можно услышать такие слова: “Ну, зачем он тратит дорогое время на сочинение стихов - у него ведь нет никакого поэтического дара!”, “Зачем он рисует - из него ведь все равно художник не получится!” “А для чего он пытается сочинять какую-то музыку - ведь это не музыка, а чепуха какая-то получается!..”
Какое во всех этих словах огромное педагогическое заблуждение! В ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений. Ведь за всеми этими наивностями, нескладностями и корявостями кроются искренние и потому самые истинные творческие устремления ребенка, самые подлинные проявления его хрупких чувств и несформировавшихся еще мыслей.
Вот почему чрезвычайно своевременным является создание учебников по литературному чтению Н.А Чураковой по “Перспективной начальной школе”, содержание которого вызывает живой отклик у детей, потому что в них заложена система “выходов” за рамки учебника в мир литературы. Действительно, эти учебники помогают детям в их первых шагах на пути к красоте слова, приобщают их к огромному и прекрасному миру искусства. Поскольку, с одной стороны, они нацелены на воспитание уважения к художественному произведению, на формирование удивления и восхищения перед тайной литературного творчества, а с другой стороны, перекидывают мостик к восприятию красоты мира живописи и музыки.
На уроках литературного чтения мы часто бываем на заочных экскурсиях в картинной галерее, в художественном музее. Здесь дети знакомятся не только с различными авторами и содержанием шедевров живописи, но и при соответствующем эмоциональном настрое, который стараюсь создать на уроке, пропускают жизнь картин через себя. Потому что смотреть и видеть — вещи разные и редко совпадающие.
Вместе с детьми мы открыли и поэта Дмитрия Кедрина, с его неповторимыми красочными стихами, и писателя Сергея Козлова, который учит нас через сказки и стихи быть исследователями красоты, обнаруживать ее там, где обычно мы ее не видим. Дети неоднократно изъявляли желание инсценировать эти сказки. Дружно готовимся, распределяем роли, репетируем, подбираем музыку, создаем костюмы, придумываем оформление. И вновь заняты все. Наблюдая за поведением детей, вижу по блеску в их глазах, что это им интересно. Они становятся дружнее, сплоченнее, определяются дружеские симпатии, появляется желание поддержать друг друга и стремление показать себя, свои способности.
Дети выступают с музыкально-театральными представлениями не только в стенах школы, но и в детском саду (“Именины дедушки Корнея”, Е.В. Чарушину “Мои любимые домашние питомцы”), на сценической площадке села (конкурс “Маленький принц”, колядочные истории “Ходим, пляшем, колядуем”, концертная программа к Дню защиты детей “Кукольный звездопад”), района (конкурс “Россия молодая”, фольклорный театр) и Тары (конкурс “Красота спасет мир”, спектакль “Лягушонок” по Михаилу Пришвину).
Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда — порыв к добру и красоте, а еще чувство тайны, которую очень хочется разгадать. Роль учителя — создать обстановку отсутствия страха, пробудить в нем фантазию, укрепить присущую возрасту творческую свободу и веру в свои силы, подвести его к мысли, высказанной Уолтом Уитменом: “Ни у кого нет таких дарований, которых бы не было у тебя, ни такой красоты, ни такой доброты, какие есть у тебя, ни дерзанья такого, ни терпенья, какие есть у тебя!”
Толчком к написанию собственных стихов послужили шуточные стихи Петра Синявского “Ириски и редиски”, “Хрюпельсин и Хрюмидор” (из “Литературного чтения”, 2 класс). Все ребята попробовали сочинить свое шуточное стихотворение, и это им очень понравилось. Но не все попытки были удачными. Стихи стали получаться у Полины Сергиенко только в 3-ем классе. На встрече с тарской поэтессой Натальей Кусковой, где дети читали ее стихи, Полина показала свою “тетрадь поэзии” поэтессе и та их одобрила. В 4 классе к Полининому увлечению поэзией присоединилась Тугушева Асель. Свои стихи девочки читали на родительских собраниях, классных часах, праздниках. Стихи Полины и Асели были оформлены в “Поэтической тетради” в двух частях. В первой части художником был Алеманов Рома, а во второй рисунки сделаны на компьютере.
