Понятие о космосе. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель; дать понятие “космос”, познакомить учащихся с разнообразием небесных тел, их расположением в космосе и взаимодействием, формировать представления о звёздах, солнце, луне, как спутнике Земли, формировать умение внимательно слушать учителя и своих товарищей, развивать сообразительность, быстроту мышления, кругозора, умение работать в микроколлективе, воспитывать любовь к Земле.

Ход урока

Орг.момент.

Психологический настрой

Сообщение темы и целей урока

Проверка Д/З

- В какой последовательности располагаются растения от подножия гор до его вершин?

- Какое значение имеют для народного хозяйства горные леса и пастбища?

- Рассказать о разнообразии животного мира гор,

- Чтение учащимися эссе “ Что сделал бы я для охраны животных”?

Работа над новой темой

Загадка

Ночка, ночка, расскажи,
Что ты делала в тиши?
- Я в своей чудо – печи
Выпекала куличи,
Разложила их по небу
Чтоб сияли с высоты
Что, скажи, за куличи
Выпекала ночь в печи?

- Как вы думаете, что такое звёзды?

- В старину люди думали, что звёзды – это блестящие фонарики, подвешенные к хрустальному своду неба. Но это не так. Звёзды громадные раскалённые шары, похожие на Солнце. Они находятся очень далеко от Земли и поэтому не греют, и кажутся очень маленькими. На ночном небе звёзды мерцают разным светом: голубым, белым, жёлтым, красным.

Красные – сравнительно холодные, жёлтые – горячие. У белых звёзд температура на поверхности составляет 10000 градусов И самые яркие звёзды – голубые, их температура на поверхности 30 тысяч градусов. По своим размерам звёзды сильно отличаются друг от друга, есть красные гиганты, нормальные звёзды и белые карлики.

- Почему звёзды кажутся нам маленькими светящимися точками?( расположены далеко)

- Кто изучает звёзды?

- Кто такие астрономы?

- С помощью какого прибора изучают звёзды?

- Что такое астрономия ?( слово “астрономия” происходит от двух греческих слов “астрон” - звезда и “номос” - закон)

Задание 1 группе – Задайте вопросы по прочитанному.(Чтение по учебнику 1 и 2 абзаца)

2 группе - - Почему днём не видно звёзд?(Текст из хрестоматии к учебнику)

3 группе – Как рождаются звёзды?(Работа по энциклопедии)

Древние наблюдатели считали звёзды неподвижными и прикреплёнными к небосводу. Исключением были только пять особых звёзд, которые быстро двигались среди остальных. А как называли эти подвижные светила греки мы узнаем разгадав кроссворд. Приложение.

- Что такое планета? ( ответ в словаре Ожегова)

- Сколько планет известно современной науке, назовите их.

- Давайте поближе познакомимся с планетами. О них нам расскажут ребята. Сообщение учащихся о планетах( заполнение схемы)

- Что вы можете сказать о планетах? Назовите их сходство и различия(Все планеты вращаются вокруг солнца. Планеты имеют круглую форму. Они различаются по величине и находятся на разном расстоянии от Солнца, но все они во много раз меньше солнца. Вместе с солнцем они образуют солнечную систему)

Прочитайте 5 абзац учебника и дополните нашу схему.

Физкультминутка

Игра “ Лишнее слово”

- Что не подходит к ряду названий?

Венера, Марс, Земля, Луна, Юпитер, Нептун

Сообщение ученика

Луна – небесное тело, естественный спутник земли, она вращается вокруг нашей планеты, делая один оборот за 29 с половиной суток. Вместе с Землёй Луна движется по орбите вокруг солнца и всегда обращена к нам одной стороной. Луна хорошо видна невооружённым глазом, но светит она, как и планеты, отражённым солнечным светом.

- Что такое луна?

- Почему на луне не живут люди?

Люди не могут жить на луне, но для изучения Луны были посланы космические аппараты, 20 июля 1969 года астронавты Нил Армстронг и Эдвин Олдрин осуществили посадку на Луне. В наши дни разрабатываются проекты создания на луне постоянно действующей базы.

Составление схемы. Земля – Солнечная система – Галактика – Вселенная

Итог урока

Сообщение Д/З