Итоговый урок по теме "Компьютер и программное обеспечение" (7-й класс; 1-й год обучения)

Разделы: Информатика

Класс: 7


Цель урока: проверка знаний, умений и навыков, сформированных при изучении данной темы, и применение их в самостоятельной практической деятельности учащихся.

Задачи

  1. Образовательная – закрепление, обобщение, систематизация теоретических знаний, связанных с основными устройствами и файловой системой компьютера, единицами измерения количества информации.
  2. Воспитательная - развитие познавательного интереса учащихся, повышение их мотивации к предмету; формирование творческого подхода к решению задач; совершенствование навыков самоконтроля при организации учебной деятельности, умения оценивать свою деятельность.
  3. Развивающая – развитие вычислительных навыков, памяти, внимания, логического мышления; развитие навыков индивидуальной практической деятельности.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Ход урока

Наша сегодняшняя задача – закрепить изученный ранее материал: вспомнить основные устройства и файловую систему компьютера, единицы измерения количества информации.
Работать на уроке будем с теми заданиями, которые лежат у вас на партах (Приложение1). Некоторые задания вы будете выполнять прямо на этих листочках, некоторые в тетради. Подпишите, пожалуйста, выданные вам листы. Обратите внимание на таблицу, расположенную сверху. В эту таблицу вы сами себе будете выставлять баллы за выполненные задания. Количество баллов в каждом задании – количество правильных ответов.
Начнём урок с проверки того, как вы усвоили основные термины. Этому будет посвящено наше первое задание – кроссворд, который вам нужно разгадать и заполнить прямо на листочках. Если вы не знаете ответа – ставьте прочерк. На работу 5 минут.

№1. Разгадайте кроссворд. (Кроссворд расположен на карточках с заданиями, общий для двух вариантов).

Вопросы кроссворда

  1. Универсальное автоматическое электронное устройство для обработки, хранения, передачи и получения информации.
  2. Устройство вывода информации на экран.
  3. Поименованная группа файлов.
  4. Устройство печати информации на широкоформатных листах.
  5. Устройство компьютера для чтения и записи информации.
  6. Часть имени файла, показывающая его тип.
  7. Сведения об окружающем мире и процессах, происходящих в нём, воспринимаемые человеком или специальными устройствами.

Проверьте свои ответы (проверка осуществляется с помощью презентации, которую демонстрирует учитель – Приложение2, слайд 2). Оцените себя – посчитайте количество правильно отгаданных слов, это и будет ваш первый балл, который вы поставите себе в соответствующую ячейку таблицы.

№2. Следующее задание.

Для каждого из приведённых слов укажите синоним и запишите его одним словом.

Наименьшая единица измерения информации

 

Жёсткий магнитный диск

 

«Мозг» компьютера

 

Устройство ввода звуковой информации

 

Печатающее устройство

 

Лазерный диск

 

Дисплей

 

Графопостроитель

 

Оперативная память

 

Гибкий магнитный диск

 

Проверьте свои ответы и занесите в таблицу ваши баллы (слайд 3).

№3. Давайте вспомним основные группы устройств компьютера. Для этого выполните следующее задание.

Карточка №1.

Карточка №2.

Перечислите любые 5 устройств ввода информации.

Перечислите любые 5 устройств вывода информации.

1)

1)

2)

2)

3)

3)

4)

4)

5)

5)

Перечислите 2 устройства, относящиеся к внутренней памяти компьютера.

Перечислите 2 устройства, относящиеся к внешней памяти компьютера.

1)

1)

2)

2)

 (Задание проверяется устно. Отдельные ученики перечисляет все устройства, относящиеся к каждой из групп, остальные проверяют свои листочки).

№4. Найдите лишние устройства и запишите их названия (слайды 4-7).

№5. Следующее задание – блиц-опросник. У вас записаны 10 вопросов. Для каждого из них вы должны дать ответ – только слово «Да» или слово «Нет». И записать его в ячейку напротив вопроса. Отвечаем быстро, с ходу. Если не знаете – прочерк.
На работу отводится 5 минут.

Прочитав, скажи в ответ Слово «Да» иль слово «Нет».

Карточка №1.

  1. Верно ли, что принтер является устройством вывода информации?

 

  1. Верно ли, что 1 бит = 8 байтам?

 

  1. Верно ли, что после выключения компьютера информация стирается из ОЗУ?

 

  1. Верно ли, что сканер является устройством вывода информации?

 

  1. Верно ли, что при записи имени файла можно использовать абсолютно любые символы?

 

  1. Верно ли, что принтеры бывают матричные, струйные и лазерные?

 

  1. Верно ли, что 1 Мбайт больше, чем 1 Гбайт?

 

  1. Верно ли, что процессор служит для хранения информации?

 

  1. Верно ли, что дисковод является устройством ввода информации?

 

  1. Верно ли, что жёсткий диск относится к внутренней памяти компьютера?

 

Карточка №2.

  1. Верно ли, что 1 Мбайт больше, чем 1 Кбайт?

 

  1. Верно ли, что сканеры бывают ручные, планшетные и протяжные?

 

  1. Верно ли, что сканер является устройством вывода информации?

 

  1. Верно ли, что принтер является устройством вывода информации?

 

  1. Верно ли, что имя файла может быть сколь угодно длинным?

 

  1. Верно ли, что после выключения компьютера информация стирается из ПЗУ?

 

  1. Верно ли, что 1 байт = 8 битам?

 

  1. Верно ли, что винчестер служит для хранения информации?

