На фоне постепенного оскудения источников нефти и газа объективно только атомная энергетика может дать наиболее реальную возможность экономического и социального благосостояния человека. С каждым годом ожидается увеличение ее доли в экономике и промышленности России и мира, поэтому отрасль испытывает потребность как в молодых квалифицированных кадрах, так и в доверии граждан. Однако в настоящее время объекты ядерной энергетики воспринимаются значительной частью населения как источник повышенной опасности.
Особое место в сложившейся ситуации занимают школьники. Среди них – не только будущие сотрудники ядерной отрасли. С годами мнение сегодняшних учеников об атомной энергетике станет все заметнее определять отношение к ней общества. Каким будет это отношение, во многом зависит от тех представлений об отрасли, которые ученики получают сегодня.
Просветительская работа со школьниками является основой формирования позитивного отношения к атомной отрасли. При условии систематичности ее проведения и использования разнообразных методов она позволяет выявить среди учащихся тех, кто захочет связать свою жизнь с работой в ядерной промышленности, осуществлять таким образом раннюю профориентационную работу.
Целью своей работы мы считаем повышение уровня знаний учеников нашей школы об атомной энергетике, в частности, разработка и внедрение программы просветительской работы с учащимися младших классов. Основная задача программы – объяснить детям на доступном уровне, что такое атомная энергетика и почему она важна для людей, чтобы в дальнейшем у учеников сформировалось осознанное отношение к ядерной отрасли и ее роли в их собственной жизни.
В настоящее время в отдельных российских школах, большая часть которых расположена в наукоградах или городах, рядом с которыми работают АЭС, ведется просветительская работа с детьми. В частности, в г. Санкт-Петербурге, получающем часть электроэнергии от Ленинградской АЭС, уже более десяти лет функционирует Региональный центр общественной информации (РЦОИ). РЦОИ предоставляет все возможности для дифференцированного обеспечения информацией различных категорий посетителей и позволяет составить собственное мнение об атомной энергетике. В нем проводятся всесторонняя информационно-просветительская и образовательная работа по формированию позитивного отношения и доверия к атомной энергетике и ядерным технологиям.
Активная просветительская работа со школьниками ведется в рамках проекта «Детская ядерная академия». Для школьников читаются лекции по вопросам атомной энергетики, проводятся проблемные семинары, дебаты. Ежегодно в рамках работы академии проходит международный конкурс научно-образовательных проектов «Энергия будущего», разнообразные творческие конкурсы по ядерной тематике.
Однако, несмотря на работу, которая проводится в ряде городов и организаций, значительная часть подрастающего поколения остается не вовлеченной в просветительский процесс и выходит из школы с мнением об атомной отрасли, основанным исключительно на рассказах СМИ о Чернобыльской трагедии. Стойкое предубеждение может в дальнейшем выливаться в радиофобию или акции протеста, проходившие, к примеру, в Нижегородской области, где начато строительство новой АЭС, которая в недалекой перспективе в несколько раз снизит стоимость электроэнергии в обширных прилегающих районах.
Уже в младших классах надо начинать рассказывать детям об атомной энергетике, используя игровые методы, создавая позитивную атмосферу, вовлекая в познавательный процесс старшеклассников. Систематическая работа в данном направлении на базе средней школы, включающая раннюю профориентацию и установление контактов с организациями атомной отрасли, позволит в перспективе получить молодых инженеров-атомщиков и новое поколение людей, просвещенных в вопросах атомной энергетики и стремящихся работать во имя процветания нашей страны.
Следует отметить, что социологический опрос, проведенный среди учеников 9-11 классов, показал, что большинство учащихся (около 60-70%) имеет смутное представление об атомной отрасли, которая у многих вызывает недоверие. На основании результатов опроса мы пришли к выводу, что просветительская работа, подразумевающая формирование позитивного отношения к атомной отрасли, должна начинаться еще в начальной школе.
В процессе подготовки к итоговому уроку, его проведения и последующих бесед с детьми было установлено, что они усвоили изучавшийся материал, сложные вопросы атомной энергетики, изложенные в доступной форме, вызвали у первоклассников живой интерес. Кроме того, занятия дали детям массу положительных эмоций.
Своей дальнейшей целью мы ставим создание целостной программы просветительской работы в области атомной энергетики для учеников общеобразовательной (непрофильной) школы, включающей проведение творческих конкурсов, школьных конференций, дискуссий, разработку и демонстрацию обучающих фильмов. Внедрение такой программы внесет вклад в формирование гражданского самосознания у школьников и пробудит у детей интерес к инженерным специальностям, даст стране молодое поколение физиков-ядерщиков.