Игра – спутник человеческой жизни от колыбели до глубокой старости.
Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны понять.
А.М.Горький
Цели и задачи:
- Развитие интереса к изучению математики.
- Расширение кругозора обучающихся.
- Воспитание чувства товарищества, сопереживания.
- Развитие коммуникативных способностей.
Программа по структуре напоминает детскую телевикторину “Большие буквы”. В игре принимает участие команда из 5 человек учащихся 5-8 классов. Состоит игра из 4-х раундов.
Предварительная работа: изучение литературы. Можно организовать выставку рекомендуемой литературы.
Визитка:
- Знакомство с участниками игры.
- Каждый себя представляет, рассказывая о своём хобби.
1 раунд
Оборудование:
- Ёмкость, в которой находятся шары (могут быть воздушные) и 5 кубиков с буквами на одной грани.
- Картина Шишкина “Корабельная роща”, которая проецируется на экран.
Задача каждого участника отыскать в ёмкости кубик и всем вместе составить слово – К О Н У С.
Замечание.(относится ко всем раундам игры) Если кто- то из участников не успел найти букву, команда пробует составить слово без этих букв.
Время на выполнение задания – 1 минута.
Вопрос: Что такое конус? Как связано это понятие с картиной Шишкина “Корабельная роща” ? (На картине изображены сосны, а это модель конуса, что в переводе с греческого означает “сосновая шишка”)
Результат: Команда зарабатывает первую букву “К”.
Дополнительное задание, дающее возможность заработать “!” (только в случае удачного выполнения основного задания):
- В течение 1 минуты назвать 15 геометрических тел или фигур. Ведущий проходит с музыкальным молоточком и ударом по плечу предоставляет право каждому поочередно назвать слово.
2 раунд
Оборудование:
- Текст поговорки с ошибкой для каждого участника.
- Текст с пропусками в местах ошибок. (для коллективного исправления ошибок)
Задача каждого участника в течение 20 секунд найти и исправить ошибку в предложенном тексте. (Каждому участнику предлагается текст с одной ошибкой.)
Затем проводится коллективная проверка текста:
Не было ни гр…ша , да вдруг …лтын
Все справившиеся с заданием участники получают букву. Из заработанных букв составляется слово А Л Т Ы Н.
Вопрос: Что такое алтын? Что означает эта поговорка в пересчете на “копейки”? (“Не было ни копейки, да вдруг 3 копейки”)
Результат: Команда зарабатывает вторую букву - “Т”.
Дополнительное задание, дающее возможность заработать “!” (только в случае удачного выполнения основного задания):
- В течение 1 минуты назвать 10 денежных единиц России. Ведущий проходит с музыкальным молоточком и ударом по плечу предоставляет право каждому поочередно назвать слово.
3 раунд - Интеллектуальный
Оборудование:
- Картинки, поясняющие задания, проецируются на экран в ходе викторины.
Викторина для болельщиков
1. В Древней Руси деньгами служили серебряные бруски – их называли гривнами. Если вещь стоила меньше, чем весь брусок, то отрубали половину. Тоже деньги.
Внимание вопрос! Как называлась отрубленная часть бруска?
Эту часть серебряного бруска называли рублем. Отсюда и пошло название денежной единицы – рубль.
2. На могильной плите, как завещал великий ученый, был изображен цилиндр с вписанным шаром, а эпитафия говорила о величайшем открытии – о том, что объемы этих тел относятся как 3 : 2. Когда римский оратор и общественный деятель Цицерон, живший в I в. до н.э., был на Сицилии, он видел этот заросший кустами и терновником памятник с шаром и цилиндром. Внимание, вопрос! Какому ученому этот памятник воздвигнут?
Архимеду
3. (Демонстрируется изображение памятника Петру I в Санкт-Петербурге, знаменитый медный всадник.)
Скульптор Фальконе воплотил в этом монументе самую деятельность Петра, что прекрасно выразил А.С.Пушкин, как бы обращаясь к Петру у подножия Медного всадника:
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте уздой железной
Россию поднял на дыбы?
Посмотрите внимательно на памятник и постарайтесь расшифровать надпись на его гранитном постаменте:
PETRO PRIMO
CATHARINA SEKUNDA
MDCCLXXXII
Первые две строчки означают: Петру Первому – Екатерина Вторая. А вот что означает последняя строчка?
Год открытия монумента – 1782.
4. Расшифруйте этот ребус:
Рисунок.
Числитель
5. Ответ с первой попытки на этот вопрос принесет команде 3 буквы, со второй – 2 буквы, а с третьей – 1 букву:
а) Это такая кривая, уходящая в бесконечность.
Люди давно ею пользуются, когда подковывают лошадей. Ведь подкова – тоже часть её.
б) Если взять нитку или веревку двумя руками так, чтобы они провисали, то тоже, в общем-то её получи.
в) В общем-то, эта красивая кривая – график одной из функций, а точнее сказать – квадратичной функции.
Парабола.
Результат: Болельщики зарабатывают команде букву “А” (может быть две или три буквы “А”).
Дополнительное задание, дающее возможность заработать “!” (только в случае удачного выполнения основного задания):
- В течение 1 минуты назвать 5 слов, имеющих две буквы “А” и обозначающих математическое понятие. Ведущий проходит с музыкальным молоточком и ударом по плечу предоставляет право каждому поочередно назвать слово.
4 раунд
Оборудование:
Щит с изображением бубнового туза и дротики.
Задача каждого участника попасть дротиком в ромбик, изображенный в центре щита. Из заработанных букв сложить слово Б У Б Е Н.
Время на выполнение задания – 1 минута.
Вопрос: Почему на картах бубновой масти изображен именно ромб?
Слово “ромб” происходит от греческого “ромбос”, что означает “бубен”. Мы привыкли к тому, что бубен имеет круглую форму, но раньше бубны имели форму квадрата или ромба.
Результат: Команда зарабатывает очередные 2 буквы - “М”.
Дополнительное задание для болельщиков, дающее возможность заработать “!” (только в случае удачного выполнения основного задания):
Назвать 10 кинофильмов, в названиях которых содержатся числа.
Заключительный этап игры
В случае успешного исхода игры появляется слово:
М А ! ! М А Т ! ! А
Замечание: Если какой-то знак не заработан во время игры, ставится точка – “пропуск буквы”.
Задача команды разгадать слово. Знак “!” можно обменять на букву. Но сохранность знака “!” приносить дополнительные 10 секунд на суперигру.
Разгадываемое слово:
МАТЕМАТИКА
Суперигра
В течение 1 минуты + по 10 секунд на каждый заработанный и сохраненный знак “!” составить новые слова из букв слова “математика”.
Кто больше, тот и победитель.
Если набрано одинаковое количество баллов, то дается дополнительно 30 секунд, и побеждает тот, кто придумал больше новых слов.
Возможные варианты слов:
Тик, мат, кит, мак, мама, тема, такт, кета, метка, атака, матка, татами, тематика, математик, ми т т.д.
Награждение победителя и всех членов команды.