Открытый урок по окружающему миру. Тема: "Здоровье на тарелке"

Разделы: Начальная школа


Тема: Здоровье на тарелке (обобщающий урок по теме «Пищеварительная система человека»).

Цель:

  1. обобщить знания учащихся о строении и функциях органов пищеварительной системы;
  2. способствовать формированию научного мировоззрения и гигиенического воспитания учащихся;
  3. способствовать развитию познавательного интереса, умения работать с учебной и научно-популярной литературой;
  4. делать краткие сообщения.
  5. учить соблюдать правила личной гигиены;

Оборудование: таблицы, учебник, модель кишечника, таблички с изображением витаминов и минеральных солей.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II.1.Мотивационная установка.

Учитель: - Мы закончили изучение большой и интересной темы «Пищеварительная система». Познакомились с органами, которые входят в ее состав, как они работают. А сегодня перед нами стоит очень важная задача: как сделать так, чтобы все органы хорошо работали и не болели, то есть, сегодня нам нужно разобраться, что мы едим, как мы едим. И, конечно, о гигиене питания.

2. Изучение нового материала.

Учитель: - Давайте представим себе, что мы находимся на конференции в научно-исследовательском институте по гигиене питания и являемся сотрудниками различных лабораторий:

  1. Анатомия органов пищеварительной системы;
  2. История питания;
  3. Микробиология (бактерии, вирусы);
  4. Диетология (составляющая питания здорового человека и лечебного питания)

Нам нужен еще секретарь, который будет вести конференцию.

(Учащиеся выбирают секретаря)

Секретарь: -Уважаемые коллеги, разрешите открыть нашу конференцию, посвященную проблемам питания и гигиене питания. С первого до последнего дня жизни человек должен питаться. Это одна из основных потребностей человека.

- Для чего человеку нужно есть?

Ответы: (ходить, говорить, работать, нужна энергия для развития)

Секретарь: - От того, как мы питаемся, зависит наше здоровье. Давайте вспомним строение пищеварительной системы. Слово предоставляется сотрудникам лаборатории «Анатомия органов пищеварительной системы».

(Ученик рассказывает о строении пищеварительной системы и делает вывод).

Вывод:

  1. Во время еды нельзя разговаривать, смеяться, чтобы пища не попала в трахею.
  2. Нельзя смотреть телевизор, учить уроки, есть на ночь.
  3. Чистить зубы, тщательно пережевывать пищу.

Секретарь: - Спасибо, есть дополнения?

Учитель: - Ребята, я принесла вам необычную модель нашего пищеварительного конвейера.

Модель кишечника

(бельевая веревка, ленточки для делений, 2-х литровая банка вместо желудка)

Секретарь: - А теперь попросим сотрудников лаборатории «Истории питания» рассказать, чем же питались люди в древности?

Ответы:

а) Древние греки начинали свои пиршества ранним утром и за день съедали столько, что даже трудно себе представить. Ели полулежа, а когда желудок переполняется пищей, они брали павлинье перо, щекотали им в горле, пища выходила назад и пиршество продолжалось.
б) А в Спарте питались только один раз в день. Вся пища помещалась в ладони рук.       
в)  Воины Александра Македонского съедали в день один стакан абрикосов, растертых в воде, и этого им хватало на целый день.
г) К столу царя Алексея Михайловича (отец Петра I) подавались всегда самые простые блюда и ржаной хлеб. По понедельникам, средам, пятницам он ничего не ел мясного. А во время постов в эти дни царь Алексей Михайлович вообще не ел, не пил, а во вторник, четверг, субботу ел всего один раз в день- кусок черного хлеба с солью, соленый гриб или огурец и пил квас. Можно подсчитать, что царь постился 8 месяцев в году. Во время пышных приемов на царский стол подавалось около 70 различных блюд. Но почти все они раздавались. Сам царь ел очень скромные блюда. 

Секретарь: - Ребята, а что вы едите на завтрак, обед, ужин?
Учитель: - Какие блюда подаются к праздничному столу?
Ответ: (учащиеся перечисляют что едят).

Учитель: - Много вы перечислили продуктов, различных блюд, фруктов, напитков, десертов, но всю жизнь, чтобы вы не ели меню будет состоять из 6 «блюд». С этим мы должны разобраться сегодня. Может из вас кто-то догадался, о каких «блюдах» идет речь?

(На доске постепенно появляется таблица. Смотри Приложение 1)

Секретарь: - Слово предоставим «Диетологам».

Ответ:

а) Белки являются главным строительным материалом нашего тела. Это из них построены наша кровь и мозг, кости и волосы, все клетки тела. А так как «строительство» идет всю жизнь человека, поэтому важно получать эти вещества с пищей. Организму нужны растительные и животные белки. Особенно опасно белковое голодание детям: они плохо растут и болеют.
Белков много содержится: яйца, крупы, бобы, картофель, мясо, творог, рыба, молоко, сметана, сыр. А вот в тропических странах, где много фруктов, но мало белков животного происхождения, принято есть насекомых, червей, жирных волосатых гусениц, древесных пиявок, муравьев, саранчу.
Эти странные обычаи и привычки появились не случайно. Так, с давних пор, люди инстинктивно сами того не осознавая, старались обогатить свою пищу животными белками.

