В последние годы в системе начального и среднего профессионального образования города Москвы происходят значительные изменения. Вот уже четвёртый год мы работаем в рамках государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Строительный колледж № 12, объединившего несколько профессиональных училищ, ставших подразделениями колледжа. И вот уже четвёртый год я - заведующая отделением. Работа интересная, творческая, со множеством неизвестных, но, главное, с работоспособным, дружным коллективом.
Организационно-педагогическая деятельность заведующих отделением в подразделении колледжа содержит инструктивно-методическое, общественно-организационное, педагогическое, воспитательное направления.
- Заведующий отделением организует учебно-воспитательный процесс, обеспечивает выполнение учебных программ, осуществляет внутренний контроль за работой преподавателей, качеством знаний, успеваемостью обучающихся и их поведением, работой объединения дополнительного образования, проведением факультативных занятий.
- Заведующий отделением организует работу по оснащению учебных кабинетов наглядными пособиями, техническими средствами обучения, учебно-методическим комплексом, подготавливает и проводит экзамены.
- Заведующий отделением организует повышение квалификации преподавателей и их профессионального мастерства.
- Особое место в этом множестве обязанностей занимает учебная работа, так как значимость учебного процесса в старших классах больше, чем в начальной школе.
- Заведующий отделением отвечает за процесс и результаты обучения по учебным предметам. Для получения положительных результатов обучения, повышения его качества заведующему отделением и преподавателям нужно работать, ставя перед собой единые цели и задачи на текущий учебный год. Для этого в подразделении ежемесячно проводятся инструктивно-методические совещания с преподавателями.
Как составляется этот учебный план?
Основой для составления плана на новый учебный год являются:
- учёт тенденций современного образования на данный момент, то есть проекция государственной политики в области образования на конкретные условия данного учебного учреждения;
- внутренняя согласованность плана с планами заведующих всех структурных подразделений с учётом рекомендаций методического кабинета колледжа;
- внутренняя корректировка плана с учётом анализа организационно-методической работы за прошлый учебный год в данном подразделении.
Например, в августе:
- главный вопрос – это педагогическая нагрузка;
- корректировка учебных программ, если были изменены учебные планы;
- ознакомление с вновь принятыми нормативно-правовыми актами;
- ознакомление с инструктивно-методическими рекомендациями к 2008-2009 учебному году Департамента образования города Москвы по вопросам образования в городе Москве.
В сентябре необходимо решить следующие вопросы:
- общие единые требования к заполнению журналов. Очень важный вопрос и решается с учётом анализа недочётов при заполнении журналов в прошлом учебном году каждым преподавателем;
- проведение входного мониторинга по предметам общеобразовательного цикла;
- учебно-методический комплекс обеспечения учебного процесса каждым членом педагогического коллектива.
И так далее. Хочу предложить план инструктивно – методических совещаний на учебный год, где выделены темы основных вопросов учебного процесса.
План инструктивно-методических совещаний с преподавателями на 2008 - 2009 учебный год.
Август
- О распределении педагогической нагрузки в учебном году.
- Об изменении учебных программ.
- Методические рекомендации для проведения родительских собраний в течение учебного года с учётом курса обучения.
- Анализ социального паспорта каждой группы I курса.
- Рекомендации по активному включению учащихся группы риска к занятиям в объединениях дополнительного образования колледжа по интересам.
Сентябрь
- О единых требованиях по ведению журналов теоретического обучения и общих требованиях по заполнению журналов.
- О проведении входного контроля в группах I курса с целью выявления пробелов в знаниях учащихся.
- Методические рекомендации по организации системы работы с неуспевающими учащимися в течение всего учебного года.
- Методические рекомендации по организации системы работы с одарёнными учащимися, о системе их подготовки к участию в предметных олимпиадах в течение всего учебного года.
Октябрь
- Рекомендации по системе подготовки к уроку.
- О единых педагогических требованиях.
- Об итогах проведенных проверочных работ на I курсе.
- О работе преподавателя по ликвидации пробелов в знаниях учащихся.
Ноябрь
- Итоги проверки журналов.
- О проверке дневников и тетрадей у учащихся.
- О результатах посещения классных часов по вопросам успеваемости, посещаемости, поведения.
- Подготовка материала к проведению промежуточной аттестации.
Декабрь
- Итоги промежуточной аттестации.
- Обсуждение предварительных итогов успеваемости за I полугодие.
- О подготовке отчётности за I полугодие.
- Рубежный мониторинг.
Январь
- Итоги успеваемости и поведения учащихся НПО и СПО за I полугодие.
- Результаты проверки журналов, выполнение учебных планов и программ в I полугодии.
- О проведении работы по профориентации по программе “Рабочие кадры”.
Февраль
- Допуск учащихся III курса групп НПО, групп одного года обучения после 11 класса, студентов СПО к аттестации.
- О работе над пробелами в знаниях учащихся по общеобразовательным предметам.
- О проведении родительских собраний на III курсе.
Март
- Анализ успеваемости на III курсе.
- О проведении праздника “ Последний звонок” для учащихся III курса.
- О результатах проверки журналов на предмет выполнения учебных планов и программы на III курсе.
- О готовности учебных кабинетов к проведению итоговой аттестации.
Апрель
- Об итогах экзаменов на III курсе, групп одного года обучения после 11 класса, студентов СПО.
- О подготовке экзаменационного материала для II курса.
- Анализ успеваемости учащихся I и II курсов.
Май
- О повышении квалификации преподавателей.
- О проведении родительских собраний на II курсе.
- О готовности кабинетов к экзаменам.
- Анализ успеваемости учащихся I курса.
- О подготовке к экзаменам II курса по общеобразовательным дисциплинам.
Июнь
- О подготовке предварительной тарификации для педагогического коллектива.
- Подготовка к Новому учебному году.
- Подведение итогов переводных экзаменов.
- Подведение итогов выполнения учебных программ.