Физическая игра "Поле чудес"

Разделы: Физика


Введение

Процесс обучения сложен и многообразен. Он даёт положительные результаты, если учитель владеет различными методами, которые позволяют перенести «центр тяжести» педагогического процесса на личность учащегося, на развитие его творческих качеств и способностей. Среди различных способов активизации познавательной деятельности учащихся определённое место занимают интересные, дидактические игры, развивающие аналитическое мышление учащихся, умение излагать свои мысли и свою точку зрения, ставить проблему, организовывать работу по её решению.
В этих простых истинах убеждаюсь ежегодно, работая в системе профессионального образования города Москвы более 20 лет. Сейчас я - преподаватель Строительного колледжа № 12  г. Москвы. В рамках ежегодной Недели Физики, семидневного погружения в океан «Физика», провожу физическую игру «Поле чудес».

Игра помогает строить продуктивные взаимоотношения педагога и учащегося присущими ей элементами соревнования, непосредственного и неподдельного интереса, то есть осуществлять принцип педагогического сотрудничества.

Мало знать теорию, необходимо продумать технологию игры, чётко определить её цели.

Форма проведения игры:

проводится по правилам телевизионной одноимённой игры «Что? Где? Когда?» - соревнование между командами – представителями отделений ГОУ СПО Строительного колледжа № 12 города Москвы.

Оборудование для проведения игры:

  • деревянный круг;
  • наборы карточек трёх цветов: чёрного, оранжевого, жёлтого, от 1 до 5 каждого цвета;
  • кнопки канцелярские;
  • юла со стрелкой – указателем;
  • гонг;
  • музыкальное сопровождение;
  • доска;
  • мел;
  • бумага;
  • ручки для участников каждой команды;
  • карточки с вопросами.

Парты в классе переставляются так, чтобы в центре кабинета находился круг с вопросами, а вокруг места занимают команды, отводится место для жюри; рабочее место у доски занимает учитель, ведущий игру, в данном случае преподаватель физики отделения «Бутырское»  Милюкова Наталья Юрьевна.

Функции ведущего:  преподаватель, ведущий игру

  • контролирует проведение конкурсов;
  • оценивает правильность выполнения заданий.

Функции судейской коллегии: судейская коллегия в течение  всей игры

  • ведёт подсчёт очков каждой команды,
  • отмечает самых активных участников,
  • следит за временем выполнения заданий,
  • принимает участие в решении спорных вопросов,
  • может присуждать дополнительные баллы за оригинальное выполнение заданий.

Правила проведения игры:

  • карточки с вопросами раскладываются по секторам на столе с кругом, посередине которого установлен волчок;
  • в зависимости от степени сложности вопросы могут быть оценены разным количеством баллов;
  • каждая команда имеет возможность один раз раскрутить волчок;
  • право первой ответить на вопрос определяется жеребьёвкой;
  • командам задаётся вопрос, и после минуты обдумывания каждая команда сообщает свой вариант ответа;
  • после ответов всех команд ведущий объявляет правильный вариант ответа;
  • команды, давшие правильный ответ, получают по 1 баллу.

Итак, предлагаю Вашему вниманию вопросы по трём темам физики для проведения физического поля чудес!

Жёлтый сектор «МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА»

№ п/п

Содержание задания

Стоимость вопроса

1

Черный ящик (мыльные пузыри)

  • этот предмет имеет идеальную форму, у него минимальная площадь поверхности при максимальном объёме
  • этот предмет основан на действии сил поверхностного натяжения
  • он вызывает восторг людей любого возраста
  • он часто лопается, как несбывшаяся надежда

 

10 баллов

8 баллов

5 баллов
3 балла

2

Как узнают родители, что их дети курят?
На каком физическом явлении основаны предположения родителей?

 

5 баллов

3

Чем осложнён процесс выполнения строительных ремонтных, штукатурных работ с понижением температуры?

 

5 баллов

4

В строительной практике широко применяется бетон – искусственный материал, камень. Но бетон разрушается при растяжении. Как можно бороться с этим недостатком?

 

5 баллов

5

Черный ящик (зубная щётка)

  • этот предмет при использовании подвергается деформации изгиба, поэтому обладает упругими свойствами;
  • этот предмет имеет твёрдую ручку;
  • в процессе использования имеет место движение тел относительно друг друга;
  • в процессе его использования большую роль играет трение;
  • действие этого предмета основано на поверхностном натяжении и смачивании;
  • при использовании благодаря диффузии мы чувствуем приятный запах;
  • при его использовании укрепляются зубы;
  • стоматологи рекомендуют приучать ребёнка с детства пользоваться этим предметом.

 

10 баллов

9 баллов
8 баллов

7 баллов

6 баллов

5 баллов

4 балла
3 балла

Чёрный сектор «ЭЛЕКТРОМАГНЕТИЗМ»

№ п/п

Содержание задания

Стоимость вопроса

1

Черный ящик (магнит)

  • этот предмет называют камнем – любовником, любящий камень;
  • он применяется для движения электропоездов;
  • этот предмет – основная часть компаса.

 

10 баллов

8 баллов
5 баллов

2

Почему зубные врачи не рекомендуют вставлять коронки из разных материалов?

5 баллов

3

При окраске кузова автомашин используют электрическое поле? Почему покрытие прочнее?

