Урок по истории в 5-м классе "Древний Египет"

Разделы: История и обществознание


Тема: «Древний Египет»

Задачи урока:

  1. Образовательная: обобщать и систематизировать знания учащихся по данной теме.
  2. Развивающая: способствовать развитию мыслительной деятельности, творческому потенциалу учащихся.
  3. Воспитательная: поддерживать интерес к урокам истории, воспитывать чувство коллективизма, умение работать в парах, научить учащихся применять полученные знания в практике.

Оборудование: учебник А.А Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая «История Древнего мира», Г.И.Годер «Рабочая тетрадь по истории Древнего мира», Г.И.Годер «Методическое пособие по истории Древнего мира», Н.В.Бабкина «Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников».

Содержание урока:

Орг. момент
 Деятельность учителя 
Деятельность учащихся
Постановка задач урока

- Итак, ребята, сегодня у нас с вами необычный
урок истории!

- Давайте немного пофантазируем. Что, мы, не ученики 5 «А»  класса, а матросы. Сидим вечером в таверне, на берегу моря и слушаем рассказы бывалых моряков. И вот входит капитан.

- Я собираю команду, чтобы отправиться в плавание. Но мы не будем сопровождать торговые корабли, не будем ловить рыбу, не выйдем в море под черным пиратским флагом. Мы отправимся на поиски клада и когда найдем его, то разделим поровну. Клад закопан в стране, расположенной на материке Африка, а найти его несложно, если знать приметы: от побережья дойти до высокой пальмы, свернуть к большому камню, недалеко от него под кактусом закопан клад.

- Ребята, кто хочет отправиться со мной в это опасное,
но очень увлекательное путешествие? Мне нужны не  только отважные, но и сообразительные матросы.

 Да, хотим!
Разминка      

- Я сейчас вам дам задание. Если вы его выполните, то  отправимся  за кладом вместе, а если нет, то я пойду искать спутников в 5 «Б» классе.

Задание №1

(По описанию догадаться в какую страну отправляемся в путешествие) Учитель читает отрывок:

- В северо-восточной Африке простираются огромные пустыни. Красновато-желтые пески сменяются лишь суровыми скалами. По этой земле несет свои воды одна из самых больших рек в мире. По берегам растут финиковые пальмы и душистые акации и высокий тростник. В водах реки обитает множество рыб и крокодилов. В прибрежных зарослях можно увидеть и дикую кошку, и уток, и гусей. Где вода - там и жизнь…

- Это страна?                                                                                   

- По каким признакам вы догадались?                                     

Египет

Северо-восток Африки, пустыни, одна из крупных  рек в мире

               
Работа с картой 

- Кто может пройти к доске и показать на карте террирорию Египта? 

- Египет, так называлась страна, которая располагалась на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря. С первым заданием вы справились, придется вас взять с собой в путешествие.

Учащиеся выходят
к доске по  
желанию

 

Задание №2

- А вот на чем можно добраться до Африки?

- Нужно выполнить следующую задачу: «Сколько тысяч лет назад возникла цивилизация в Египте, если она возникла в 3 тысячелетии до н.э., считать с 2008 г.?»

- Молодцы! Обратите внимание на доску, на чем же мы отправляемся в плавание?

(Учитель заранее по своему выбору готовит картинки)       

Лодка! Катер!             
Корабль!  
Самолет!

3000 + 2008 = 5008
лет назад 

 

На корабле.

Физминутка

- Настало время отдохнуть. Сядьте поудобнее и спокойно отдохните. (Звучит релаксирующая музыка)

- Если мы не будем отдыхать, мы не сможем продолжить путь дальше.
- Наш корабль вышел в море. Закрыли глаза, медленно качаемся на волнах. Над нами голубое небо. Солнечные лучи ласкают наше лицо.
- Отдохнули? Открыли глаза.

 
 

Задание №3

(Серия картинок «Труд земледельцев» по выбору учителя)

- Напомните, ребята, куда мы отправляемся?

- Но, мы не сможем двигаться дальше, если у нас в путешествии не будет плана. Местный житель согласен дать план, но только в том случае, если вы угадаете кто он?

- Что можете рассказать о труде земледельца в Египте?

 

 

В Египет.

Земледелец

Учащиеся отвечают по желанию

Экспресс-опрос

Задание №4

- Итак, план у нас есть, но нужно правильно ответить на все вопросы в нем.

а) Особое приспособление, при помощи которого египтяне поливали далеко расположенные сады и огороды?
б) Первая столица Египетского царства?
в) Богато украшенный гроб из дерева или камня?
г) Огромная каменная фигура, изображающая льва с головой человека?
д) Слово, которым называют властителей Египта?                

Фараон
 

Задание №5

(Серия картинок «Военные походы фараонов» по выбору учителя)  

- Расскажите зачем фараонам нужно было вести постоянные войны?

Для завоевания новых территорий, для обогащения

 

 

 

 

Работа с  текстом на доске (Исторический диктант)

 

Проверка выполнения задания

Кто совершил самые крупные завоевания?                         

- Ребята, давайте вспомним слова подсказки?                       

 

 

<Рисунок 1>

- Вам необходимо исправить ошибки в тексте и записать его правильно в тетрадь:

«Там нет света и тепла, в каналах течет грязная вода, не зреет зерно на полях, не растут сладкие финики на пальмах. Всяком сюда вход разрешен. В «царстве мертвых» распоряжается бог Гор.»

- Давайте проверим как вы справились с этим заданием? Кто хочет пойти к доске? 

 Тутмос, около 1500 г. до н.э. 

От побережья дойти до высокой пальмы, свернуть к большому       
камню, недалеко от него под кактусом закопан клад.

Ребята отвечают по желанию

 

Задание №6

(Серия картинок «Пирамиды Египта» по выбору учителя)

- На западном берегу Нила возвышаются величественные каменные пирамиды.

- Что можете рассказать о них?                                               

Ребята отвечают по
желанию

Просмотр видео  фильма        - А как их строили? Давайте посмотрим фрагмент фильма (по выбору учителя)  
 

Задание №7

(Серия картинок «Иероглифы» по выбору учителя)

- Ребята, как вы думаете что это такое?
Иероглифы
Работа в парах - А сейчас, ребята, вам нужно будет поработать в парах. С помощью египетских иероглифов записать предложение:

«Я с мамой и папой отдыхаю на даче» (2 минуты)

 

Проверка выполнения задания 

  Ребята выходят к доске и показывают выполнение 
своего задания.

Итог урока

 

 

Домашнее задание 

- Ребята, мы с вами сегодня путешествовали по Древнему Египту. Вам понравилось наше путешествие?
- Ребята, вы так хорошо работали, что всем могу поставить за работу на уроке «5»!

А ваши мечты обязательно сбудутся!

- Составить кроссворд по Древнему Египту в тетради из 8 слов.

Да!