Я люблю тебя лето
Я люблю тебя лето лучистое!
Я люблю тебя лето душистое!
Я люблю твое небо звездное!
Я люблю твое утро росистое!
Вечерами люблю посидеть у костра.
Слушать плеск воды до утра.
Даже грозы и дождь я люблю.
Босиком я мчусь по лугу.
Васильки и ромашки мне любы,
Красотой своей яркой милы.
Я люблю собирать их при этом.
Проносить их домой в букетах.
По душе мне пенье птичье.
По душе мне веселье девичье.
В хороводах больших у костра
Я люблю посидеть и одна.
Тугушева Асель
Зимушка – зима
Зимушка – зима, как ты холодна!
Снег пушистый, золотистый
Словно пух летит.
Санки вытащу играть,
С горки прыгать и скакать.
И на лед пойду с друзьями,
Тут уж санки не нужны.
И из дома принесу новые коньки.
Зимушка – зима, как ты хороша!
Сергиенко Полина
У Тугушевой Асели большие способности к художественному слову. Хорошо поставлен голос, прекрасная дикция. Занимается в фольклорном кружке “Родное слово” (рук. Н.П. Гребенщикова, Тарский ЦДТ). Принимала участие в районном фестивале творчества “В кругу семьи” (номинация “Художественное слово”), где читала рассказ Б.Емельянова “Мамины руки”. В районе стала победителем. А в областном конкурсе заняла 2 место и награждена дипломом Министерства образования Омской области.
Растет интерес к национальной культуре, народным промыслам, обычаям и традициям. Целенаправленно веду работу по изучению детьми истории малой родины. Нет ничего ближе, конкретнее, понятнее и милее для учащегося, чем родной край с его природой, его настоящим и прошлым.
На уроках ИКННОПа и внеклассных мероприятиях мы обращаемся к истокам родного языка и культуры. Знакомимся с играми, обрядами, песнями, сказками наших предков.
Самый любимый для детей русский народный праздник Масленица стал традиционным, благодаря совместной работе с сельским библиотекарем и родителями. Дети знакомятся с масленичными традициями и обрядами, в классе создают праздничный интерьер. Даже мороз не помеха празднику, который начинается с катания на лошади. Ее стремительный бег завораживает дух детей. Вокруг чучела водят хороводы, поют колядки. Вкусные горячие блины, катание с горы на санках, сжигание чучела Масленицы оставляют самые яркие впечатления о празднике. Народный праздник дает человеку ощущение полного слияния с природой.
Благоприятная для детей окружающая среда: тесное общение на уроках литературы, русского языка, ИКННОПа и во внеурочное время, когда готовились к общешкольным коллективным делам и классным мероприятиям, – способствовала поддержанию развития одаренности моих подопечных.
Детский коллектив – это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и нужность другого. Ребята дружат между собой в школе и вне школы, внимательны друг к другу. В классе сложились свои традиции. Работает орган самоуправления “Маленькая страна” со своими министрами, президентом. Дети живут по законам, которые они приняли сами. Поручения в классе распределены между ребятами в соответствии с их интересами.
Для того, чтобы ребята видели результаты своего труда, оформляю “Портфолио” на каждого ученика.