5 баллов

4

Черный ящик (лампочка)

  • этот предмет чаще всего из электрических приборов мы используем в быту;
  • этот предмет имеет сферическую, прочную форму, как своды строительных конструкций (мосты, арки и т. д.);
  • этот предмет – подарок людям от Эдисона;
  • внутри него – вакуум;
  • внутри него есть спираль;
  • он преобразует электрическую энергию в световую энергию;
  • когда человеку всё равно, то он говорит: «Мне всё до… этого предмета».

 

10 баллов

9 баллов

8 баллов
7 баллов
6 баллов
5 баллов

4 балла

5

Черный ящик (янтарь)

  • электрические свойства этого предмета согласно древней красивой сказке открыты дочерью Фалеса из Милета;
  • этот камень – действенное лекарственное и косметическое средство;
  • этот предмет – защита от дурного глаза, от напасти, от болезней;
  • тёплый камень удивительной красоты, содержащий внутри себя диковинных маленьких насекомых;
  • он притягивает нити, пылинки, лёгкие предметы;
  • так переводится с греческого языка ЭЛЕКТРОН;
  • есть музей этого камня в городе Калининграде.

 

10 баллов

9 баллов

8 баллов

7 баллов
6 баллов
5 баллов
4 балла

Оранжевый  сектор «КТО ВЫ, МИСТЕР ИКС? О великих физиках»

№ п/п

Содержание задания

Стоимость вопроса

1

Черный ящик

 (Исаак Ньютон)

  • этот предмет связан с именем знаменитого учёного;
  • он съедобен;
  • этот предмет помог знаменитому английскому учёному открыть известный закон притяжения.

 

10 баллов
8 баллов
5 баллов

2

 (Леонардо Да Винчи)

  • В прошлом году исполнилось 550 лет со дня рождения гениального итальянского инженера, физика, строителя.
  • Он - конструктор различных летательных аппаратов, ткацких станков, деревообрабатывающих машин, приборов для шлифовки стекла, землеройных машин.
  • Он – известный художник

 

10 баллов

         8 баллов

 

          5 баллов

3

(Галилео Галилей)

  • Выдающийся итальянский физик, астроном, провёл физические исследования по прочности строительных материалов;
  • открыл горы на Луне, атмосферу на Венере, 4 спутника Юпитера в свой телескоп;
  • учёный, который проводил опыты с не совсем устойчивого здания.

 

10 баллов

 

8 баллов

5 баллов

4

(Георг Ом)

  • Немецкий физик, открывший основной закон электрического тока
  • Учёный, без которого как говорится «Лучше сидеть дома»

 

10 баллов

5 баллов

5

(Алесандро Вольта)

  • Учёный, который бы никогда не подумал, что мы его будем так часто вспоминать, глядя на электрическую розетку

5 баллов

Во время игры судейская коллегия, состоящая из преподавателей физики разных отделений Строительного колледжа № 12 г. Москвы, заполняет следующие таблицы.

1. ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО ЧЛЕНА ЖЮРИ физической игры «ПОЛЕ ЧУДЕС» _____________________________________________________________________

Цвет сектора

№ вопроса,
максимальное кол-во баллов

отделения Строительного колледжа № 12 г. москвы

Анадыр-ское

Хиби-нское

Новгоро-дское

Алексеев-ское

Бутырское

Чёрный сектор

1. 10 бал

 

 

 

 

 

2.   5 бал.

 

 

 

 

 

3.   5 бал.

 

 

 

 

 

4. 10 бал.

 

 

 

 

 

5. 10 бал.

 

 

 

 

 

Жёлтый сектор

1. 10 бал

 

 

 

 

 

2.   5 бал.

 

 

 

 

 

3.   5 бал.

 

 

 

 

 

4.   5 бал.

 

 

 

 

 

5. 10 бал.

 

 

 

 

 

Оранжевый сектор

1. 10 бал

 

 

 

 

 

2. 10 бал.

 

 

 

 

 

3. 10 бал.

 

 

 

 

 

4. 10 бал.

 

 

 

 

 

5.   5 бал.

 

 

 

 

 

Дополнительные баллы команде

 

 

 

 

 

Итого можно набрать

110 баллов

 

 

 

 

 

2. «Мнение судей о каждом участнике команды»

Отделение

Номер участника

Общий балл игрока

Анадырское

1

 

Анадырское

2

 

Анадырское

3

 

Анадырское

4

 

Анадырское

5

 

 

 

 

Хибинское

1

 

Хибинское

2

 

Хибинское

3

 

Хибинское

4

 

Хибинское

5

 

 

 

 

Новгородское

1

 

Новгородское

2

 

Новгородское

3

 

Новгородское

4

 

Новгородское

5

 

 

 

 

Алексеевское

1

 

Алексеевское

2

 

Алексеевское

3

 

Алексеевское

4

 

Алексеевское

5

 

 

 

 

Бутырское

1

 

Бутырское

2

 

Бутырское

3

 

Бутырское

4

 

Бутырское

5

 

В качестве вопросов на «Поле чудес» могут быть фотовопросы, музыкальные паузы для исполнения песен с физическим содержанием, объяснение физических явлений в мультиках. В качестве призов лучше всего использовать яблоки Ньютона по доброй физической традиции и грамоты от директора колледжа. Желаем удачи!