"Математика - царица наук" (конкурсно-игровая программа)

Разделы: Математика


Игра – спутник человеческой жизни от колыбели до глубокой старости.

Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны понять.

А.М.Горький

Цели и задачи:

  1. Развитие интереса к изучению математики.
  2. Расширение кругозора обучающихся.
  3. Воспитание чувства товарищества, сопереживания.
  4. Развитие коммуникативных способностей.

Программа по структуре напоминает детскую телевикторину “Большие буквы”. В игре принимает участие команда из 5 человек учащихся 5-8 классов. Состоит игра из 4-х раундов.

Предварительная работа: изучение литературы. Можно организовать выставку рекомендуемой литературы.

Визитка:

  • Знакомство с участниками игры.
  • Каждый себя представляет, рассказывая о своём хобби.

1 раунд

Оборудование:

  1. Ёмкость, в которой находятся шары (могут быть воздушные) и 5 кубиков с буквами на одной грани.
  2. Картина Шишкина “Корабельная роща”, которая проецируется на экран.

Задача каждого участника отыскать в ёмкости кубик и всем вместе составить слово – К О Н У С.

Замечание.(относится ко всем раундам игры) Если кто- то из участников не успел найти букву, команда пробует составить слово без этих букв.

Время на выполнение задания – 1 минута.

Вопрос: Что такое конус? Как связано это понятие с картиной Шишкина “Корабельная роща” ? (На картине изображены сосны, а это модель конуса, что в переводе с греческого означает “сосновая шишка”)

Результат: Команда зарабатывает первую букву “К”.

Дополнительное задание, дающее возможность заработать “!” (только в случае удачного выполнения основного задания):

  • В течение 1 минуты назвать 15 геометрических тел или фигур. Ведущий проходит с музыкальным молоточком и ударом по плечу предоставляет право каждому поочередно назвать слово.

2 раунд

Оборудование:

  1. Текст поговорки с ошибкой для каждого участника.
  2. Текст с пропусками в местах ошибок. (для коллективного исправления ошибок)

Задача каждого участника в течение 20 секунд найти и исправить ошибку в предложенном тексте. (Каждому участнику предлагается текст с одной ошибкой.)

Затем проводится коллективная проверка текста:

Не было ни гр…ша , да вдруг …лтын

Все справившиеся с заданием участники получают букву. Из заработанных букв составляется слово А Л Т Ы Н.

Вопрос: Что такое алтын? Что означает эта поговорка в пересчете на “копейки”? (“Не было ни копейки, да вдруг 3 копейки”)

Результат: Команда зарабатывает вторую букву - “Т”.

Дополнительное задание, дающее возможность заработать “!” (только в случае удачного выполнения основного задания):

  • В течение 1 минуты назвать 10 денежных единиц России. Ведущий проходит с музыкальным молоточком и ударом по плечу предоставляет право каждому поочередно назвать слово.

3 раунд - Интеллектуальный

Оборудование:

  • Картинки, поясняющие задания, проецируются на экран в ходе викторины.

Викторина для болельщиков

1. В Древней Руси деньгами служили серебряные бруски – их называли гривнами. Если вещь стоила меньше, чем весь брусок, то отрубали половину. Тоже деньги.

Внимание вопрос! Как называлась отрубленная часть бруска?

Эту часть серебряного бруска называли рублем. Отсюда и пошло название денежной единицы – рубль.

2. На могильной плите, как завещал великий ученый, был изображен цилиндр с вписанным шаром, а эпитафия говорила о величайшем открытии – о том, что объемы этих тел относятся как 3 : 2. Когда римский оратор и общественный деятель Цицерон, живший в I в. до н.э., был на Сицилии, он видел этот заросший кустами и терновником памятник с шаром и цилиндром. Внимание, вопрос! Какому ученому этот памятник воздвигнут?

Архимеду

3. (Демонстрируется изображение памятника Петру I в Санкт-Петербурге, знаменитый медный всадник.)

Скульптор Фальконе воплотил в этом монументе самую деятельность Петра, что прекрасно выразил А.С.Пушкин, как бы обращаясь к Петру у подножия Медного всадника:

О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте уздой железной
Россию поднял на дыбы?

Посмотрите внимательно на памятник и постарайтесь расшифровать надпись на его гранитном постаменте:

PETRO PRIMO

CATHARINA SEKUNDA

MDCCLXXXII

Первые две строчки означают: Петру Первому – Екатерина Вторая. А вот что означает последняя строчка?

Год открытия монумента – 1782.

4. Расшифруйте этот ребус:

Рисунок.

Числитель

5. Ответ с первой попытки на этот вопрос принесет команде 3 буквы, со второй – 2 буквы, а с третьей – 1 букву:

а) Это такая кривая, уходящая в бесконечность.

Люди давно ею пользуются, когда подковывают лошадей. Ведь подкова – тоже часть её.

б) Если взять нитку или веревку двумя руками так, чтобы они провисали, то тоже, в общем-то её получи.

в) В общем-то, эта красивая кривая – график одной из функций, а точнее сказать – квадратичной функции.

Парабола.

Результат: Болельщики зарабатывают команде букву “А” (может быть две или три буквы “А”).

Дополнительное задание, дающее возможность заработать “!” (только в случае удачного выполнения основного задания):

  • В течение 1 минуты назвать 5 слов, имеющих две буквы “А” и обозначающих математическое понятие. Ведущий проходит с музыкальным молоточком и ударом по плечу предоставляет право каждому поочередно назвать слово.

4 раунд

Оборудование:

Щит с изображением бубнового туза и дротики.

Задача каждого участника попасть дротиком в ромбик, изображенный в центре щита. Из заработанных букв сложить слово Б У Б Е Н.

Время на выполнение задания – 1 минута.

Вопрос: Почему на картах бубновой масти изображен именно ромб?

Слово “ромб” происходит от греческого “ромбос”, что означает “бубен”. Мы привыкли к тому, что бубен имеет круглую форму, но раньше бубны имели форму квадрата или ромба.

Результат: Команда зарабатывает очередные 2 буквы - “М”.

Дополнительное задание для болельщиков, дающее возможность заработать “!” (только в случае удачного выполнения основного задания):

Назвать 10 кинофильмов, в названиях которых содержатся числа.

Заключительный этап игры

В случае успешного исхода игры появляется слово:

М А ! ! М А Т ! ! А

Замечание: Если какой-то знак не заработан во время игры, ставится точка – “пропуск буквы”.

Задача команды разгадать слово. Знак “!” можно обменять на букву. Но сохранность знака “!” приносить дополнительные 10 секунд на суперигру.

Разгадываемое слово:

МАТЕМАТИКА

Суперигра

В течение 1 минуты + по 10 секунд на каждый заработанный и сохраненный знак “!” составить новые слова из букв слова “математика”.

Кто больше, тот и победитель.

Если набрано одинаковое количество баллов, то дается дополнительно 30 секунд, и побеждает тот, кто придумал больше новых слов.

Возможные варианты слов:

Тик, мат, кит, мак, мама, тема, такт, кета, метка, атака, матка, татами, тематика, математик, ми т т.д.

Награждение победителя и всех членов команды.