Цель урока: проверка знаний, умений и навыков, сформированных при изучении данной темы, и применение их в самостоятельной практической деятельности учащихся.
Задачи
- Образовательная – закрепление, обобщение, систематизация теоретических знаний, связанных с основными устройствами и файловой системой компьютера, единицами измерения количества информации.
- Воспитательная - развитие познавательного интереса учащихся, повышение их мотивации к предмету; формирование творческого подхода к решению задач; совершенствование навыков самоконтроля при организации учебной деятельности, умения оценивать свою деятельность.
- Развивающая – развитие вычислительных навыков, памяти, внимания, логического мышления; развитие навыков индивидуальной практической деятельности.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Ход урока
Наша сегодняшняя задача – закрепить изученный ранее материал: вспомнить основные устройства и файловую систему компьютера, единицы измерения количества информации.
Работать на уроке будем с теми заданиями, которые лежат у вас на партах (Приложение1). Некоторые задания вы будете выполнять прямо на этих листочках, некоторые в тетради. Подпишите, пожалуйста, выданные вам листы. Обратите внимание на таблицу, расположенную сверху. В эту таблицу вы сами себе будете выставлять баллы за выполненные задания. Количество баллов в каждом задании – количество правильных ответов.
Начнём урок с проверки того, как вы усвоили основные термины. Этому будет посвящено наше первое задание – кроссворд, который вам нужно разгадать и заполнить прямо на листочках. Если вы не знаете ответа – ставьте прочерк. На работу 5 минут.
№1. Разгадайте кроссворд. (Кроссворд расположен на карточках с заданиями, общий для двух вариантов).
Вопросы кроссворда
- Универсальное автоматическое электронное устройство для обработки, хранения, передачи и получения информации.
- Устройство вывода информации на экран.
- Поименованная группа файлов.
- Устройство печати информации на широкоформатных листах.
- Устройство компьютера для чтения и записи информации.
- Часть имени файла, показывающая его тип.
- Сведения об окружающем мире и процессах, происходящих в нём, воспринимаемые человеком или специальными устройствами.
Проверьте свои ответы (проверка осуществляется с помощью презентации, которую демонстрирует учитель – Приложение2, слайд 2). Оцените себя – посчитайте количество правильно отгаданных слов, это и будет ваш первый балл, который вы поставите себе в соответствующую ячейку таблицы.
№2. Следующее задание.
Для каждого из приведённых слов укажите синоним и запишите его одним словом.
Наименьшая единица измерения информации |
|
Жёсткий магнитный диск |
|
«Мозг» компьютера |
|
Устройство ввода звуковой информации |
|
Печатающее устройство |
|
Лазерный диск |
|
Дисплей |
|
Графопостроитель |
|
Оперативная память |
|
Гибкий магнитный диск |
|
Проверьте свои ответы и занесите в таблицу ваши баллы (слайд 3).
№3. Давайте вспомним основные группы устройств компьютера. Для этого выполните следующее задание.
Карточка №1. | Карточка №2. |
Перечислите любые 5 устройств ввода информации. |
Перечислите любые 5 устройств вывода информации. |
1) |
1) |
2) |
2) |
3) |
3) |
4) |
4) |
5) |
5) |
Перечислите 2 устройства, относящиеся к внутренней памяти компьютера. |
Перечислите 2 устройства, относящиеся к внешней памяти компьютера. |
1) |
1) |
2) |
2) |
(Задание проверяется устно. Отдельные ученики перечисляет все устройства, относящиеся к каждой из групп, остальные проверяют свои листочки).
№4. Найдите лишние устройства и запишите их названия (слайды 4-7).
№5. Следующее задание – блиц-опросник. У вас записаны 10 вопросов. Для каждого из них вы должны дать ответ – только слово «Да» или слово «Нет». И записать его в ячейку напротив вопроса. Отвечаем быстро, с ходу. Если не знаете – прочерк.
На работу отводится 5 минут.
Прочитав, скажи в ответ Слово «Да» иль слово «Нет».
Карточка №1.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Карточка №2.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сверьтесь по вариантам и поставьте себе баллы (по количеству правильных ответов) (слайд 9).