 

  1. Верно ли, что жёсткий диск относится к внешней памяти компьютера?

 

  1. Верно ли, что дисковод является устройством вывода информации?

 

Сверьтесь по вариантам и поставьте себе баллы (по количеству правильных ответов) (слайд 9).

№6. Задачи на работу с единицами измерения количества информации.

Следующие наши задания будут посвящены важной теме – работе с единицами измерения количества информации. Назовите основные единицы и соотношения между ними.
На листочке у вас приводятся задачи. Вы выполняете их в рабочих тетрадях. На работу вам даётся 10 минут. Кто делает работу быстро и у него остаётся время, тот в тетради начинает выполнять дополнительное задание.

 Карточка №1.

1. Вычислите информационный объём следующей фразы в байтах и битах:

Я изучаю информатику.

2. Выразите:

А) 2 килобайта в байтах;     Б) 8192 бита в килобайтах.

3. Книга, содержащая 20 страниц текста (на каждой странице 30 строк, в каждой строке 40 символов), была передана модемом за 2 минуты. Определите скорость передачи данных модемом и выразите ответ в битах/секунду.

Карточка №2.

1. Вычислите информационный объём следующей фразы в байтах и битах:

Скоро заканчивается 1 четверть.

2. Выразите:

А) 3 килобайта в байтах;     Б) 8192 бита в килобайтах.

3. Книга, содержащая 9 страниц текста (на каждой странице 50 строк, в каждой строке 50 символов), была передана модемом со скоростью 1000 бит/с. Определите время передачи данных в минутах.

По окончанию отведённого времени проводится проверка (слайды 10-11).

Дополнительное задание
Запишите недостающие числа:

Карточка №1

Карточка №2

1 байт =…бит

4 символа = … байт

1024 Кбайт =…Мбайт

24 бита =…байт

32 бита =…байт

4096 байтов = …Кбайт

3 символа = … байт

1 байт =…бит

4096 байтов = …Кбайт

1024 Кбайт =…Мбайт

Учащиеся, успевшие выполнить дополнительное задание, получают дополнительную отметку.

Следующие задания будут посвящены теме «Файловая система компьютера». Давайте вспомним основные определения. Что такое файл, каталог, путь к файлу? Каким образом строится имя файла?

№7. Задание на определение правильного имени файла.

Из перечисленных ниже названий выберите те, которые могут являться именами файлов. Выпишите получившиеся буквы последовательно и узнайте название компьютера.

Карточка №1

М) «пример».doc     
В) doc?.пример
Э) пример.doc
Г) пример:doc
Т) Задача
О) Задача.бмп
Н) Задача.bmp
Ш) Урок*.txt
И) 12345.avi
А) ааааа…ааааа.mp3 (в имени 200 букв «а»)
Р) txt.Задача
Е) ааааа…ааааа.mp3 (в имени 300 букв «а»)
Д) рисунок//.jpg
К) Мой любимый рисунок.jpg

Карточка №2

Г) доклад:doc
В) doc?.реферат
Э) сочинение.doc
М) «пример».doc
Т) Задача
О) Привет.бмп
Н) Привет.bmp
И) 54321.avi
Ш) Школа***.txt
А) ююю…ююю.mp3 (в имени 200 букв «ю»)
Р) txt.Задача
Д) фото//.jpg
Е) ююю…ююю.mp3 (в имени 500 букв «ю»)
К) Мой любимый пейзаж.jpg

В ответе должно было получиться слово «ЭНИАК». Что это такое? (слайд 13)

№ 8. Работа с деревом каталогов.

Карточка №1

Ученик работал в каталоге А:\Школа\7\Петров с файлом Урок1.doc. Учитель сказал ему: «Перейди в дереве каталогов на уровень выше, спустись в подкаталог Физика и открой файл Урок12.doc».
А) По описанию задачи нарисуйте получившееся дерево каталогов.
Б) Запишите путь к тому файлу, на который учитель указал ученику.

Карточка №2

Ученик работал в каталоге А:\Школа\7\Петров с файлом Урок1.doc. Учитель сказал ему: «Перейди в дереве каталогов на уровень ниже в папку Физика и открой файл Урок12.doc».
А) По описанию задачи нарисуйте получившееся дерево каталогов.
Б) Запишите путь к тому файлу, на который учитель указал ученику.

Оцените свою работу сами – максимальное количество баллов за это задание 10. Если выполнено правильно только 1 из 2-х заданий – 5 баллов (слайд 14).

Ну а теперь, попробуйте поставить себе отметку за урок. В нижней строке таблицы представлено максимальное количество баллов за каждое задание. Посмотрите, что вы получили, посмотрите на максимальный балл и попробуйте поставить себе отметку – как вы работали на уроке? После звонка вы сдадите мне свои листочки, и я посмотрю, как вы себя оценили. И соглашусь с вами, а, может быть, и нет.

В конце урока мне хотелось бы узнать ваше мнение о нашем уроке:
—  Какое задание сегодня было самым интересным?
—  Какое задание, по вашему мнению, было самым сложным?
— С какими трудностями вы столкнулись, выполняя задания?
Урок окончен. Спасибо за урок.

Приложение 1

Приложение 2

Используемая литература

  1. Агеева И.Д. Занимательные материалы по информатике и математике. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  2. Златопольский Д.М. Интеллектуальные игры в информатике. – СПб.: БХВ-Петербург, 2004.
  3. Молодцов В.А., Рыжикова Н.Б. Современные открытые уроки информатики. 8-11-е классы. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003.