Введение
В последние годы не прекращается полемика относительно того, в соответствии с какой стратегией должно развиваться российское образование в 21 веке, какие критерии качества образования оптимальны и способны обеспечить ожидаемый высокий результат, какие методы и средства следует использовать в процессе управления качеством образования.
Отличительные для начала 21 века изменения в характере профессионального образования – в направленности, целях, содержании – все более ориентируют его на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Эти накапливающиеся изменения нашли отражение в федеральном законе «Об образовании», в концепции модернизации отечественного образования на период до 2010 года, они обозначили процесс смены образовательной парадигмы, что отмечается многими отечественными учеными.
Сейчас уже не требуется доказательств обеспечения высокого, конкурентоспособного качества продукции и услуг - это необходимый фактор завоевания лидирующих позиций колледжа в его образовательной деятельности.
Не может не отразиться на миссии образовательного учреждения и изменение роли человека на производстве. Все чаще сотрудник организации рассматривается не только как не возобновляемый ресурс, но и как элемент социальной организации в единстве трех основных составляющих (трудовой функции, социальных отношений, состояния работника), а также как главная ценность организации, ее конкурентное преимущество.
Поэтому стратегия и структура организации строится исходя из желаний и способностей человека. Подобный человекоцентристский подход тесно связан с концепцией развития профессионального образования. Многоплановость и противоречивость социальной действительности предполагают соответствующее реагирование системы профшколы на вопросы формирования личности и подготовки специалистов, востребованных на рынке труда. Этот процесс не может быть коструирован в жестких рамках. Он должен опираться на модель специалиста, соответствующие требования профессионального и образовательного стандартов среднего профессионального образования. Указанные требования и послужили условиями создания в городе Москве колледжей – государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, реализующих преемственные и интегрированные образовательные программы основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального (Базового и повышенного уровней) и среднего профессионального (базового и повышенного уровней) образования, обеспечивающих последовательное повышение общеобразовательного и профессионального уровня обучающихся, студентов и рост конкурентоспособности выпускников на рынке труда города Москвы.
Основная часть
Колледжи создаются по программно – отраслевому принципу, предусматривающему организацию обучения по профессиям и специальностям, обеспечивающим потребности одной отрасли производства или городского хозяйства, и по территориально – отраслевому принципу, предусматривающему организацию обучения по профессиям и специальностям, обеспечивающим потребности городского хозяйства на конкретной территории. Наш колледж организован по программно – отраслевому принципу, обеспечивает рабочими кадрами (рабочими и служащими) производственные предприятия Открытого Акционерного Общества «Московский Метрострой», которое является многоплановым хозяйствующим субъектом экономики города Москвы.
4 декабря 2007 года за № 1036 – ПП принято Постановление Правительства Москвы «О Городской целевой программе развития начального и среднего профессионального образования в городе Москве «Рабочие кадры» на 2008 – 2010 годы. Данное постановление определило стратегию и характер развития системы начального и среднего профессионального образования.
Отечественные ученые Вершинин С. И., Глазунов А.Т., Савина М.С., Смирнов И.П.,Ткаченко Е.В., Тодосийчук А.В. и многие другие называют различные параметры модели специалиста, степени воздействия условий и факторов на ее формирование.
В наши дни модель специалиста выпускника колледжа выстраивается в соответствии с государственным образовательным стандартом, а также некоторыми профессиональными стандартами, разработанными Российским Союзом Промышленников и Предпринимателей (РСПП). Основным недостатком этих стандартов, как мне представляется, является описательный характер модели. Она не всегда учитывает объективные факторы быстро развивающегося технологического прогресса, воздействие многочисленных экономических, политических, социальных и демографических условий.
Вместе с тем, постоянно меняющееся общество, непредвиденные ситуации, нарастающий объем информации, усложнение отношений между людьми диктуют необходимость формирования такой личности, которая умеет жить в этих условиях, решать сложнейшие задачи, профессионально и личностно значимые.
Таким образом, вопросы качества профессионального образования, которые возникают в настоящее время в программно – отраслевом колледже, связаны с изменением в подходах к профессиональной подготовке специалистов в результате востребованности новых качеств профессионала, основанных на умении самоактуализироваться, творить, налаживать эффективные коммуникации. Актуализировать саморазвитие студентов можно через их учебную деятельность, но саморазвитие нельзя спрогнозировать в сознание обучающихся, данный процесс реализуется в результате личностной работы обучающихся над собой. В связи с этим в учебной деятельности учащихся и студентов необходимо создать особые условия для их качественного самоизменения.
Продвижение по уровням саморазвития влечет за собой изменения механизмов совершенствования личности обучающихся:
- улучшение качества учебной деятельности;
- умение управлять психическим состоянием;
- развитие волевой целеустремленности;
Качественное профессиональное образование возможно только в том случае, если оно будет соответствовать запросам и возможностям конкретной личности.