б) Жиры. Оказывается в нашем теле они выполняют роль «топлива». Жиры – хороший источник энергии. А еще жировые отложения образуют мягкую оболочку вокруг внутренних органов и защищают их от повреждений. Они смягчают давление на наши подошвы и ладони. Жиры «окутывают» наше тело подобно тонкому одеялу, помогая меньше терять тепла в холодную погоду.

А какие продукты обеспечивают наш организм жирами? Не думайте, что это только масло, сало, маргарин. Жиры есть в мясе, яйцах, твердых сырах, молочном шоколаде, грецких орехах, арахисе, семечках и хлебе.
Жиры необходимы нашему организму. Но все хорошо в меру. Избыточное употребление жирной пищи ведет к излишнему увеличению веса, потому что жиры откладываются в теле в виде запасов. Избыточный вес тела – это дополнительная нагрузка на сердце. Жиры, которые находятся в животной пище, содержат холестерин. Его избыток приводит к образованию жировых отложений в сосудах, питающих сердце кровью. От этого сердце не может полноценно работать.

в) Углеводы. Они легко усваиваются организмом и дают много энергии. Больше всего углеводов расходуется на работу мышц. Наше сердце нуждается в постоянном поступлении углеводов. Недаром для поддержания ослабевшего сердца больным иногда прямо в кровь вводят раствор глюкозы. Это один из углеводов.
Много углеводов есть в картофеле, рисе, бобах, овощах, зелени, фруктах, орехах, хлебе с отрубями, сахаре.

г) Минеральные соли (На доске карточки с изображением минеральных солей. Смотри Приложение 2.)

Соли кальция нужны организму для роста и обновления костей. Они регулируют работу сердца, участвуют в процессе свертывания крови. Если кровь бедна кальцием, человек даже при небольшой ранке может истечь кровью. Это опасно для здоровья.

Соли фосфора требуются нервным клеткам. Необходимы они для того, чтобы зубы были здоровыми.
Соли кальция и фосфора есть в ржаном хлебе, овсяной и гречневой крупах, щавеле, рыбе, мясе, орехах, молоке.

Соли железа. При их недостатке мы будем быстро уставать, наши клетки будут получать мало кислорода (помидор, капуста, горох, яблока, груши, виноград, земляника).

Соли магния важны для работы сердца, если недостаток этих солей, жди различных сердечных болезней. Когда мы злимся или нервничаем, магний выделяется из нашего организма, поэтому нужно чаще улыбаться. (овощи, фрукты, особенно в абрикосах и персиках).

Йод нужен для памяти и настроения (морепродукты, фейхоа).

д) Витамины. (см. Приложение 3). Нехватка витаминов в организме ведет к различным болезням.

С (аскорбиновая кислота) охраняет нас от заболеваний, как грипп, корь, ангина, коклюш, дифтерия, воспаление легких. Благодаря ему быстрее заживают раны и срастаются кости при переломах. Нехватка приводит к ослаблению организма, сонливости, быстрой утомляемости. (лимон, апельсин, шиповник, черная смородина, капуста, зеленый лук, сладкий перец, помидоры).

А – витамин роста. Без него не вырастишь высоким и крепким. При его нехватке снижается зрение, быстро наступает утомление, пропадает аппетит, начинает падать вес (масло, яйца, рыбий жир, морковь, сладкий перец).

Д – нужен для укрепления костей (яйца, масло, рыба, шпроты, солнце).

Группы В 1,2,12,6 нужны для укрепления мышц, для поддержания общего здоровья кожи, волос, ротовой полости, глаз. (мясо, печень, крупа, хлеб, яйца, молоко, орехи).

РР для хорошей памяти и настроения (цитрусовые, рыба, печень)

Витамины – друзья здоровья.

е) Вода. Тело человека состоит на 3/4 веса из воды.
Запасы воды постоянно расходуются и их нужно непременно пополнять. За сутки человек теряет 12 стаканов воды, значит такое количество нужно выпить или съесть.

Секретарь: - Еще хотят нам что-то добавить микробиологи.

Ответ: - Мы хотели бы напомнить элементарные гигиенические правила о том, что нужно мыть руки перед едой, не пить сырую воду, бороться с мухами и тараканами. Если не соблюдать эти правила, то можно заболеть дизентерией, холерой, брюшным тифом, гепатитом. Обязательно мыть овощи и фрукты перед употреблением а пищу.

Секретарь: - Слово диетологам.

Ответ: - Строго соблюдать распорядок дня: завтрак, обед, ужин. Много употреблять в пищу сырых овощей и фруктов. Пить натуральные соки и молоко.

Секретарь: - Давайте подведем итоги нашей конференции и составим правила по гигиене питания:

Ответ учащихся:

1)Правильно чистить зубы 2 раза в день, полоскать рот после еды.
2)Тщательно пережевывать пищу.
3) Хорошо мыть овощи, фрукты, руки перед едой.
4) Бороться с мухами и тараканами.
5)Хорошо проваривать мясо и рыбу.
6)Не отвлекаться во время еды.
7) Употреблять больше овощей и фруктов, богатых витаминами.

Секретарь: - На этом мы закончим свою работу. Благодарю за внимание и активную работу.