№6. Задачи на работу с единицами измерения количества информации.
Следующие наши задания будут посвящены важной теме – работе с единицами измерения количества информации. Назовите основные единицы и соотношения между ними.
На листочке у вас приводятся задачи. Вы выполняете их в рабочих тетрадях. На работу вам даётся 10 минут. Кто делает работу быстро и у него остаётся время, тот в тетради начинает выполнять дополнительное задание.
Карточка №1. 1. Вычислите информационный объём следующей фразы в байтах и битах: Я изучаю информатику. 2. Выразите: А) 2 килобайта в байтах; Б) 8192 бита в килобайтах. 3. Книга, содержащая 20 страниц текста (на каждой странице 30 строк, в каждой строке 40 символов), была передана модемом за 2 минуты. Определите скорость передачи данных модемом и выразите ответ в битах/секунду. |
Карточка №2. 1. Вычислите информационный объём следующей фразы в байтах и битах: Скоро заканчивается 1 четверть. 2. Выразите: А) 3 килобайта в байтах; Б) 8192 бита в килобайтах. 3. Книга, содержащая 9 страниц текста (на каждой странице 50 строк, в каждой строке 50 символов), была передана модемом со скоростью 1000 бит/с. Определите время передачи данных в минутах. |
По окончанию отведённого времени проводится проверка (слайды 10-11).
Дополнительное задание
Запишите недостающие числа:
Карточка №1 | Карточка №2 |
1 байт =…бит |
4 символа = … байт |
1024 Кбайт =…Мбайт |
24 бита =…байт |
32 бита =…байт |
4096 байтов = …Кбайт |
3 символа = … байт |
1 байт =…бит |
4096 байтов = …Кбайт |
1024 Кбайт =…Мбайт |
Учащиеся, успевшие выполнить дополнительное задание, получают дополнительную отметку.
Следующие задания будут посвящены теме «Файловая система компьютера». Давайте вспомним основные определения. Что такое файл, каталог, путь к файлу? Каким образом строится имя файла?
№7. Задание на определение правильного имени файла.
Из перечисленных ниже названий выберите те, которые могут являться именами файлов. Выпишите получившиеся буквы последовательно и узнайте название компьютера.
Карточка №1 М) «пример».doc |
Карточка №2 Г) доклад:doc |
В ответе должно было получиться слово «ЭНИАК». Что это такое? (слайд 13)
№ 8. Работа с деревом каталогов.
Карточка №1 Ученик работал в каталоге А:\Школа\7\Петров с файлом Урок1.doc. Учитель сказал ему: «Перейди в дереве каталогов на уровень выше, спустись в подкаталог Физика и открой файл Урок12.doc». |
Карточка №2 Ученик работал в каталоге А:\Школа\7\Петров с файлом Урок1.doc. Учитель сказал ему: «Перейди в дереве каталогов на уровень ниже в папку Физика и открой файл Урок12.doc». |
Оцените свою работу сами – максимальное количество баллов за это задание 10. Если выполнено правильно только 1 из 2-х заданий – 5 баллов (слайд 14).
Ну а теперь, попробуйте поставить себе отметку за урок. В нижней строке таблицы представлено максимальное количество баллов за каждое задание. Посмотрите, что вы получили, посмотрите на максимальный балл и попробуйте поставить себе отметку – как вы работали на уроке? После звонка вы сдадите мне свои листочки, и я посмотрю, как вы себя оценили. И соглашусь с вами, а, может быть, и нет.
В конце урока мне хотелось бы узнать ваше мнение о нашем уроке:
— Какое задание сегодня было самым интересным?
— Какое задание, по вашему мнению, было самым сложным?
— С какими трудностями вы столкнулись, выполняя задания?
Урок окончен. Спасибо за урок.
Используемая литература
- Агеева И.Д. Занимательные материалы по информатике и математике. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Златопольский Д.М. Интеллектуальные игры в информатике. – СПб.: БХВ-Петербург, 2004.
- Молодцов В.А., Рыжикова Н.Б. Современные открытые уроки информатики. 8-11-е классы. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003.