Мое хобби – фотографирование. Организовываю фотовыставки, веду фото архив детей с 1 по 4 классы. Интерес к фотографии стараюсь передать своим ученикам. Галя и Катя Полетыко с мамой принимают активное участие в районных и областных конкурсах фотографии (сертификат участника районного конкурса фотоматериалов “Красота родного края” и грамота комитета по образованию Тарского муниципального района в номинации “Пейзаж”; диплом Лауреата районного и сертификат участника областного творческого фестиваля – конкурса семейного творчества “В кругу семьи” по номинации “Фотографическое искусство”). Галя занимается исследовательской работой. Принимала участие в муниципальном конкурсе “И род мой издревле ведется…” заняла 3-е место, награждена грамотой и ценным подарком. Участвовала в школьной научно-практической конференции с докладом “Моя родословная”. Получила благодарственное письмо за участие в фестивале “К новым творческим вершинам”, где читала стихотворение. Принимала активное участие в районном конкурсе “Доброта”, её сочинение в сборнике …
Непременное условие успеха в воспитании и обучении подрастающего поколения - совместная творческая деятельность классного руководителя, педагогического коллектива, родителей, социума, руководителей дополнительного образования.
Интересно ведется работа в школьном музейном уголке. Руководитель, Т.А. Кучеренко проводит экскурсии по тематике: “Предметы крестьянского быта”, “История села Черняево”, “Летопись школы”, “Земляки – участники ВОВ”. Ребята охотно участвуют в викторинах, играх, конкурсах: “Земля Отеческая”, “Град Тарский”, “Прииртышье мое”. Проходят встречи с жителями села: ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками хозяйства, народными мастерицами.
При сотрудничестве с библиотекарем, у ребят формируется культура чтения, положительное отношение к нравственным идеалам и этическим нормам поведения, осознанию собственной индивидуальности через освоение детской литературы. Совместные театрализованные представления “Сказка о потерянном времени”, “80 лет Винни - Пуху”, встреча с тарской поэтессой, членом регионального союза писателей Н. Кусковой.
На кружке “Рукодельница” (руководитель В.П. Евтина) изготавливают поделки из соленого теста, папье-маше, природного материала, вяжут, принимают участие в конкурсе “Мы все талантливы”.
Зимой в детском саду помогают лепить снежные фигуры, заливают горку, делать подарки. В течение года оказывают шефскую помощь при проведении мероприятий, готовят реквизит. Занимаются ремонтом книг, ставят спектакли, разучивают игры, ходят в поход в лес.
Неоценимую помощь в проведении мероприятий (день Матери “Ласково тебя я обниму”, лыжные прогулки, Рождество, Масленица, Пасха, дни Здоровья и т.д.) оказывают родители, родительский комитет. Именно в сотрудничестве с родителями класса успешно проходит работа по охране здоровья, по вовлечению в культурно-оздоровительную деятельность, стимулируется игровое творчество.
Самая приятная традиция класса - это походы в лес в разное время года. Устраиваем праздник единения с родителями. Готовим завтрак и обед традиционно на костре. Дети проводят развлекательную программу, подвижные игры для себя и взрослых, и по тому, как ребята громко и весело распевают песни и смеются, можно судить, что праздник удался.
В своей работе постоянно забочусь о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников образовательного учреждения, провожу совместные праздники, на которые приглашаем учителя физкультуры Крысова Ю.А. Все дети посещают спортивные секции, побеждают на соревнованиях. Особых успехов добиваются Петрашова Софья и Валуев Саша во всех видах спорта. Обладая хорошими физическими данными, грацией Софья успешно занимается танцами. С танцевальной группой неоднократно принимала участие в конкурсах, концертных программах на уровне школы, села, города, района, за что награждены грамотами и дипломами.
40% детей занимаются в филиале Тарской музыкальной школы по классу фортепьяно, балалайка, гармонь.
Мои дети активные участники муниципальных конкурсов: “Пионерские годы моих родителей”, “Впусти доброту в своё сердце”, “В кругу семьи”.
Легкие и развлекательные на первый взгляд мероприятия на самом деле выполняют большую познавательную и воспитательную функцию в развитии творческой личности.
Говорить о работе с одаренными детьми сегодня очень важно. Эта тема остается открытой, вероятно, потому, что не все могут смело заявить о себе, начать экспериментировать, предложить свои новации, несправедливо полагая, что одаренных детей не так уж много. Так давайте же будем внимательны к проявлению талантливости в любых ее проявлениях, даже в самых, на первый взгляд, незначительных!